Виды работы с текстом на уроке литературного чтения.
учебно-методический материал на тему

Вашуркина Наталия Алексеевна

В данной работе собраны разнообразные виды работ с текстом на уроке литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работы с текстом на уроке литературного чтения.

   Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одну из них, поистине благородную и человечную, давно нам знакомую, но так и не претворенную в жизнь – всестороннее и гармоническое развитие личности, – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе

   И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

   Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Виды работы с текстом:

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)
  2. Чтение и пометка непонятных слов.
  3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  4. Чтение, деление на части. Составление плана.
  5. Чтение по готовому плану.
  6. Чтение, после чтения пересказывание.
  7. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  8. Чтение цепочкой по предложению.
  9. Чтение цепочкой по абзацу.
  10. Чтение вполголоса.
  11. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  12. Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.)
  13. Подготовка к сжатому пересказу.
  14. Чтение, ответы на вопросы.
  15. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  16. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  17. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  18. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  19. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  20. Чтение и установление, что правда, а что вымышлено (для сказки).
  21. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  22. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
  23. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  24. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  25. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось
  27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)
  29. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  30. Чтение по ролям.
  31. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  32. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  33. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
  37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  44. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  45. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  46. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  47. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное-прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
  48. Чтение, пометка непонятных слов.
  49. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
  50. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  51. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  52. Чтение слов, к которым даны сноски.
  53. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  54. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
  55. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
  56. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
  57. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
  58. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
  59. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
  60. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
  61. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
  62. Чтение и пересказ от лица героя произведения.
  63. Чтение сказки и изменение хода событий.
  64. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
  65. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
  66. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).

    Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

Виды работы с текстом на уроках литературного чтения

материал предназначен для уроков литературного чтения...

виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Виды работы на уроках литературного чтения в 1 - 4 классах....

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Этот материал поможет учителю на уроках чтения использовать разные виды работ....

Мастер класс " Виды работы с текстом на уроках литературного чтения"

Мастер класс позволяет познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий,      ...