Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Цели:
• выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
• знакомство с культурой Японии;
• выполнение журавлика в технике оригами;
• развитие речи учащихся; развитие образного восприятия действительности;
• воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания;
• воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в работе логопеда.

Современная эпоха предъявляет высо кие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Приобретенные ребенком навыки работы на компьютере оказываются весьма ценными как во время обучения в школе, так и в дальнейшей его жизни и профессиональной деятельности.    

Сложная структура нару шений учащихся определяет необходимость полисен сорного воздействия на ребенка (т.е. развитие всех анализаторов).

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения. Теоретическая основа компьютерных программ в коррекционно-развивающем обучении базируется на поло жениях Л.С. Выготского об уровне актуаль ного развития ребенка и зоне его ближайше го развития.

Применение компьютерных технологий дает учителю целый ряд преиму ществ:

  1. значительно повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, рече вой и учебной деятельности ребенка во вре мя занятия;
  2. компьютер обеспечивает полисенсор ное и интерактивное воздействие;
  3. решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в бо лее короткие строки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные, слуховые сигналы при выполнении заданий).

Компьютерные технологии рекомендуют использова ть на занятиях с детьми, имеющими психические и рече вые нарушения. В целях профилактики зрительного утом ления проводятся упражнения для глаз.

Дети группы риска по зрению занимаются под строгим наблюдением.

Целенаправленное систематическое воздействие с использованием компьютерных технологий позволяет значитель но повысить эффективность работы учителя.

Прежде всего, необходимо представить достоинства компьютерного метода с психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь преподавателю индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

Таким образом, можно выделить следующие педагогические цели использования средств новых информационных технологий:

• развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

• развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, логического видов мышления);

• эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

• развитие коммуникативных способностей;

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования различных графических и музыкальных редакторов).

• работа с компьютерной мышью является составной частью развития моторики ведущей руки ребенка. Эффективность этой работы связана с механизмом обратной связи - получение зрительных и звуковых сигналов в ответ на каждое движение рукой (перемеще ние мыши).

• работа на компьютере очень эффективна для развития зрительно-моторной коорди нации. Перемещение мыши сопровождается непрерывным слежением за перемещением курсора на экране. Координация движений руки и глаз в работе с компьютером даже в тяже лых случаях достигается достаточно быстро.

В системе образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, созданных в учебных заведениях и центрах России. Немалое их число отличается оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем.

        При составлении программ четко формулируются цели, осуществляется логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи, устраняются детали, описательный и второстепенный материал. Весь материал подразделяется на небольшие, завершенные по смыслу отрезки (шаги, порции), обеспечивается их проработка по заранее составленным рациональным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляется пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок, если они допущены.

Наибольшее распространение сегодня имеют программы линейного и разветвленного   характера. В первых программах после порции материала излагается проверочное задание. Если ребёнок с ним справился, ему дается следующая порция материала. Логика обучения носит линейный характер. Составители таких программ имеют своей целью предупреждение ошибок обучаемых. Во втором случае после изучения порции информации также дается задание, но к нему предлагается несколько вариантов ответов, один из которых верен, а другие воспроизводят характерные ошибочные ответы. Если ученик выбирает неверный ответ, он получает разъяснение допущенной ошибки и возвращается к исходному заданию. Такой вариант программированного обучения в большей степени адаптирован к индивидуальным особенностям обучающихся.

Учитель должен уметь ориентироваться в многооб разии современных компьютерных обу чающих программ, оценить программу с точки зрения этики, качества мультипликации, адекватности содержания и применяемых методик. Широко применяется программно-методический ком плекс развивающих компьютерных игр:

  1. для диагностики и исправления наруше ний звукопроизношения, голоса, речевого ды хания, темпоритмической организации речи;
  2. для развития лексико-грамматического строя речи, формирования диалогической и монологической форм высказываний, повы шения уровня речевого развития;
  3. у детей с тяжелыми речевыми и позна вательными нарушениями - для стимуляции речевой, слоговой или голосовой активности, расширения импрессивного словаря, форми рования знаний и представлений об окружа ющем мире, развития эмоциональной сферы.

Игры за компьютером, которые я использую в своей практике. Программа разработана компанией "Новый Диск"  «Учимся говорить». Программы студии «Баюн» «Знакомство домовёнка Бу с народными традициями», «Подготовка к школе», «Развитие речи», «География для малышей», «Моя страна Россия», «Детское творчество», «Школа рисования». Несмотря на то, что данные программы предназначены для детей дошкольного возраста, практика показывает, что они вызывают живой интерес у разновозрастных детей, даже учеников 9 класса.

Поскольку обучаемый самостоятельно работает с программой, значительно усиливается индивидуализация обучения. Каждый работает в удобном для него темпе, может при необходимости возвращаться к ключевому материалу, в адаптированных к таким условиям обучения программах каждому даются индивидуальные пояснения ошибок, предлагается соответствующий инструктивный и вспомогательный материал. Обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал - ученик»), налицо эффективное обучение самоуправлению, самоконтролю и коррекции учебной деятельности, реально осуществляется поэтапное управление учебной деятельностью и ее формирование на основе оптимально сконструированных алгоритмов.

Проводя ежегодное логопедическое обследование речи детей, было замечено значительное снижение качества связной речи. Это привело нас к творческому решению данной проблемы. Было решено выпускать ежегодно сборник детского словотворчества, где учащиеся сочиняли сказки, рассказы, стихи и рисовали иллюстрации. Для реализации задуманного нам опять же помог компьютер. Дети вначале записывали свои произведения на бумаге, а потом должны были набрать его в электронном виде.  Здесь было отмечено, что дети, страдающие дисграфией, лучше ориентируются в клавиатуре компьютера, чем на простом листе бумаги. Для таких учеников было затруднительно вспомнить образ буквы, что бы записать её, а пользуясь клавиатурой, ничего запоминать не надо, а нужно лишь сориентироваться и найти нужную букву перед глазами. Наш сборник «Радуга» помог улучшить показания связной речи, лексико - грамматического строя учащихся, ученики стали более внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих.

Информационные технологии могут решить проблемы обучения общению и повысить учебный процесс за счет увеличения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения активного времени каждого обучающегося и усиления наглядности, благодаря преимуществам информационных технологий, которые заключаются в:

-   организации познавательной деятельности путем моделирования;

-   имитации типичных ситуаций  общения с помощью средств мультимедиа;

-   применении полученных знаний в новых ситуациях;

-   эффективной тренировке усваиваемых умений и навыков;

-   автоматизированном контроле результатов обучения;

-   способности осуществления обратной связи;

-   развитии творческого мышления;

- возможности объединения в учебных программах визуальной и звуковой форм.

    По результатам работы у учащихся наблюдалось повышение познава тельной активности на занятиях, освоение и закрепление сенсорных эталонов проходили более успешно, чем на наглядно-дидактическом материале. Улуч шились произвольная память и внимание, речевое развитие, отмечались ключевые изменения лексико-грамматического строя речи.