Главные вкладки

    Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

    Демьяненко Мария Алексеевна

    УМК "Школа России", литературное чтение 2 класс, В.Бианки "Музыкант" Урок построен на основе базовой модели: вызов-осмысление-рефлексия.Основным приёмом стал приём "чтение со стопом".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока мастерской  с использованием технологии ТРКМ

    Тема: УМК «Школа России» Литературное чтение 2 класс

    В.Бианки «Музыкант»

    Демьяненко Мария Алексеевна

    учитель начальной школы 1 категория

    ГБС(К)ОУ 2 (IV) вида

    Санкт-Петербург

    2011г.

    Мастерская – оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования поисковой и творческой деятельности учеников.

    Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).

    Технология педагогических мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо обеспечивают развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.

    УМК «Школа России»

    Литературное чтение 2 класс

    В.Бианки «Музыкант»

     Урок  разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок построен на основе базовой модели: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

     Основным приёмом стал приём «чтение со стопом». Суть приёма в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав каждую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения.

       Урок  рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.

    Педагогические цели:

    1. Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста

    2. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов, вопросов

    3. Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и открытие новых знаний, создание своего текста)

    4. Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста)

     5. Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя

    6. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письменной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу)

    Ожидаемые результаты:

     - ученик прогнозирует дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы

     - ученик проводит сравнение

     - ученик умеет работать в группе, в парах, слышит и слушает суждения других

     - ученик проявляет творческую деятельность, включая чувства

     - ученик соотносит полученные ранее знания

     - ученик умеет работать с информацией

     - ученик умеет обобщать

     - ученик умеет выразить своё личное отношение к предмету

     - ученик умеет принять позицию другого

    Оборудование и организация

    У учителя:

    Книга В.Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник

    иллюстрации, изображающие  медведя

    У учащихся:

    Учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями: толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова, опорные слова, словосочетания, вопросы, таблицы,  тексты о жизни медведя

    Применяемые методы:

    -объяснительно-иллюстративный

    - исследовательский

    Технологическая карта

    1. Стадия вызова

    1. Стадия осмысления
    1. Стадия рефлексии

    Вводный вопрос

    Выдвижение, связанное с развитием сюжета

    Сопоставление версий с новым сюжетом

    Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя

    Ход мастерской

    1.Индукция (наведение) создание настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включая чувства, формирование личного отношения к предмету, обсуждение.

      На доске: МУЗЫКАНТ

     - Прочитайте слово, написанное на доске

     - Назовите родственные слова

     - Скажите значение слова «музыкант»

    (выслушиваются ответы детей)

     - У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант»

    Прочитайте и сравните со своим ответом.

     Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся  музыкой.

    2.Самоконструкция (Построение знаний – поиск, открытие, формулировка гипотез) Создание первичного образа.

     - Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?

     - Что вы знаете о жизни медведей?

    (Выслушиваются  ответы детей)

    3.Деконструкция (работа с информацией)

     - На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 2 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.

    Внешний вид: Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая.  Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу.

    Питание : Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и копытных — косуль, оленей,  кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот.

    4.Самоконструкция (Создание первичного образа) Работа с информацией

    (После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице)

     - Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.

    Кто?

    Как выглядит?

    Поведение в природе

    Питание

    5.Реконструкция (Создание своего мира, текста, гипотезы – обязательно личностное)

    - А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант», какие вопросы вы зададите?

    (Дети задают вопросы)

               6.Социализация

    (Работа в парах)

     - У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы.

    (выслушиваются рассказы детей)

     - Одинаковые ли получились рассказы?

     7. Разрыв (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация)

    Работа с текстом

     - А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки?

    (Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)

    МУЗЫКАНТ

    В.Бианки

    Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

    —      Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

    1 остановка

    Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?

    (Выслушиваются ответы детей)

     Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

    Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

    Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

    Немного погодя опять: «Дзенн!..»

    Старик удивился:

    «Кто же это в лесу на струне играет?»

    А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

     - Чьи ответы совпали с авторским?

    2 остановка

    Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

    (Выслушиваются ответы детей)

    Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

    Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

    Медведь наклонил голову и слушает.

    Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

    Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

     - Оправдались ли ваши прогнозы?

    3 остановка

    Вопрос: Как поступит старик с медведем?

    (Дети высказывают предположения)

    Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Колхозник спросил старика:

    —     Ну что, убил медведя?

    —     Нет,— ответил старик.

    —     Что ж так?

    —    Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

    И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

     - Сбылись ли ваши предположения?

     - Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?

     - Какой смысл заключил в своё произведение автор?

    8. Рефлексия (самоанализ) Обобщение ощущений, чувств.

    На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.

    Что я знал

    Новое

    Думал иначе

    Есть вопросы

    (Выслушиваются высказывания детей по таблице)

     - Какая информация оказалась новой?

     - Дополните фразу:

    «Читая это произведение, я думал о том, что …»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

    Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

    Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.

    Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...

    Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".

    Конспект  разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....

    Методическая разработка урока по технологии ( 1 класс) Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ. ОРИГАМИ. НАРЯДНЫЕ ДОМИКИ

    Методическая разработка урока по технологии ( 1 класс)Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  МАСТЕРСКАЯ. ОРИГАМИ. НАРЯДНЫЕ  ДОМИКИЦели:   Обучение учащихся приёмам преобразования бумажных заготовок...

    Методическая разработка урока - мастерской "Что нам стоит дом построить" по теме "Площадь фигур"

    Методическая разработка предназначена для 2 класса по предмету "Математика", тема "Площадь фигур", программа "школа 21 век"...

    Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .

    Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " ....

    Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий

    Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок построен на материале учебника "Английский в фокусе 4". Тема урока: "Письмо о друге...