Разработка урока внеклассного чтения по теме "Творчество Редьярда Киплинга. Сказки просто так."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Караулова Альбина Юрьевна

Урок комбинированного типа разработан с использованием технологии  проектной деятельности. УМК "ШКОЛА 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения во 2 классе

Тема урока: Творчество Редьярда Киплинга. «Сказки просто так».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: ознакомить с краткой биографией и творчеством Р.Киплинга, особенностями его сказок.

Задачи урока:

  1. Предметные

  • учить находить главную мысль в произведении;
  • развивать навыки выразительного чтения, пересказа.

  1. Метапредметные

  • Познавательные УУД:

- учить учащихся формулировать цели урока;

- учить поиску, выделению и сбору необходимой информации из различных источников.

  • Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение анализировать

  • Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в паре

  1. Личностные
  • формировать интерес к чтению;
  • формировать умение высказываться по прочитанному

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

  • У нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Итак, у нас урок внеклассного чтения. Пусть этот урок подарит вам радость познания. Я желаю вам хороших ответов.

  1. Повторение изученного материала.

  • Давайте, вспомним. С каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках литературного чтения?

                (Сказка)

  • Что такое сказка?

                (Сказка — это литературное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных. Фантастических лиц).

  • Кем создаются сказки?

(Народом. Передаются из уст в уста. Еще их сочиняют писатели).

  • Правильно. Молодцы. Опираясь н ваш ответ на какие 2 группы можно разделить сказки?

(Сказки бывают авторские и народные).

  • Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок, которые мы с вами читали.

  1. Зачин;
  2. Положительные и отрицательные герои;
  3. Троекратный повтор;
  4. Герой проходит ряд испытаний;
  5. Наличие волшебного помощника или предмета;
  6. Добро побеждает зло.

  • Как называем сказки с такими особенностями?

(Волшебными)

  • Чему учат сказки?

(Добру, взаимовыручке, любви, трудолюбию)

  • На уроках литературного чтения мы с вами говорили о том, что сказки учат, а значит можно сказать о них ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ.
  • Как вы думаете. А могут ли сказки быть непоучительными? Если могут, то какими?

(Ученики затрудняются ответить однозначно. Мнения разделились).

  1. Постановка учебной задачи.

  • Постараемся найти ответ на этот вопрос сегодня на уроке.
  • Сказки какого автора читали?

(Редьярда Киплинга)

  • Как работали?

(По группам)

  • Возникали сложности? Как с ними справлялись?

(Помогали друг другу; спрашивали у родителей; искали ответы в книгах, словарях).

  • У вас сегодня есть волшебный помощник. Эта кошечка пришла к нам из авторской сказки. Она поможет нам совершить путешествие по сказкам Редьярда Джозефа Киплинга.
  • Будьте внимательны ко всему, что увидите и услышите.

  1. Работа по теме.

  1. Рассказ о писателе

  • Мы с вами долго готовились к этому уроку, вы объединились в творческие группы для того, чтобы получить новые знания и без остатка подарить их своим одноклассникам сегодня на уроке. Первая группа подготовила рассказ о писатели Р.Киплинге.

(Слайд № 1. Портрет писателя).

                Редьярд Киплинг английский писатель и поэт родился 30 декабря 1865 году в Индии в городе Бомбее. Как предполагают, имя Редьярд, Киплинг получил в честь английского озера Редьяр, где познакомились его родители. (Слайд № 2. Карта Англии, слайд № 3 Карта Индии).

        В возрасте 6 лет, как это было принято в англо-индийских семьях, Редьярд и его младшая сестра были отправлены учиться в Англию.

        Они жили в частном пансионе, а на праздники уезжали к родственникам матери.

        В 12 лет родители устраивают его в частное Девонское училище. Позже о годах, проведенных в училище, Киплинг напишет книгу.

        После училища Киплинг возвращается в Индию и работает журналистом в газете. С этого времени начинается литературная биография Редьярда Киплинга. На страницах газеты печатаются стихи Киплинга и его короткие рассказы.

        В 1889 году посещает Киплинг Англию, Бирму, Китай, Японию, пересекает Атлантический океан и устраивается в Лондоне.

        В 90-е годы происходят самые важные события в жизни писателя. Он женится, и у него рождаются двое детей. С этого момента он начинает писать для детей.

        Затем, уже позднее, в 1902 году выходят сказки Киплинга под названием «Сказки просто так». В этом же году Киплинг решает поселиться в Англии и покупает загородный дом. Там он живет до конца жизни. Здесь были написаны сказки Киплинга «Пак с холмов» и «Награды и феи».

        В жизни Киплинга были очень тяжелые периоды. Сначала от тяжелой болезни он потерял старшую дочь. Во время Первой мировой войны гибнет его сын. Писатель умер 18 января 1936 года в Лондоне.

        Первая группа: Рассказ о Р.Д.Киплинге.

  • В каком году родился Р.Д.Киплинг?

30 декабря 1865 году.

  • В этом году исполняется 145 лет со дня рождения писателя.
  • Где родился Р.Д.Киплинг?

В Индии.

  • Почему Редьярд оказался в Англии в пансионе?

Ему исполнилось 6 лет, и он должен был учиться.

  • На каком языке писал свои сказки Р.Д.Киплинг?

На английском.

  • Но мы читаем их на русском языке. Кто же нам помогает?

Переводчик.

  • А кто такой переводчик?

(Дети высказывают свои предположения).

  • Где можно найти более точное определение?

(В толковом словаре).

  • Кто поможет найти? Рассказывай все, что сейчас будешь делать.

(Открою толковый словарь Ожегова на странице где содержание, найду номер страницы на которой находятся слова, начинающиеся на букву П. Это первая буква в слове переводчик. Мне нужна страница 488. Теперь я буду смотреть на верхний уголок страницы и искать похожее сочетание первых букв перево-. Я нашел это сочетание на странице 501. Ищу слово.

Переводчик — специалист по переводу с одного языка на другой.

  • Кто перевел сказки Киплинга?
  • Как найти эту информацию? Рассмотрите свои книги. Кто нашел информацию сейчас? А кто ее нашел еще дома? Молодцы!
  • Фамилия переводчика может быть указана на титульном листе, на обороте титульного листа, в содержании (оглавлении), если это сборник произведений разных авторов.
  • Посмотрите, кто был переводчиком вашей книги.

(К.И.Чуковский

С.Я.Маршак).

 

  1. Выразительное чтение.

  • Наша гостья очень довольна вами и уже приглашает нас продолжить путешествие. Посмотрите, она переместилась поближе ко второй группе. Ребята познакомят нас со сказкой «Откуда у кита такая глотка».
  • Ответ на этот вопрос ребята второй группы искали сами и подготовили выборочное выразительное чтение по ролям для того, чтобы вам помочь найти ответ на него.
  • В сказке встретились новые слова. Ребята пользовались словарем в учебнике окружающего мира и подготовили для вас словарик.

                Словарная работа (Слайд № 4).

  • млекопитающие — класс позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком.
  • Холщевые штаны — брюки из толстой льняной нити.
  • Пятидесятый градус северной широты и сороковой градус западной долготы — географические координаты, способ ориентироваться.
  • Винчестер — название станции
  • Фичборо — название станции
  • Представьте книгу. Чем пользовались при подготовке к уроке?

(Памяткой).

  • Выборочное чтение по ролям.
  • Понравилась вам сказка?
  • Докажите, что эта сказка.

  • Жил-был кит — зачин
  • Моей сказке конец — концовка
  • Повторы про подтяжки — троекратный повтор
  • Волшебные слова: Поставил я решетку, киту заткнул я глотку.

  • Эта сказка поучительная?

                (Не совсем. Она нам сообщает новые сведения о ките).

  • А как же можно сказать по-другому? Сообщает, дает новые знания.

                (Познавательная).

  • Что узнали о китах?
  • Чем они питаются?
  • Правда ли у кита в горле решетка? На каком уроке это можем узнать? (Слайд № 6. Фото кита).

                (На уроке окружающего мира).

  1. Краткий пересказ. (Слайды № 7 — 10. Картинный план)

- Продолжаем наше путешествие. Третья группа подготовила для вас инсценировку сказки.

(Инсценировка была подготовлена учителем английского языка.....)

                Учащиеся инсценировали сказку «Отчего у Верблюда горб» на английском языке).

  • Понравилась вам сказка?
  • Докажите, что это сказка.
  • Эта сказка поучительная или познавательная?
  • Какова главная мысль этой сказки?
  • Выберете пословицу, которая соответствует главной мысли сказки:

  1. Физминутка.

  • Что-то наша кошечка загрустила, задремала. Снится ей сейчас далекая Амазонка.
  • Давайте отдохнем и исполним веселую песню «На далекой Амазонке...». А стихи этой песни написал Р.Киплинг.

(Дети исполняют песню и повторяют танцевальные движения за дежурным).

  • Молодцы!

  1. Подробный пересказ (Мультфильм 7 минут).

  • Сказки Редьярда Киплинга интересны не только детям, но и взрослым, а иначе зачем они их перевели на многие языки мира? Зачем ставят спектакли, снимают кинофильмы и мультфильмы?
  • Сегодня ученики четвертой группы подготовили для вас сказку «Как было написано первое письмо». Они ее не просто перескажут, а озвучат мультфильм, который был снят в 1974 году на киностудии «Киевнаучфильм».

(Учащиеся «озвучивают» мультфильм. Тем самым подробно пересказывая сказку).

  • Что случилось с первобытным человеком на охоте?
  • Как Таффи решила помочь отцу?
  • Почему посланник пострадал, хотя хотел помочь девочке?
  • Какое величайшее открытие сделала Таффи?

(«Это величайшее открытие, и придет время, когда люди назовут его умением писать...»)

  • Можно ли сказать, что это и есть главная мысль сказки?
  • Это сказка? Докажите.
  • Как вы думаете, умение писать величайшее открытие?

  1. Игра. (Слайд № 11. Наскальное письмо).

  • Попробуем представить себя древними людьми. Я для вас приготовила сообщение в виде рисунка. Попробуйте прочитать его.

(Ответы детей).

  • Послушайте, как ученые расшифровали это послание.

Наскальная надпись из Северной Америки повествует о том, как вождь одного племени отправился в путь на пяти каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел — символ храбрости говорит о том, что в путь отправились смелые и храбрые люди. Другие животные — это изображение добрых духов-хранителей.

  • Почему мы все по-разному прочитали эту надпись?

(мы не знали точного значения каждого изображения. Не было подсказки-ключа).

  • Какой вывод можно сделать?

(умение писать — величайшее открытие).

  1. Итог урока.

  • С какими сказками познакомились на уроке? Нашли ответ на вопрос, поставленный в начале урока?
  • Какие из них поучительные, какие познавательные?
  • На уроках литературного чтения мы продолжим знакомиться с творчеством Редьярда Киплинга. Прочитаем его знаменитую «Книгу Джунглей», а на уроках английского языка вы прочитаете рассказы и сказки в подлиннике, т. е. На родном для писателя языке.
  • Наша волшебная помощница подготовила для вас вопросы. Которые еще раз вернут нас в мир «Сказок просто так» английского писателя Редьярда Киплинга.
  • Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и помочь друг другу ответить на вопросы викторины.

                Викторина.

  1. Животное, похожее одновременно на ежа и черепаху. (Броненосец).
  2. Владыка всех пустынь. (Джинн)
  3. Незадачливый «охотник» за Ежом и Черепахой. (Ягуар).
  4. Птичка, сочинившая песню во славу Рикки-Тикки-Тави. (Дарзи).
  5. Хитрая маленькая птичка. (Колюшка).
  6. Один из родственников любопытного слоненка. (Жираф).
  7. Злобная змея — кобра. (Нагайна).
  8. Прозвище Черепахи. (Неспешная).
  9. Ленивое и грубое животное. (Верблюд).
  10. Автор первого письма. (Таффи).

  1. Домашнее задание.

По желанию:

1. Попробуйте задать себе какой-нибудь подобный вопрос и найти на него ответ, как делал это Р.Киплинг. Например: «Отчего у ежа иголки», «Почему у зайца длинные уши» и др.

2. Прочитайте другие сказки из сборника «Сказки просто так».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"

Цели урока:1.      Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина2.      Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»3....

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"

Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Разработка урока внеклассного чтения Р.Киплинг "Маугли"

Разработка представлена к уроку внеклассного чтения по сказке Р. Киплинга "Маугли" (4 класс). На данном уроке дети познакомятся с биографией писателя, будут работать над содержанием, языком ...

Технологическая карта урока литературного чтения. "Братья Маугли. Редьярд Киплинг". (3 класс), УМК "Перспектива"

Тип урока: рефлексия  Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли».Задачи урока Дидактические:Знать с...