Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"
    методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

    Дёмина Ирина Юрьевна

    Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока представлен в технологической карте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx37.49 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

    Класс: 3                

    Форма проведения: урок - сказка.

    Тип урока: ОНЗ

    Дата проведения урока:                

    Технологическая карта урока по литературному чтению

    Тема урока

    «Сказка-ложь, да в ней намёк…»(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)

    Цель

    Познакомить детей с жанром устного народного творчества - русской народной сказкой «Кот и лиса»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с литературным чтением..

    Задачи

    Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, учить наблюдать за развитием сюжета, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.

    Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

    Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты

    Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).

    Формируемые УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    -  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Основные понятия

    Зачин; сказочные герои, приметы; троекратный повтор; борьба добра и зла, победа добра; архаизмы, сказочные выражения; концовка; идея сказки.

    Оборудование

    Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; карточки с заданиями; блокнот (для самооценки)

    Электронные физкультминутки

    Презентация к уроку 

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная и групповая  работа

    Задачи этапа урока (вида работ)

    Деятельность учителя,

    задания для учащихся

    Деятельность учеников

    Планируемые результаты

    Время

    Предметные

    УУД

    I. Организация класса на работу

    Задачи: 

    Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

    Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

    Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, ведь от улыбки день становится светлей и ярче.

    - Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.

    - Садитесь.

    • Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?

    На доске открывается запись:

    УРОК:

    Интересный
    Познавательный
    Развивающий
    Плодотворный

    • Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

    На доске открывается запись:

    УЧЕНИКИ:

    Активные
    Думающие
    Работоспособные
    Внимательные
    Дисциплинированные

    Упражнения для артикуляции.

    «Песенка для губ»

    Са-са-са – бродит по лесу лиса

    Су-су-су – хорошо лисе в лесу

    От-от-от – кто ещё в лесу живёт?

    Жи-жи-жи – волки, зайцы и ежи!

    Работа со скороговоркой.

    Крошка кошка на окошке

    Кашу кушала по крошке.

    - Скороговорка – относится к какому жанру? (устное народное творчество)

    Загадки.

    Ростом с комод, усищи- с аршин,

    Глазищи- с кувшин. ( Кот)

    За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя,

    Промелькнуло, пробежало…

    Нет ни дыма, ни пожара. ( Лиса)

    - А загадки – относится к какому жанру? (устное народное творчество)

    - А какие вы еще знаете жанры устного народного творчества? (сказки)

    - Какой раздел мы начали изучать? («И кот учёный свои мне сказки говорил… 

    Слушают учителя, улыбаются друг другу.

    Сформировать мотивацию к обучению (личностные УУД)

    2 мин

    II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

    Задачи:

    Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

    Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

    Продолжить знакомство с жанром устного народного творчества - русской народной сказки «Кот и Лиса».

    Задачи: 

    Формировать навык грамотного, внимательного чтения, развивать умение анализировать художественное произведение

    Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся

    Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу.

    Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку. Отвечают на вопросы учителя.

    С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

    Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

    Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

    Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    2 мин

    III. Изучение нового материала

    1.Подготовка к восприятию нового материала.

    Задачи:

    Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

    Чтение разговора Насти с папой – стр.194 в учебнике Р.Н. Бунеева «В одном счастливом детстве» (часть 1)

    • Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.

    • Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.

    • Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.

    • Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей.

    Вопросы после чтения:

    • Что такое сказка? (жанр устного народного творчества)

    По авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные)

    • Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)

    • Кто умело рассказывал сказки? (сказители)

    • Назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания)

    • Что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом)

     - Вспомните начало урока. О ком загадки были? (про кота и лису)

    - Вы, наверное, уже догадались о ком сказка сегодня будет?

    - Сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот и Лиса» и в конце урока вы мне сами скажете, какая это сказка по содержанию.

    Волшебная сказка

    В волшебных сказках волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою, их называют помощниками. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар.

    Бытовая сказка

    Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

    Сказка о животных

    Один из древнейших жанров фольклора (анималистические). В них переплелись рассказы о происхождении зверей и птиц, мифы о тотемных животных. Эти отголоски первобытных верований соединяются с живыми наблюдениями над повадками зверей и птиц. Пространственный мир ограничен обстановкой русской деревни. Число действующих лиц ограничено, т.к в сказке поднимаются проблемы и тут же предлагается ее решение. Все события происходят на земле, в реальном мире, а поэтому и проблемы земные, понятные для начальной школы. Животные в сказках думают и говорят

    Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными  проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

    Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

    Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

    3 - 5 мин

    2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

    Задача:

    Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

    После выполнения упражнения дети читают слова: кот, лиса, волк, медведь.

    • Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня в таблицы? (они встретятся нам в сказке, это ключевые слова).

    • Как вы думаете, почему сказка так называется? (Кот и лиса)

    • Знаете ли вы какие-нибудь сказки, где главный герой – кот? Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)

    • А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая)

    • А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (прогнозирование)

    Детям!!

    Кошка — самое популярное домашнее животное-компаньон, то есть друг, помощник в делах и на отдыхе, товарищ в игре и верный хранитель всех наших тайн. Казалось бы, в чем может помочь маленькое существо? Кошки часто даже мешают! Но на самом деле — они помогают, поднимают настроение своим присутствием, успокаивают и помогают сосредоточиться. Так же кошек первыми запускают в новый дом.  Кошки даже лечить умеют. Болезненные люди точно знают, что коты всегда придут к больному человеку, посочувствуют, утешат, полежат на больном месте — и все пройдет. Такая маленькая, живая и пушистая грелка.

    Лисы – одни из самых привлекательных хищников: рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. По своим размерам лисица подобна небольшой собаке. Тон лисьей  шубки меняется от серой до огненно-рыжей. Лисы – замечательные добытчики, которые обладают острым слухом, отличным обонянием, замечательной памятью, а также очень сообразительные и весьма наблюдательные.

     

    Итак, ребята, сейчас мы послушаем сказку «Кот и Лиса»,  а вам нужно внимательно слушать и представить все происходящее.

    - Вам понравилась сказка?

    - Кто главный герой сказки?

    - Что запомнилось из сказки?

    - Какие звери есть в сказке?

    - Каким показался вам кот на первый взгляд, из прочитанной сказки?

    ФИЗМИНУТКА для глаз

    Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

    Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

    Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

    Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

    Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

    10 мин.

    3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

    Задача:

    Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

    Сейчас мы начнем читать сказку, а вам нужно быть очень внимательными,  потому что по каждому абзацу будут задаваться вопросы.

    - Как вы думаете, почему мужик решил избавиться от кота? (Унес в лес. Кот доставлял неприятности своему хозяину).

    - Как вы думаете, почему лиса никогда не видела котов? (Лиса – дикое животное, она живет в лесу)

    - Какие устаревшие слова вам встретились? (воевода-Предводитель войска, военачальник)

    - Какой вывод вы можете сделать? (

    - Подумайте, что можете сказать про кота, какой он? (хитрый и находчивый). Раз слова есть устаревшие – значит, сказка старая).

    - В чем проявились находчивость и хитрость? (Быстро сообразил, как ответить лисе.)

    Учитель: Что можете сказать про лису? (сообразительная, хитрая).

    - В чем это проявилось? Вспомните, как отреагировала сначала лиса на заявление кота о том, что он воевода? (Дети инсценируют этот эпизод)

    - Как вы думаете, а потом меняется ли интонация? Почему? Что задумала лиса? (Лиса сразу сообразила, какую пользу может ей принести кот. Ведь она во всех сказках хитрая)

    - Можем ли мы сейчас еще сказать, что объединяет этих животных?

    -Чем они похожи друг на друга?  (Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может, именно поэтому народная традиция соединяет их вместе).

    -Найдите подтверждение из текста, как представился кот лисе? (По имени и отчеству)

    - А лиса? Почему? Подумайте над этим вопросом в паре. (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения).

    -Как изменилась жизнь кота и сам кот?

    -Почему лиса заботилась о нем?  (Он стал жить припеваючи. Лиса заботилась о нем, как будто не замечая его трусливости)

    - Как теперь кота зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет.

    -Какие повадки все-таки у Котофея Ивановича такие же, как и у настоящих домашних котов? (Он любит рыбу, гоняется за мышами)

    - Какие припасы отправилась добывать лиса? (Еду, птицу)

    - Что можно сказать о лисе? (верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна)

    - Кто повстречался лисе? Что она им говорила?

    - Сколько зверей встретила лиса? (троих).

    - Один из признаков сказок: троекратный повтор – 3 раза повторяется похожая ситуация, лиса им говорит одно и то же. Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?

    - Проверим свои предположения по ходу чтения

    Чтение сказки хорошо читающими учениками

    - Подтвердились ли наши предположения по содержанию сказки?

    - Почему это сказка, а не рассказ?

    - Кто автор этой сказки? (народ)

    - Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке .

    - Подумайте и  скажите, каким качеством обладал этот кот в сказке (Шкодливый, озорной, вредный, трусливый, находчивый, предприимчивый, хитрый).

    - Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? Расскажите, как кот напугал волка и медведя? Почему кот оказался победителем? Кто оказался хитрее всех?

    - Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив - качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса - притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Чаще умной бывает лиса, особенно в тех случаях, когда противник сильнее. При другом сочетании: лиса и рак, лиса и дрозд, лиса и дрозд, лиса и кот, лиса и петух - выигрывает слабый, а лиса осмеивается.

    - Что можно сказать о лисе? (Лиса хитрая, умная, сообразительная).

    - А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые).

    - Как заканчивается сказка?

    - В каком месте вы бы захотели изменить сказку?

    - Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку?)

    Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

    Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

    Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

    Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

    15мин.

    4. Работа учащихся в микрогруппах

    Задача:

    Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

    Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя,  позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, делит класс на микро-группы, объясняет суть задания.

    Правила написания синквейна.

    1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

    2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

    3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

    4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

    5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы (синоним; ассоциация с темой синквейна – пункт №1)

    Составление СИНКВЕЙНА:

    Группа 1: Лиса;

    Группа 2: Кот;

    Группа 3: Медведь;

    Группа 4: Волк;

    Группа 5: Заяц;

    Группа 6: Сказка

     

    Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты.

    Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

    Школьники учатся творчески мыслить, выступать  перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

    Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

    5 – 10 мин.

    IV. Подведение итога урока.

                                       V. Домашнее задание:

    В учебнике стр. 195 – 198 выразительное чтение сказки по ролям.

    Задача:

    Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

    Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

    - Возвращаемся к началу урока. Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть?

    - Что нового вы сегодня узнали?

    - Чему сегодня учились?

    - Что вынесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр?

    - Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте эти строки.

    - Определите главную мысль сказки. (Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью)

    - Как можно сказку озаглавить по-другому?

    Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

    Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

    Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

    Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

    5 мин

     VI. Рефлексия

    Задача:

    Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

    -У каждого на парте лежат сигнальные блокноты:

    Красный – У меня не получилось, но я буду стараться

    Жёлтый - Я хорошо справился, но были ошибки 

    Зеленый - Я старался, у меня все отлично получилось

    - Ребята, с каким  настроением мы заканчиваем урок?

    -Всем спасибо, мне было приятно с вами работать.

    Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

    Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

    Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

    Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

    Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

    Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

    Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

    В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

    Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"

    Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины.....

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

    Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....