Урок внеклассного чтения 4 класс Тема: Творчество Евгения Львовича Шварца
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лилия Азатовна Сайранова

Урок  внеклассного чтения

4 класс

 

Тема: Творчество Евгения Львовича Шварца. 

Цели:

Вызвать интерес к творчеству Евгения Львовича Шварца, желание самостоятельно    прочитать произведения писателя.

Расширить читательский кругозор учащихся.

Опираясь на деятельность самих учащихся обеспечить понимание смысла текста произведений.

Развивать речь учащихся в процессе анализа произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_e.l._shvarts.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  внеклассного чтения

4 класс

Тема: Творчество Евгения Львовича Шварца.  

Цели:

Вызвать интерес к творчеству Евгения Львовича Шварца, желание самостоятельно    прочитать произведения писателя.

Расширить читательский кругозор учащихся.

Опираясь на деятельность самих учащихся обеспечить понимание смысла текста произведений.

Развивать речь учащихся в процессе анализа произведения.

Оборудование: портрет писателя Е. Шварца; макет часов («Машина времени», к ней прикреплены три даты: конец 19 века – начало 20 века, 1940 год, начало 21 века);  запись музыкального фона (или колокольчик); вопросы – ответы о детских годах писателя

 

Ход урока

I. Организационный момент

1) Речевая разминка.

а) Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).

   “Одуванчик” (сильный выдох)

   “Задуй свечу” (быстро)

   “Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

(Часы бьют 8 часов утра – начало первого урока.)

- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время! Не будем терять ни минуты.

б) А время, а время

    Не убавляет ход!

    А время, а время

    Идёт себе, идёт!

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Прочитайте, выделяя главные слова.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте медленно.  

(Слова из песни можно пропеть)

ll. Сообщение темы урока

- Прочитайте пословицы, написанные на слайде.

Время летит и при закрытых дверях.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Время не останавливается, оно постоянно идёт вперёд.

Когда вся семья в сборе, то всем в семье и спокойно.)

 

Сегодня на уроке мы постараемся доказать истинность этих пословиц. Познакомимся с творчеством писателя Евгения Львовича Шварца.

lll . Знакомство с биографией Е.Л. Шварца.

- Сейчас мы перенесемся  вконец 19 века.

Подаётся звуковой сигнал колокольчиком, и все присутствующие «оказываются» в конце 19 начале 20 веков.

(Макет часов – это Машина времени. На макете изображено: конец 19  - начало 20 века)

1) “Разговор” с Женей Шварцем.

 (Выбирается ребёнок, исполняющий роль Жени. Он читает ответы)

Вопросы:

- Где ты родился?

Ответ: “Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета”.

- В каком возрасте научился читать?

Ответ: “Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”.

- Твоя любимая детская книга?

Ответ: “Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”.

- Кем мечтал стать в детстве?

Ответ: “Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

2) Рассказ о творчестве писателя.

1 ученик:

- Евгений Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений, предназначенных для исполнения актёрами на сцене.

2 ученик:

- Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.

3 ученик:

- Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя.

4 ученик:

- Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

Учитель добавляет:

- Вот что написал о нём его внук А. Крыжановский в рассказе “За что мы любим праздник”:

“Люди тянулись к Шварцу. Он был душой компании… Но к сказке пришёл не сразу, хотя по природе был праздничным человеком”.

lV.  Знакомство с творчеством писателя.

1. Звуковой сигнал – и путешественники перемещаются в 30-е годы 20 века.

Обращение к слайдам.

- Основу драматургии Шварца составили пьесы:

1934год – «Голый король»

1937год – «Красная шапочка»

1938год – «Снежная королева»

- Если спросить человека любого возраста, какие он знает фильмы-сказки, среди прочих названий обязательно прозвучит «Золушка» (1947год). Сценарии этих фильмов написал Евгений Львович Шварц. Шварц создал около 30 пьес и киносценариев.  

2. Звуковой сигнал - и путешественники перемещаются в 1940 год.

- 1940-й – год написания “Сказки о потерянном времени”. До начала Великой Отечественной войны остался один год. Люди нашей страны ощущали предвоенную тревогу. А Шварц пишет сказку для ребят!

- Можно ли по заголовку назвать жанр произведения?  

(Авторская  сказка)

- Это волшебная сказка, т. к. в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.

– В сказке Шварца выполняются основные сказочные законы. Давайте вспомним основные сказочные законы.

1. Закон сказочной справедливости – добро всегда побеждает зло.

2. Что сказано – осуществляется.

3. У сказки всегда хороший конец.

2). Словарно-орфографическая работа.

- Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА – (керосинка – керосиновый нагревательный прибор с фитилями) – лампа, освещающая при помощи керосина.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.

ПО'ЛЫ, ПОЛА', – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака.

- Подберите синонимы к словам:

Хмурый (угрюмый, ненастный)

Сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

- Подберите антонимы к словам:

Состариться (помолодеть)

Трудиться (бездельничать, лениться, лодырничать)

 

3) Чтение сказки. Деление её на части.

Чтение учителем и хорошо читающими учениками.

1 часть.

От начала до слов: «И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу…»

- Что вы узнали о Пете Зубове?

2 часть.

До слов: «Отвернулся бедный  Петя и пошёл куда глаза глядят».

- Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.

- Почему мама не узнала Петю?

(Петя превратился в старика)

3 часть.

До слов: «Хорошо бы отдохнуть», - подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик».

– О чём стал размышлять Петя?

(Ничему не успел научиться.)

- А что же, ребята произошло дальше с Петей Зубовым вы узнаете, если прочитаете «Сказку о потерянном времени» Е.Л. Шварца.  

3. Звуковой сигнал и путешественники перемещаются в сказку «Два брата»

Работа над первой  главой сказки «Два брата»

Чтение 1 абзаца хорошо читающими учениками.

- Можно ли начало сказки назвать сказочным?

(Нет)

-Что веселило лесничего, а что его огорчало?

(В лесу у него всё шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. …братья ссорились каждый день, как чужие)

- Что заставило Старшего дать честное слово?

( …что ёлки к Новому году он им не устроит. За ёлочными украшениями надо ехать в город. Маму послать – её по дороге волки съедят. Самому ехать – он не умеет по магазинам ходить. А вдвоём ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.)

-Почему Старшему  не хотелось играть с Младшим?

(И дошёл он до самого интересного места, когда появляется над кораблём птица  Рок, огромная, как туча, и несёт она в когтях камень величиною с дом.)

-Что страшного в словах «оставь меня в покое»?

(Равнодушие, невнимание к близкому, нежелание вникать в проблемы)

Чтение отрывка учителем или хорошо читающим учеником.

- Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения.

(Да. По началу сказки можно, что потом произошло, вы узнаете, дочитав сказку до конца)

Чтение отрывка учителем или хорошо читающим учеником.

- Отчего поседел отец?

- Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? Справедливым? Мудрым?

V. Итог урока.

Звуковой сигнал – ребята возвращаются в наше время, т. е. начало 21 века.

- Сегодня мы совершили путешествие во времени и познакомились совсем немного с творчеством писателя Евгения Львовича Шварца. Давайте вспомним пословицы, которые мы читали в начале урока:

Время летит и при закрытых дверях.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

 - Когда вся семья в сборе, то всем в семье и спокойно.

А человек, который попросту теряет время, сам не замечает, как стареет.

– Время нашего урока подошло к концу. Не будем терять время зря.

- Закончим наш урок стихотворением С. Баруздина. Стихи о человеке и его часах.

Ведут часы секундам счет.

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет. …

Vl. Дома:

        

- Дочитать «Сказку о потерянном времени».  Выбрать небольшой фрагмент из сказки и подготовить инсценировку.

 Можно выбрать следующие три фрагмента:

1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

2. Разговор злых волшебников в лесном домике.

3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Творчество Н.Н.Носов "Федина задача" 4 класс ОС "Школа 2100"

Конспект урока с презентацией. На уроке используется групповая работа, представлен лист самооценки....

Разработка урока внеклассного чтения по теме "Творчество Редьярда Киплинга. Сказки просто так."

Урок комбинированного типа разработан с использованием технологии  проектной деятельности. УМК "ШКОЛА 2100"....

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

презентация для урока литературного чтение по теме "Творчество А.Блока"

презентация для урока литературного чтение по теме "Творчество А.Блока"...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Творчество В.Бианки"

Данный материал поможет учителю в подготовке к уроку литературного чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...