Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_2kl._gusi-lebedi.docx68.16 КБ
Файл gusi-lebedi.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №51

Куйбышевского района г.о. Самара

Методическая разработка

урока литературного чтения во 2 классе

по теме:

Жанровые особенности русской народной сказки

«Гуси – лебеди»

(УМК «Школа России»)

                                                       

                                                   

                                                       

                                                      Составитель:

                                                      Альфутина Н.А.

                                              учитель начальных классов МБОУ СОШ № 51

                                                       Куйбышевского района г.о.Самара.

Самара, 2013г.

План – конспект урока

  1. Альфутина Наталья Александровна.
  2. МБОУ СОШ №51 Куйбышевского района г.о. Самара.
  3. Учитель начальных классов.
  4. Предмет- литературное чтение.
  5. 2 класс.
  6. Урок 18. Тема: «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».»
  7. Учебник: Литературное чтение,2 класс (1ч.)/сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение, 2012г. УМК «Школа России»
  8. Цель урока: Выявление жанровых особенностей русской народной сказки «Гуси – лебеди».
  9. Задачи:
  1. Обучающие: выявить жанровые особенности  русской народной сказки «Гуси – лебеди».
  2. Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок.
  3. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, чувство товарищества, взаимопомощи.

10.Тип урока – комбинированный.

11.Формы работы учащихся: парная,групповая, индивидуальная, коллективная.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.

13. Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.

(Вступительное слово учителя)

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай-

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

-Сегодня мы продолжим работу над русской народной сказкой «Гуси-лебеди».( Слайд №1) А пока вспомним и другие сказки.

  1. Вызов.(Актуализация опорных знаний.)

Создание проблемной ситуации.

(Перед детьми выставка книг русских народных сказок в следующем порядке: «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев»)

         -Разделите эти книги на группы. («Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев»-  сказки о животных; «Каша из топора», «У страха глаза велики»-бытовые сказки; сказку «Гуси-лебеди» могут  отнести к той или иной группе, а могут поместить отдельно.)

          -Почему вы так разделили?(Ответы детей, одновременно идет заполнение кластера) (Слайд №2)

         

  1. Работа по теме урока.

Повторение содержания сказки.

-Так, к какой же группе мы отнесем сказку «Гуси-лебеди»? Чтобы это понять, нам нужно вспомнить сказку. Откройте рабочую тетрадь на с.26, задание 1. (Слайд №3)

-Прочитайте задание. (Дети читают задание)

-Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах.  ( Нельзя шуметь, перебивать друг друга,  говорить хором во время работы в парах.  Надо уметь слушать одноклассника,  высказывать свое мнение.)

(Работа в парах.)

- Проверяем работу. (Дети высказывают свое мнение, доказывают его.)

- Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (Слайд №4) (Проверка по эталону).

- Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

(Физминутка)

 Мы по лугу прогулялись

И немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

Осмысление. (Выявление жанровых особенностей сказки.)

-Пока мы с  гуляли по лугу, с нами происходили чудеса: то мы становились карликами, то-великанами. А в сказке «Гуси-лебеди» есть что- нибудь необычное, волшебное, что отличает ее от сказок о животных или от бытовых сказок? (Ответы детей: печка, яблоня и речка оживают, Баба-яга и т.д.)

- Верно, ребята, если в сказках происходят какие-то чудеса, волшебство, где добро побеждает зло, прославляются доброта, сострадание, щедрость, трудолюбие, то такие сказки называют волшебными. (Слайд №5)

- Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Слайд №6) (Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные птицы.)

- Молодцы, ребята. Уже само название говорит о том, что это волшебная сказка и она отличается от бытовых сказок и сказок о животных.

(Работа в группах.)

- Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые мы прочитали в этом разделе.  (Из предложенных записей, дети выбирают те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.) (Прил.1.)

- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей, заполняется кластер) (Слайд №7)

 

- Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди, Баба-яга) (Слайд №8)

- Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка) (Слайд №9)

- Ребята, сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)

- Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо разговаривает)

(Выборочное чтение.)

- Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)

- Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала вежливая, добрая)

-Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем)

- Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают) (Слайд № 10)

- Ребята, в этой сказке добро победило зло? (Победило)

- Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и гуси-лебеди не догнали детей.) (Слайд №11)

- Ну что ж, молодцы, ребята.

4.Закрепление .

( Индивидуальная работа. Проверочный тест.)

- А сейчас, я вам предлагаю небольшое проверочное задание. Из теста вы можете выполнить все три задания или два задания, а можете выбрать только одно, понравившееся вам задание.   (Дети выполняют задание) (Прил.2.)

- А теперь проверьте, правильно ли выполнили свое задание.  (Проверка по ключу ответов заданий №1 и №2.) (Слайд №12.) А третье задание я проверю позже.

5. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Перечислите признаки волшебной сказки.

- Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

6. Рефлексия.

- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.  (На доске изображение яблони.)

- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого из вас есть 3 яблока красное, желтое и зеленое.

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях волшебной сказки – прикрепите красное яблоко.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

7. Домашнее задание. (По выбору)

Выполнить задание в рабочей тетради (№2 на с.26) или составить рассказ по пословице « Не дорого начало, а похвален конец» или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».

Список литературы

  1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. -  М: Просвещение,2012г.
  2. Контрольно – измерительные материалы . Литературное чтение 2 класс./Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2012г.
  3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.
  4. Литературное чтение. Учебник для 2 класса ч.1./ Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012г.

Приложение 1

Приложение 2

Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки

«Гуси-лебеди».»

  1. Отметь волшебную сказку:

А) «Каша из топора»

Б) «Гуси-лебеди»

В) «Лиса и Тетерев

  1. Отметь отличительные черты волшебной сказки:

А) В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса

Б) У любой волшебной сказки всегда есть автор

В) Главные герои сказки-животные

Г) Троекратный повтор

  1. Дополни список волшебных сказок:

«Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка»,…

14. Технологии, используемые на уроке

Этап урока

Название технологии

Время (в мин.)

1.

Вызов,

осмысление

Технология развития критического мышления

(прием «кластер»)

5 минут

10 минут

2.

Вызов, повторение,

осмысление, контроль.

ИКТ-

технология

10 минут

3.

Физминутка,

работа в группах

Здоровьесберегающие технологии

7 минут

4.

Закрепление (тест)

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

7 минут


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ?

Слайд 3

А тут и отец с матерью пришли.. Яблоня, матушка, спрячь меня! Печка, матушка, спрячь меня! Поешь моего лесного яблочка – скажу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.

Слайд 4

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика. Поешь моего лесного яблочка – скажу. Яблоня, матушка, спрячь меня! Печка, матушка, спрячь меня! А тут и отец с матерью пришли..

Слайд 6

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ

Слайд 7

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ Волшебные герои Троекратный повтор Волшебные помощнники Герой становится лучше Добро побеждает зло

Слайд 12

Ключ ответов к тесту 1 Б 2 А, Г 3 ?

Слайд 13

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...