виды работ с текстом на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению по теме

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характеристики героев произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_raboty_s_tekstom.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

« СКОРАЯ ПОМОЩЬ»  К УРОКАМ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

                                                                                         

ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ.

  1. Чтение всего текста.
  2. Чтение, деление на части.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.

Пересказ: ( алгоритм пересказа для ученика)

  1. Подготовь такой пересказ, чтобы он был интересен самому.
  2. Постарайся быть точным( описание)
  3. При пересказе одна мысль должна быть главной, а остальные подчинены ей.
  4. При пересказе постарайся передать настроение героя и автора.
  5. Спланируй свой пересказ.
  6. Включи в пересказ элементы описания, рассуждения.
  7. Заинтересуй слушателей своим пересказом.

Требования к пересказу.

  1. Активная творческая мыслительная работа над текстом – основа пересказа
  2. Следить за темпом речи, интонацией, тембром
  3. Включать описания, рассуждения

Виды пересказа:

  1. В крайних случаях полный, точный пересказ
  2. В остальных случаях – выборочный пересказ ( Посоветовал бы ты прочитать своим друзьям этот текст? Перескажи ту часть текста, которая бы заинтересовала другого человека.)
  3. Творческий пересказ.

  1. Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.
  2. Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
  3. чтение, ответы на вопросы.
  4. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на вопрос.
  5. Чтение самого красивого места в рассказе; самого смешного; самого грустного; само главного.
  6. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  7. Чтение и подбор звукового оформления отрывка.
  8. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение.
  9. Чтение по ролям.
  10. Чтение, пересказ прочитаного с помощью мимики, жестов, позы.
  11. « Живая картинка»( один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  12. Нахождении отрывка, который можно прочитать с мольбой, досадой, возмущением, строго, презрительно.  весело, печально и т.д.).
  13. Конкурсное чтение стихотворений.
  14. Нахождение образных сов и описаний.
  15. Выразительное чтение отрывка.
  16. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.
  17. Чтение с пометками.
  18. Чтение с комментарием и беседой
  19. составление плана из рисунков.
  20. Чтение с остановками ( + приём « дерево предсказаний»)

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ.

Радостное

Робкое

Светлое

Сердитое

Серьёзное

Сказочное

Скорбное

Скрытое

Смешное

Солнечное

Сонное

Сосредоточенное

Сочувствующее

Спокойное

Таинственное

Тёплое

Тихое

Торжественное

Хвастливое

Хмурое

Шаловливое

Шумное

шутливое

Беспокойное

Бодрое

Боязливое

Бурное

Весёлое

 возбуждённое волшебное

Воспевающее восторженное

Высмеивающее

Героическое

Грустной радости

Грустное

Добродушное

Жуткое

Загадочное

Задиристое

Заносчивое

Звонкое

Капризное

Ликующее любование

Мечтательное

Прихотливое

Прославляющее

Радостной готовности

Мрачное

 Насмешливое

 Нежное

Обиженное

Ожидания

Печальное

 Поучительное

Привередливое

Прихотливое

Прославляющее

Радостной готовности