Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Тришина Алевтина Николаевна

Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)» в 3 классе, ОС "Школа 2100", отражающую опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии оценивания образовательных достижений, ИК-технологии в обучении младших школьников на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_kl_stikhi_o_voyne_trishina.odt381.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех»

г. о. Самара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературного чтения по теме

«Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)»

в 3 классе,

отражающая опыт применения проблемно-диалогической технологии,

технологии оценивания образовательных достижений, ИК-технологии

в обучении младших школьников на уроках литературного чтения

Выполнила:

Тришина Алевтина Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 10 «Успех»

Самара 2014


Тема

«Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)»

Класс

3

Образовательная система

«Школа 2100»

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Парная, групповая, фронтальная

Цели предметные

  • Образовательные:
  • расширить представление обучающихся о Великой Отечественной войне;
  • познакомить обучающихся со стихами о войне В. Высоцкого «Он не вернулся из боя», Б. Окуджавы «Король», А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, познавательного интереса, расширению кругозора.
  • Воспитательные:
  • содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную, парную и групповую работу;
  • воспитывать любовь к Родине;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
  • Здоровьесберегающие:
  • создание ситуации успеха при освоении материала;
  • профилактика зрительного переутомления.

Цели метапредметные

  • Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах.
  • Регулятивные УУД:
  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать умения корректировать свою деятельность;
  • принимать и сохранять учебную задачу.
  • Коммуникативные УУД:
  • развивать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • уметь выслушать и принять мнение других лиц.

Цели личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты предметные

  • Способствовать формированию осознания, что война — явление страшное, жестокое, уносящее жизни людей;
  • расширить и дополнить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
  • уметь мыслить, рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать гражданско-патриотическую позицию, уважительное отношение к ветеранам ВОВ, чувства сопричастности подвигу старшего поколения и ответственности за будущее нашей страны.

Планируемые результаты метапредметные

  • Регулятивные УУД:
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  • Познавательные УУД:
  • структурировать знания;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
  • осуществлять синтез, группировку объектов;
  • строить рассуждения.
  • Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других.

Планируемые результаты личностные

  • Создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • критический анализ текста;
  • репродуктивный;
  • логические цепочки;
  • беседа;
  • эмоциональное воздействие;
  • наблюдение.

Современные образовательные технологии (средства формирования УУД)

  • проблемно-диалогическая технология;
  • системно-деятельностный подход.

Основные понятия

  • Великая Отечественная война;
  • утрата, одиночество, скорбь, память о погибших на войне;
  • вечный долг живых перед погибшими.

Междупредметные связи

  • окружающий мир;
  • музыка;
  • изобразительное искусство.

Оборудование (ресурсы)

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • учебник Р.Н. Бунеев «Литературное чтение»;
  • презентация;
  • листы А3, клей, фломастеры;
  • музыкальные произведения: В Высоцкий «Он не вернулся из боя», «На братских могилах», песня Б. Окуджавы, песня «Солнечный круг»;
  • иллюстрации: радиола, «мессершмитты», солнце в зените;
  • толковый словарь;
  • листы с заданием:

Соедини название раздела с тем, о чем стихи и кто их автор.

1) «Священная война», 2) «Поэзия моя, ты — из окопа», 3) «Мы очевидцы», 4) «В пятидесятых рождены»; «Авторы стихов — свидетели войны, те, кто пережил блокаду, оккупацию, испытал голод, холод, гибель близких», «Стихи тех, чье детство прошло в суровых условиях», «Стихи поэтов послевоенного поколения, которые знают войну лишь по книгам и фильмам», «Все лучшее, что создано на войне и о войне», «Стихи, написанные непрофессиональными поэтами, но участниками войны, — среди них были и пулеметчики, и летчики, и партизаны, и радисты».

Этап урока

Технологические приемы, методы, средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Психологический настрой

Приветствует детей, создает положительный настрой на работу.

Каждое выполненное задание оцениваете, раскрашивая «батарейку»: без ошибок — зеленый, с неточностями — желтый, ошибки — красный.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

  • принятие учебной задачи,
  • самостоятельная организация рабочего места.

Коммуникативные:

  • эмоциональное отношение к процессу сотрудничества.

Актуализация знаний

Слайды о Великой Отечественной войне

Организовывает показ эпизодов ВОВ — о чем пойдет речь на уроке.

Восприятие информации о ВОВ, высказывают свое мнение.

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной задачи.

Листы с заданием

Классификация (интерактивная доска)

Проверка

В сборнике «Лицом к Победе» 4 раздела. Определите по названиям разделов, о чем стихи и кто их авторы.

Просит сверить свою работу с выполнением на интерактивной доске, затем с эталоном.

Классифицируют, определяют. У каждого лист с заданием. Один учащийся работает на интерактивной доске.

Сверяют свои работы с эталоном, исправляют ошибки, высказывают свое мнение.

Познавательные:

  • структурирование знаний;
  • построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция,
  • определение правильности выполнения задания,
  • коррекция.

Коммуникативные:

  • умение слушать мнение других лиц.

Оценка работы (задание 1)

Оценивание своей работы на листочках («батарейка»)

Оцените свою работу: без ошибок — зеленый цвет, 1-2 ошибки — желтый, больше 2 — красный.

Оценивают свою работу и закрашивают условный знак.

Регулятивные:

  • осознание качества и уровня выполненного задания.

Мотивация

Диалог

  • О чем мы сегодня будем читать?
  • В каком разделе сборника можно было бы поместить эти стихи?
  • В конце урока мы определим, кто был прав.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают гипотезы.

Коммуникативные:

  • умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения.

Логические УУД:

  • выдвижение гипотез.

Формулирование темы и целей урока

Предлагает сформулировать тему урока и помогает определить цели.

Формулируют тему и цели урока.

Регулятивные:

  • определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Знакомство с новым материалом

Слово учителя

Ребята, мы говорим с вами сейчас о войне. Это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого — и пережившего ее, и родившегося после. Прошло уже столько лет, как война закончилась, а о ней продолжают писать, переживать все заново.

Восприятие информации.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Портрет Высоцкого

На слайде — портрет В. Высоцкого

Первое стихотворение, с которым вы сейчас познакомитесь, написал В.С. Высоцкий. Он не был на войне: в 1945 году, когда она закончилась, ему было 7 лет.

В жизни Высоцкий был актером, играл в театре и в кино. А еще он писал стихи, придумывал к ним мелодии, подбирал их на гитаре, и стихи становились песнями. Эти песни полюбились очень многим, потому что Высоцкий умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди. И, знаете, фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был.

Восприятие информации.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Работа со стихотворением Высоцкого «Он не вернулся из боя»

Чтение про себя, затем вслух.

Беседа-размышление по ходу чтения

Задает вопросы.

1 строфа:

  • Кто пытается найти ответ на вопрос, с которого начинается стихотворение?
  • Кто не вернулся из боя?

2 строфа:

  • А теперь можем ответить? Что помогло?

3 строфа:

  • Что вы узнали о погибшем товарище?
  • Подтвердите словами из текста.

4 строфа:

  • Какие чувства переживает герой стихотворения?
  • Какая строчка повторяется несколько раз?
  • С какой интонацией ее надо читать?
  • Почему автор ее повторяет?

После чтения до конца:

  • Как вы поняли последнюю строчку?
  • О чем это стихотворение?

Читают про себя, затем по четверостишию вслух.

По ходу чтения вслух отвечают на вопросы (Трудно пока ответить на эти вопросы.)

Ищут слова в тексте.

Чувства глубокой утраты, одиночества, скорби.

Герой не может поверить тому, что его друг погиб.

О дружбе, о войне, о памяти, которую должны сохранить живые.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • уметь находить ответы на вопросы в тексте,
  • уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую,
  • уметь осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных признаков,
  • уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

  • уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.

Работа со стих. Высоцкого «Он не вернулся из боя»

Выразительное чтение

Обращает внимание детей на знаки препинания, почему часто предложение заканчивается многоточием.

Выразительно читают стихотворение.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Песня Высоцкого «Он не вернулся из боя»

Прослушивание песни в исполнении автора

Создает настрой на прослушивание песни.

Что вы представляли, слушая песню?

Настраиваются на прослушивание.

Высказывают свои представления.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • уметь учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Дополнительная информация о Высоцком

Рассказ учителя об авторе

В. Высоцкий создал много песен о войне. В одном из выступлений он сказал: «Для меня война — особое потрясение, поэтому я так много пишу о ней».

«Высоцкий, конечно, не мог воевать, - пишет о нем Р. Рождественский, - он был слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожженной земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, общей памятью победившего народа.»

Песни В. Высоцкого всегда заметны, всегда слышимы. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надежда и правда.

Восприятие информации.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Песня Высоцкого «На братских могилах»

Прослушивание песни «На братских могилах...»

Создает настрой.

О чем песня?

Благодарность живых, скорбь о погибших.

Коммуникативные:

  • уметь обосновывать свое мнение и учитывать разные мнения.

Оценка работы (задание 2)

Самооценка

Оцените свою работу.

Оценивают свою работу и закрашивают условный знак.

Регулятивные:

  • осознание качества и уровня выполненного задания.

Слово учителя

Следующее стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Король» и написал его Б. Окуджава.

Восприятие информации.

Портрет Б. Окуджавы

Портрет Окуджавы

Б. Окуджава был немного старше Высоцкого. Он ушел на войну совсем молодым и воевал до Победы. В его стихотворениях нет описаний боев, подвигов, но есть чувство, ощущение того, что война разрушила весь привычный мир, в котором жили люди.

Восприятие информации.

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция,
  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Работа со стихотворением Окуджавы «Король»

Работа с текстом до чтения

  • О ком это стихотворение?
  • Кто такой король?
  • Какое отношение к войне он имеет?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

  • уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Работа со стихотворением Окуджавы «Король»

Первое чтение про себя

Читают стихотворение.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Работа со стихотворением Окуджавы «Король»

Вопросы после чтения

  • Кто такой Король?
  • Почему это слово в тексте написано по-разному: то со строчной, то с заглавной буквы?
  • Все ли слова были понятны?

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

  • построение речевых высказываний в устной форме.

Работа со стихотворением Окуджавы «Король»

Работа с толковым словарем

Слайды — радиола, «мессершмитты», «солнце в зените»

Организовывает работу с толковым словарем.

Осуществляют поиск информации:

Радиола — аппарат, соединяющий в себе радиоприемник и проигрыватель, на котором слушали пластинки. до войны, в 30-е годы ХХ века, и после войны молодежь прямо во дворах часто танцевала под радиолу.

«Мессершмитты» - фашистские самолеты.

«Солнце в зените» - высоко в небе, то есть снова ясный, солнечный день.

Познавательные:

  • уметь находить ответы на вопросы,
  • уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую,
  • уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.

Работа со стихотворением Окуджавы «Король»

Повторное чтение с комментариями

Задает вопросы.

После 1 строфы:

  • За что же уважали и присвоили такое высокое звание, ведь не только из-за фамилии?

2 строфа:

  • Что значит «всемогущ»?
  • «...и спасет»?

  • «разорвали на рассвете тишину»?

  • «и пошел на войну»?

3 строфа:

  • «...снова солнце в зените»

  • «да некому оплакать его жизнь»

  • «королевой не успел обзавестись»

4 строфа:

  • О чем эти строчки?

Отвечают на вопросы учителя.

Все мог.

Мог спасти друга в трудную минуту (вот, за что его все уважали).

Т.е. когда началась война.

А иначе он не мог, людям, стране была нужна его помощь в трудную минуту.

Кончилась война, снова мирная жизнь — и радиола играет, и солнце светит...

Значит, Ленька не вернулся, погиб на войне. Нет близких, может быть, тоже погибли на войне.

Погиб совсем молодым, не успел полюбить девушку и жениться.

Память о Леньке жива, как жива память обо всех, кто погиб на войне.

Коммуникативные:

  • уметь учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию,
  • уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.

Работа со стихотворением Окуджавы «Король»

Беседа после чтения

  • Почему автор решил рассказать о Леньке Королеве?
  • Какие чувства он передал читателям?

Отвечают на вопросы.

Ощущение того мира, в котором жили люди до и после войны.

Коммуникативные:

  • уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного,
  • уметь учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Работа со стихотворением Окуджавы «Король»

Выразительное чтение стихотворения

Организовывает

Выразительно читают стихотворение.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Песня Окуджавы

Прослушивание песни в исполнении Б. Окуджавы

Организовывает

Слушают исполнение песни.

Делятся своими впечатлениями.

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция,
  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Оценка работы (задание 3)

Самооценка

Оцените свою работу с этим стихотворением.

Оценивают свою работу и закрашивают условный знак.

Регулятивные:

  • осознание качества и уровня выполненного задания.

Работа со стихотворением Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»

Портрет Твардовского

А.Т. Твардовский был участником ВОВ и перед вами его стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...»

Восприятие информации

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция.

Работа со стихотворением Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»

Первое чтение

Читает стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...»

Восприятие информации

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция.

Работа со стихотворением Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»

Беседа

  • О чем это стихотворение?

  • Какие чувства выразил автор?

  • Почему стихотворение заканчивается многоточием?

Высказывают свое мнение.

  • О вечном долге живых перед погибшими, о вечной памяти.
  • Боль, скорбь, чувство сожаления.
  • Эти мысли преследуют поэта, он умом все понимает, а внутренний голос сожаления не дает покоя.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Работа со стих. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»

Выразительное чтение

Организовывает

Выразительно читают стихотворение.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Оценка работы (задание 4)

Самооценка

Оцените свою работу с этим стихотворением.

Оценивают свою работу и закрашивают условный знак.

Регулятивные:

  • осознание качества и уровня выполненного задания.

Итог

В какой же раздел сборника можно поместить эти стихи? Обоснуйте.

В 3-й, т.к. детство Высоцкого пришлось на военные годы, Окуджава и Твардовский (1910-1971) — участники войны.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

  • уметь формулировать выводы.

Заключительное слово учителя

Читает «Реквием».

Восприятие информации.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Рефлексия

Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир»

Предлагаю вам нарисовать плакат...

Организовывает работу в парах или группах.

Принимают учебную задачу.

Регулятивные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
  • уметь оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оценка работы (задание 5)

Самооценка

Оцените свою работу с этим стихотворением.

Оценивают свою работу и закрашивают условный знак.

Регулятивные:

  • осознание качества и уровня выполненного задания.

Звучит песня «Солнечный круг».

Организовывает и настраивает на исполнение песни.

Исполняют песню.

Коммуникативные:

  • способность сохранять доброжелательное отношение.

Домашнее задание

Дифференциация

1) Выразительно читать эти стихи. Или:

2) Принести в класс книги со стихами о войне и подготовить их выразительное чтение. Или:

3) Рассказать о каком-либо эпизоде ВОВ, услышанном от своих родственников.

Принимают учебную задачу.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Регулятивные:

  • уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Рефлексия

Самооценка учащегося деятельности на уроке

  • Что на уроке было интересным?
  • В чем испытывали затруднения?
  • Что или кто помог справиться с трудностями?

Оценивают свою работу на уроке.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  • уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Листы с заданием:

В сборнике «Лицом к Победе» 4 раздела. Определите по названиям разделов, о чем стихи и кто их авторы.

  • Соедини название раздела с тем, о чем стихи и кто их авторы.

  • 1) «Священная война»

2) «Поэзия моя, ты — из окопа»

3) «Мы очевидцы»

4) «В пятидесятых рождены»

 «Авторы стихов — свидетели войны, те, кто пережил блокаду, оккупацию, испытал голод, холод, гибель близких»

«Стихи тех, чье детство прошло в суровых условиях»

«Стихи поэтов послевоенного поколения, которые знают войну лишь по книгам и фильмам»

«Стихи, написанные непрофессиональными поэтами, но участниками войны, — среди них были и пулеметчики, и летчики, и партизаны, и радисты».


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Иллюстрации: Портреты Высоцкого, Окуджавы, Твардовского; изображения радиолы, «мессершмитта», солнца в зените.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Лист самооценки

Оцени выполнение заданий, раскрашивая «батарейку»:

без ошибок — зеленый, 1-2 ошибки — желтый, больше 2 ошибок — красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...