Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

    Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_chteniya_2kl._gusi-lebedi.docx68.16 КБ
    Файл gusi-lebedi.pptx1.81 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №51

    Куйбышевского района г.о. Самара

    Методическая разработка

    урока литературного чтения во 2 классе

    по теме:

    Жанровые особенности русской народной сказки

    «Гуси – лебеди»

    (УМК «Школа России»)

                                                           

                                                       

                                                           

                                                          Составитель:

                                                          Альфутина Н.А.

                                                  учитель начальных классов МБОУ СОШ № 51

                                                           Куйбышевского района г.о.Самара.

    Самара, 2013г.

    План – конспект урока

    1. Альфутина Наталья Александровна.
    2. МБОУ СОШ №51 Куйбышевского района г.о. Самара.
    3. Учитель начальных классов.
    4. Предмет- литературное чтение.
    5. 2 класс.
    6. Урок 18. Тема: «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».»
    7. Учебник: Литературное чтение,2 класс (1ч.)/сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение, 2012г. УМК «Школа России»
    8. Цель урока: Выявление жанровых особенностей русской народной сказки «Гуси – лебеди».
    9. Задачи:
    1. Обучающие: выявить жанровые особенности  русской народной сказки «Гуси – лебеди».
    2. Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок.
    3. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, чувство товарищества, взаимопомощи.

    10.Тип урока – комбинированный.

    11.Формы работы учащихся: парная,групповая, индивидуальная, коллективная.

    12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.

    13. Структура и ход урока:

    1. Организационный момент.

    (Вступительное слово учителя)

    Известны сказки с давних пор.

    Не верь тому, кто скажет,

    Что это выдумки и вздор,

    Его не слушай даже.

    Скорее сказки почитай,

    Запомни их получше

    И мудрость древнюю узнай-

    Они всему научат.

    Мы сказки знаем назубок,

    Ведь с детства их читаем,

    Но что-то новое, дружок,

    Сейчас о них узнаем.

    -Сегодня мы продолжим работу над русской народной сказкой «Гуси-лебеди».( Слайд №1) А пока вспомним и другие сказки.

    1. Вызов.(Актуализация опорных знаний.)

    Создание проблемной ситуации.

    (Перед детьми выставка книг русских народных сказок в следующем порядке: «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев»)

             -Разделите эти книги на группы. («Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев»-  сказки о животных; «Каша из топора», «У страха глаза велики»-бытовые сказки; сказку «Гуси-лебеди» могут  отнести к той или иной группе, а могут поместить отдельно.)

              -Почему вы так разделили?(Ответы детей, одновременно идет заполнение кластера) (Слайд №2)

             

    1. Работа по теме урока.

    Повторение содержания сказки.

    -Так, к какой же группе мы отнесем сказку «Гуси-лебеди»? Чтобы это понять, нам нужно вспомнить сказку. Откройте рабочую тетрадь на с.26, задание 1. (Слайд №3)

    -Прочитайте задание. (Дети читают задание)

    -Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах.  ( Нельзя шуметь, перебивать друг друга,  говорить хором во время работы в парах.  Надо уметь слушать одноклассника,  высказывать свое мнение.)

    (Работа в парах.)

    - Проверяем работу. (Дети высказывают свое мнение, доказывают его.)

    - Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (Слайд №4) (Проверка по эталону).

    - Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

    (Физминутка)

     Мы по лугу прогулялись

    И немного отдохнем.

    Встанем, глубоко вздохнем,

    Руки в стороны, вперед.

    Чудеса у нас на свете:

    Стали карликами дети,

    А потом все дружно встали,

    Великанами мы стали.

    Дружно хлопаем,

    Ногами топаем!

    Хорошо мы погуляли

    И нисколько не устали!

    Осмысление. (Выявление жанровых особенностей сказки.)

    -Пока мы с  гуляли по лугу, с нами происходили чудеса: то мы становились карликами, то-великанами. А в сказке «Гуси-лебеди» есть что- нибудь необычное, волшебное, что отличает ее от сказок о животных или от бытовых сказок? (Ответы детей: печка, яблоня и речка оживают, Баба-яга и т.д.)

    - Верно, ребята, если в сказках происходят какие-то чудеса, волшебство, где добро побеждает зло, прославляются доброта, сострадание, щедрость, трудолюбие, то такие сказки называют волшебными. (Слайд №5)

    - Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Слайд №6) (Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные птицы.)

    - Молодцы, ребята. Уже само название говорит о том, что это волшебная сказка и она отличается от бытовых сказок и сказок о животных.

    (Работа в группах.)

    - Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые мы прочитали в этом разделе.  (Из предложенных записей, дети выбирают те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.) (Прил.1.)

    - Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей, заполняется кластер) (Слайд №7)

     

    - Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди, Баба-яга) (Слайд №8)

    - Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка) (Слайд №9)

    - Ребята, сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)

    - Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо разговаривает)

    (Выборочное чтение.)

    - Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)

    - Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала вежливая, добрая)

    -Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем)

    - Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают) (Слайд № 10)

    - Ребята, в этой сказке добро победило зло? (Победило)

    - Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и гуси-лебеди не догнали детей.) (Слайд №11)

    - Ну что ж, молодцы, ребята.

    4.Закрепление .

    ( Индивидуальная работа. Проверочный тест.)

    - А сейчас, я вам предлагаю небольшое проверочное задание. Из теста вы можете выполнить все три задания или два задания, а можете выбрать только одно, понравившееся вам задание.   (Дети выполняют задание) (Прил.2.)

    - А теперь проверьте, правильно ли выполнили свое задание.  (Проверка по ключу ответов заданий №1 и №2.) (Слайд №12.) А третье задание я проверю позже.

    5. Итог урока.

    - Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?

    - Что нового открыли для себя на уроке?

    - Перечислите признаки волшебной сказки.

    - Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

    6. Рефлексия.

    - В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.  (На доске изображение яблони.)

    - Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого из вас есть 3 яблока красное, желтое и зеленое.

    - Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях волшебной сказки – прикрепите красное яблоко.

    - Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

    - Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

    7. Домашнее задание. (По выбору)

    Выполнить задание в рабочей тетради (№2 на с.26) или составить рассказ по пословице « Не дорого начало, а похвален конец» или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».

    Список литературы

    1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. -  М: Просвещение,2012г.
    2. Контрольно – измерительные материалы . Литературное чтение 2 класс./Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2012г.
    3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.
    4. Литературное чтение. Учебник для 2 класса ч.1./ Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012г.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки

    «Гуси-лебеди».»

    1. Отметь волшебную сказку:

    А) «Каша из топора»

    Б) «Гуси-лебеди»

    В) «Лиса и Тетерев

    1. Отметь отличительные черты волшебной сказки:

    А) В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса

    Б) У любой волшебной сказки всегда есть автор

    В) Главные герои сказки-животные

    Г) Троекратный повтор

    1. Дополни список волшебных сказок:

    «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка»,…

    14. Технологии, используемые на уроке

    Этап урока

    Название технологии

    Время (в мин.)

    1.

    Вызов,

    осмысление

    Технология развития критического мышления

    (прием «кластер»)

    5 минут

    10 минут

    2.

    Вызов, повторение,

    осмысление, контроль.

    ИКТ-

    технология

    10 минут

    3.

    Физминутка,

    работа в группах

    Здоровьесберегающие технологии

    7 минут

    4.

    Закрепление (тест)

    Домашнее задание

    Уровневая дифференциация

    7 минут


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ?

    Слайд 3

    А тут и отец с матерью пришли.. Яблоня, матушка, спрячь меня! Печка, матушка, спрячь меня! Поешь моего лесного яблочка – скажу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.

    Слайд 4

    Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика. Поешь моего лесного яблочка – скажу. Яблоня, матушка, спрячь меня! Печка, матушка, спрячь меня! А тут и отец с матерью пришли..

    Слайд 6

    СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ

    Слайд 7

    СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ Волшебные герои Троекратный повтор Волшебные помощнники Герой становится лучше Добро побеждает зло

    Слайд 12

    Ключ ответов к тесту 1 Б 2 А, Г 3 ?

    Слайд 13

    Спасибо за урок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")...

    ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

    УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

    Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

    В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

    Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

    Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

    Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...