конспект урока по литературному чтению "Ворона и лисица"
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему

Никитина Тамара Васильевна

Надеюсь, что этот конспект урока кому-нибудь пригодится

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Никитина Т.В.

Образовательное учреждение

МПУ СОШ № 27

Республика/край, город/поселение

г. Подольск

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.

Задачи урока

Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

ЗУНы актуализируют: знание о литературных жанрах, произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя, навыки чтения.

ЗУНы приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали.

ЗУНы закрепят: навык осознанного выразительного чтения.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор (проекционное устройство)

Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)

Персональный компьютер (ноутбук)

Экран

Мультимедийная презентация,

Толковые  словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля

Учебник:  Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 3 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М: Просвещение, 2002 г.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.      Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке  мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души  самыми прекрасными чувствами.

              (СЛАЙД 2)

 На сегодняшнем уроке  будем
Думать, размышлять,
На вопросы
отвечать,

 Выразительно читать.

Ход и содержание урока

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

             (СЛАЙД 3-8)

 Кроссворд «Определи литературный жанр»

- Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым  жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.

Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения.

                                                                                                                                                                                                                                                                           

1

2

3

     

4

5

    Вопросы:

  1. «Из того ли то города из Мурома,

              Из того ли села из Карачарова

              Выезжал удаленький

              дородный добрый молодец». (Былина).

  1. « Красная сидит девица, а коса на улице» (Загадка).
  2. «Землю красит солнце, а человека – труд».  (Пословица).
  3. «Ласточки пропали

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой» (Стихотворение)

  1. «Дождик, дождик пуще

Дай хлеба гуще!

Хлеба  - каравай,

Весь день – поливай!» (Песня)

Б

А

С

Н

Я

З

А

Г

А

Д

К

А

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А

     

С

Т

И

Х

О

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

П

Е

С

Н

Я

(СЛАЙД 9)

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. (Басня).

- Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылов).

             (СЛАЙД 10)

   Слово учителя об И.А. Крылове.

- Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)

- Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.

 Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года,  в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.

               

                (СЛАЙД 11)

- Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный  русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

                 (СЛАЙД 12)

Задание: угадайте какой иллюстрации из басни принадлежит строка.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

                    (СЛАЙД 13 - 14)

- Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни, с которой мы сегодня познакомимся. («Ворона и Лисица»)

 Работа с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.И Даля по понятию «басня».

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)

- Найдите в толковых словарях,  какое определение дает Ожегов и В.Даль.

(Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными).

                    (СЛАЙД 15)

- Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?

                   (СЛАЙД 16-17)

- Составим свое определение басни.

Задание: вставьте пропущенные по смыслу слова. (Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

- На какой жанр литературы  похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

- Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки.

- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица»  мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

     

 Физкультминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

4. Первичное знакомство с басней.

                   (СЛАЙД 18)

- А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.

Восприятие прослушенной басни.

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

- О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?

Словарная работа.

- Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.

                     (СЛАЙД 19 - 21)

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:

  1. Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит; 
  2. Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит; 
  3. Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова; 
  4. Каркнула очень громко - во всё горло; 
  5. Исчезла, скрылась - была такова; 
  6. Трудно стало дышать - дыханье спёрло; 
  7. Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

5. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику, с.137-138

Работа с текстом басни.

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы  слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)

             

                (СЛАЙД 22 - 23)

- Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?

Ворона 

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красивая

Лисица 

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)

                    (СЛАЙД 24)

Работа над моралью басни.

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

- Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

                     (СЛАЙД 25)

Работа с пословицами.

Задание: собери пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:

  1. Верь своим очам, а не чужим речам. (Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим  глазам, а не льстивым речам Лисы).
  2. На языке - медок, а на сердце - ледок. (Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал)
  3. У лести нет чести. (Лиса льстила,  обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть -  хитрость и обман).

Физкультминутка от Лисицы.

Кто на месяце живёт?
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (Ходьба.)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз. (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной.)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой.)

Проверка и оценивание ЗУНКов

6.Чтение произведения по ролям.

 Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

Взаимооценка детьми.

Рефлексия деятельности на уроке

7. (СЛАЙД 26)

Закончите  предложения:

  «Сегодня я узнал ….»

  «Было интересно ….»

  «Урок дал мне для жизни…..»

Домашнее задание

 8. (СЛАЙД 27)

(дается по выбору)

  1. Выразительное чтение басни.
  2. Чтение по ролям
  3. Инсценировка басни