Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Рябинина Светлана Владимировна

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

2 класс.

Система Занкова Л.В.

Тема урока.  Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки.

Цель урока:

 - выявить жанровую специфику и лирическую тональность сказки; сравнить сказку с картиной В.Васнецова «Алёнушка».

Задачи урока:

 - увидеть два мира сказки;

 - обсудить вопрос, почему только козлёночек видит ведьму;

 - обнаружить свойственные сказке троекратные повторы;

 - рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Алёнушка»,  

 - сравнить образ Алёнушки в сказке и на картине.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный и демонстрационный материал.

Технология: проблемно - диалогическая.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.

Познавательные УУД – выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения классифицировать по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные УУД – уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся определять жанровую специфику и лирическую тональность сказки, понимать нравственный смысл и  характер героев.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

У нас урок  литературного  чтения. Вам, дорогие гости, желаю  получить, как можно больше положительных эмоций, а вам, ребята,  новых знаний.

Сядет тот, кто «соберёт» слово:  А  К С З К А

Звучит музыка «В мире много сказок»,  на экране иллюстрации к сказкам.

II.  Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.

 

- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

Найдите  её  место на ленте времени. (Более 1000 лет назад). Поясните.

 - Вспомним  содержание сказки.  А помогут нам в этом наши артисты.

 - А вы, ребята, постарайтесь представить себя в том далёком времени.

Инсценирование сказки.

 - Поблагодарим  артистов. Ребята, поделитесь своими мыслями, чувствами, которые у вас возникли. А вопросы?

 - Сформулируйте тему урока.

- Сегодня мы продолжим раскрывать тайны сказки.

А также постараемся найти ответы на ваши вопросы.

III. Открытие новых знаний.

1. Работа над структурой сказки. Выборочное чтение.

 - Перед вами схема сюжета сказки.

 - Как вы думаете, все ли узелки событий на ней помечены? (Нет кульминации.)

 - Кульминация.  Поясните. (Точка высшего напряжения в развитии сюжета)

 - Где история завязалась?  Прочитайте.  Где история развязалась? Где кульминация?   О чём ещё мы должны сказать? Прочтите.

2.  Выявление черт волшебной сказки. Работа в группах.

 -  Обратим своё внимание к  карте. Вспомните,  как мы попали в сказку. ( По дороге открытий, по мосту  сравнений через сюжетное течение, оказались перед тремя тропинками).

 - По какой отправимся дальше? ( Выслушиваю разные мнения).

  - Мнения разошлись. Что же надо сделать, чтобы выбрать тропинку?

 (Определить вид сказки.)

 - Определите. ( Волшебная.)

  - Чтобы убедиться в правильности нашего ответа,  выявим черты волшебной сказки в данном произведении

Работа по группам. Будем работать по группам. Собираетесь у парты, где находится необычный (сказочный) предмет.

 - Послушаем, что у вас получилось. Слово 1 группе, 2 группе, 3 группе.

Проверьте себя.

1. Волшебный предмет – вода.

2. .Волшебный проводник – камень.

3.Происходят превращения -

4.Есть два мира – волшебный и реальный, земной.

5.Герои проходят испытания.

6. Троекратные повторы.

 - Какая же группа была более точной?

3. Выборочное чтение.

 1. Как Алёнушка попала в реку? Найдите в тексте и зачитайте. (Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила в воду. )

2. Что мешало ей вернуться на землю?

      Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала

3. -Прочитайте отрывок, в котором Аленушку спасают. Обратите внимание на то, как это делают.

- Древний человек почти  всюду  находил разум и чувства: в шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья. Так и в этой сказке в шуме волн были услышаны слова Аленушки.

Сказка отражает представления людей о существовании родственных отношений с живым миром природы. Это выражается в путешествии героя в иной мир.

 - Докажите, что в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» было такое путешествие.

- Объясните, почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке всё было ведомо?

(Ведьму, представителя  волшебного мира, может видеть только тот,  кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он  обладает как бы двойным зрением: видит и то,  что делается в земном мире,  но и видит другую,  волшебную сторону событий.)

 - Что ещё было ведомо Иванушке? ( Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться).

Физминутка.

Мы читали, размышляли,

И немножечко устали.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо 10 раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять –

Повторите – кА опять!

Красной Шапочки совет:

Если будешь бегать, прыгать,

Проживёшь ты много лет.

1, 2, 3, 4, 5 –

Повторите – кА опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули? Снова в путь!

IV.  Выявление настроения сказки. Работа в парах.

- Вспомните, с чем сравнивает автор учебника эту сказку?  Почему?

 - В песне есть рифма, а здесь?  Тогда почему она звучит напевно?

В русских народных сказках широко используется приём «инверсия».

Работа со словарём:

 Инверсия – перестановка принятого порядка слов, усиливает напряжение момента.

 - Ребята, приведите примеры инверсии.

 – А что ещё напоминает песню? (Диалог  Алёнушки и Иванушки. )

 -  Что выражает песня Алёнушки и козлёночка? (Боль, печаль, тоску, одиночество, страдание, тревогу).

Инсценировка.

Словарная работа.

Булатный нож -  нож сделанный из специальной стали, имеющий очень острое лезвие, которое может разрезать даже металл.

Чугунные котлы -

- Сколько частей в сказке? Определите настроение каждой части сказки, заполните «лист настроений».  Работа в парах.

Дружно работали … Послушаем вас.

                          Дети объясняют свои  ответы.

1. Сначала остались одни – одинёшеньки.

2. Иванушка превратился в козлёночка.

3. Ведьма топит Алёнушку.

4. Ведьма хочет зарезать козлёночка.

 -  Что же им помогло выдержать все испытания?

                - Сделаем общий вывод о настроении сказки.                                                                                                                                                                                                                                                                                       Чаще грустное, печальное, основано на переживаниях героев. Такое настроение можно назвать лирическим.

V. Работа с рисунками. Словесное рисование.

       - Из сказки  мы узнаём, что происходит с Алёнушкой.

 А какой она вам представляется? (Добрая, спокойная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, скромная).                                                                                                                                                        

Рассмотрим рисунки. Выберите тот, который, по–вашему,  соответствует словесной характеристике героини.

VI.   Анализ картины В. Васнецова. Сравнение образа Алёнушки в сказке и на картине.

 - А вот такой увидел Алёнушку художник Виктор Михайлович Васнецов.

Рассмотрите  репродукцию  картины Виктора Васнецова «Аленушка».

 - Как вы думаете, есть  что-то общее у сказки и картины? (Постановка проблемного вопроса)

( Нет. В сказке нет эпизода,  который изображен на картине Васнецова).  

  - Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Найдите его и прочитайте.

 - Как  художник изобразил Алёнушку?  Почему мы решили, что она плачет?

 - А почему  Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды?

 - Что же роднит сказку и картину? (высказывания детей).

Грустное настроение, лирическая тональность.

Слова «лирический», « поэтический»  в данном случае обозначают сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек «лирически» настроен, имеют в виду, что его душа открыта самым тонким восприятиям и чувствам, что он поэтически смотрит на мир.

VII.  Творческая работа ( словесное рисование картины)

Я предлагаю вам нарисовать свою картину, но  так,  чтобы она вызывала радостные чувства.

VIII.  Итог урока.

 - Какие тайны сказки  открыли на уроке?

 - Смогли ли вы ответить на вопросы, которые у вас возникли?

  «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

 - Чему научила вас сказка?

 

IX  Рефлексия.

 - Оцените свою работу. А поможет вам в этом яблонька, которая выросла в нашем классе. Оживим её, украсим яблочками.

Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, разобрались в тайнах сказки – прикрепите красное яблоко.

Если вы испытывали затруднения в некоторых вопросах, но сумели в них разобраться, урок показался вам недостаточно интересным  – жёлтое яблоко.

Кто был малоактивным, чаще грустил на уроке – зелёное яблоко.

  - А кто хочет похвалить своего товарища за работу?  Похвалите.

 - Я согласна с вашей оценкой.  Благодарю вас всех за работу. Вы у меня настоящие помощники.

X. Просмотр мультфильма.

 По мотивам этой сказки был создан мультфильм. Давайте  посмотрим фрагмент.

Урок окончен.

Список литературы.

1. Чуракова Н.А. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса в 2 частях. «Литературное чтение» Под ред. Чуракова Н.А. – Самара: Корпорация «Федоров», 2009.

2. Методическое комментарий к учебнику «Литературное чтение». 2 класс - Самара: Корпорация «Федоров», 2009.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Лист настроений

№ части

Настроение

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Четвёртая часть

Пятая часть

МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области

Литературное чтение

2 класс

Тема урока:

« Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Система Занкова Л.В.

Подготовила:

Рябинина С.В.,

учитель начальных классов

 высшей категории.

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».

Тема урока:  «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости....

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания о сказках. Ученики рассматривают сказку, как систему отношений, учатся умению проникать в эмоциональный настрой всего произведения....