Главные вкладки

    Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Федотова Анна Николаевна

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_urok_1.docx30 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока : Секрет счастья. Джанни Родари «Солнце и туча».

    Цель : подготовить  пересказ близкий к тексту.

    Задачи:1) учить пересказу через приём «Зигзаг» (группы сменного состава)

                   2) расширять словарный запас

                  3) прививать интерес к литературе зарубежных авторов

                  4) осуществлять нравственное воспитание, познав «секрет счастья»  

                  5)развивать критическое мышление

                  6) формировать навык работы в группе

    Ход урока.

    I Организационный момент.

    II Стадия вызова.

    -Как называется VI раздел, который мы недавно начали изучать? («Самое обыкновенное чудо» демонстрация слайда из презентации)

      -  Какие произведения этого раздела мы уже знаем? (составление кластера) (Глеб Горбовский «Розовый слон», Валентин Берестов «Честное гусеничное», Владимир Орлов «Я рисую море».)

    - К какому жанру они относятся?(рассказ, былина, сказка )

    - Похожи ли они на волшебные сказки, с которыми мы знакомились в другом  разделе книги? (Нет)

     -Прочтем, что сказал о них Борис Заходер.

                                                         

    «Самое обыкновенное чудо»

    Глеб Горбовский «Розовый слон»

    Валентин Берестов «Честное гусеничное»

    Владимир Орлов «Я рисую море»

    Джанни Родари «Солнце и туча»

                                                                     

    «… Но бывают другие сказки. В них как будто ничего особенного не происходит . Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные  вещи- листок на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря- в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам ».

                                                                                     Борис Заходер

    Учащиеся читают третий слайд презентации .

    -Сегодня мы познакомимся с  другим произведением Дж. Родари «Солнце и туча».

    Что знаете об этом авторе?

     Какие произведения Джанни Родари мы уже читали? (Кроме «Приключений Чиполлино» Родари написал много других сказок, удивительных историй и стихов). Некоторые из них вы можете увидеть на нашей выставке , понравившиеся прочесть, взяв здесь или в библиотеке, когда мы пойдём туда в очередной раз.

    Демонстрация слайда.

    Работа с текстом произведения до чтения.

    -Прочитаем заглавие сказки.

    - Можно ли по заголовку узнать, кто будут герои этого произведения

    -Кто будут герои нового произведения?(Солнце и туча)

    -Я попросила вас нарисовать солнце или тучу по собственным представлениям. Посмотрим, что из этого получилось.

    (Учитель обращает внимание детей на получившиеся рисунки, которые размещены по всему классу. )

    -Попробуем подобрать эпитеты к словам  солнце и туча? Что такое эпитет?(ответ подготовленного ученика)

    Эпитет – это чаще слово-признак, помогающее ярко представить явление или предмет.

    Работа со слайдом презентации.

    -Солнце какое?

    -Туча какая? (ответы учеников)

    -Прочитайте эпитеты, которые подобрала я. (работа со слайдом)

       Солнце                                         Туча

           Доброе                                                                Злая

           Тёплое                                                              Холодная

         Ласковое                                                              Грубая

          Щедрое                                                               Скупая

    -Сравните каждый эпитет первого столбика с эпитетом из второго.

    - Что заметили?

    -Как называются слова с противоположным значением? (антонимы) 

    Посмотрим на иллюстрацию в учебнике на стр.122

    -Чем она отличается от ваших?      

    - Что могло произойти между тучей и солнцем? (предположения детей)  

    Закройте учебник.

    Возьмите карточку, прочитайте первое задание.

    -Пофантазируем немного, попробуем восстановить сказку по ключевым  словам.

    1.Прочитайте ключевые слова . Почему они разбиты на две группы?

    Попробуем восстановить сказку по ключевым словам.

                           Солнце                                  туча

                           Лучи                                   злилась

                          Щедро                                 ворчала

                          Весело                                рассыпалась градом

    Обсудите в группе последовательность событий.

    - Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+»

    Проверка выполнения задания по группам.

    III Реализация смысла

    Работа с текстом во время чтения.

    Проверим наши предположения, прочитав текст (читают 2 подготовленных ученика). По ходу чтения подчеркните слова, которые вам не понятны.

    Беседа после первичного чтения.

    -Понравилась сказка? Чем?

    -Почему все радовались солнечным лучам? (Солнце их щедро разбрасывало, а тепло и свет любят все.)

    - Чему злилась туча?(солнце швыряет, транжирит луччи и может остаться ни с чем)

    - Каким было солнце в конце дня?(Лучи были все на месте)

    -Что случилось с тучей? (Удивилась так, что рассыпалась градом.)

    - Как понимаете : «Лучей не убавилось»?

    - Кто был счастливее?

    -Что подчеркнули?(Дырявые руки- о неловком человеке, у которого всё валится из рук. Грозовое настроение- )

    Словарная работа.

    В тексте вам встретилось несколько сложных слов. Попробуем разобраться в их значении.(демонстрация слайда)

    Колесница – большой колёсный экипаж.

    В каком произведении уже встречали?(«Мифы Древней Греции»)

    Транжира- тот, кто тратит деньги без разбора. В сказке в переносном значении.

    Добрый-тот, кто делает добро другим, отзывчивый.

    Щедрый- тот, кто охотно помогает другим, тратится на других, не скупой.

    Физкультминутка про тучу.

    Подготовка к выразительному чтению.

    -Сколько здесь действующих лиц?

    -С какой интонацией будем читать слова, относящиеся к солнцу?(радостно, торжественно ) Попробуем так прочитать.

    -Это авторские слова или солнца?(авторские)

    -Как будем читать слова, относящиеся к туче?(надменно, насмешливо, с укоризной…) Чьи это слова? (тучи).

    -Будем читать самостоятельно, передавая нужную интонацию, одновременно выполняя задание №2 на карточке.

    Прочитайте задание.

    2. Индивидуальные задания на карточках для групп.

     Подчеркните  в тексте слова-действия, относящиеся к солнцу.Путешествовало , разбрасывало, продолжало катиться, раздаривало, сосчитало, бултыхнулось»)(для первой и второй группы)

     Выберите из текста и подчеркните слова-действия, которые относятся к туче.(«Злилась, ворчала, хмурилась , не унималась,  удивилась, рассыпалась».)

    - Обсудите в группе ответ на второй вопрос.

    Слово предоставляется второй группе, а первая её дополняет. Остальные подчёркивают. Аналогичная работа с другими двумя группами.

    Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+».

    Отслеживание последовательности событий в тексте с делением на части.

    - Сегодня мы будем пересказывать сказку близко к тексту по плану , составленному из ваших рисунков.

    -Для удобства работы, разделим сказку на части.

     -Прочитайте первый абзац сказки. Что можно дорисовать на ваших рисунках?(колесницу) Кого встретило солнце?  (тучу)Работать с этими двумя абзацами будут участники первой группы. Поставьте засечку, отметив границу. Ответьте на вопросы в третьем задании, подготовьте пересказ близкий к тексту.

    -Кого потом встретило солнце?(виноградинку, травинку, паучка, капельки воды) До каких слов пойдёт вторая часть?(… заполучить свою частичку счастья) Что можно дорисовать? (виноградинку, травинку, паучка, капельки воды)  Работать с этой частью будет вторая группа. Сделайте разметку.

    Аналогичная работа с третьей группой. До каких слов пойдёт третья часть? (… миллиардами раздаривало свои лучи)Что можно дорисовать третьей группе?(злобную тучу и солнце с миллиардами лучей)

     Четвёртая группа работает с двумя последними абзацами, где речь идет о заходе и туче, разразившейся градом.

    1. Дорисуйте иллюстрацию к своей части, ответьте на вопросы, подготовив пересказ.

    Вопросы на карточках для каждой группы.

    1 группа

    1. На чём путешествовало солнце? (колеснице)
    2. Как оно выглядело? (весело и горделиво)
    3. Как разбрасывало лучи? (щедро)
    4.  Кто злился? (туча)
    5. Какое настроение было у тучи? (грозовое)

    2 группа

    1. Как туча называла солнце? (транжира)

    2. Что туча просила сделать с лучами? (швырять)

    3. Что ловило лучик солнца? (ягоды винограда)

    4.Кто старался заполучить частичку солнца? (паучок, цветок, травинка)

    3 группа

    1. Что говорила туча? (транжирить ещё)
    2. Что делало солнце? (продолжало катиться)
    3. Сколько было лучей?(миллиарды)
    4. Что делало с ними солнце?(раздаривало)

    4 группа

    1. Когда происходят события? (к заходу)

    2. Что сделало солнце и в чём убедилось?(сосчитало лучи, которые все были на месте)

    3. Как повела себя туча?(удивилась, рассыпалась градом)

    4. Что сделало солнце?(бултыхнулось в море)

    В итоге у учащихся в группе получаются части иллюстративного плана, которые они вывешивают на доску в определённом порядке. 

    Если группе удалось справиться с заданием, то в квадрате справа появляется знак «+».

    -Капитаны, поставьте оценку тем ребятам, которые сейчас хорошо помогали вам.

    III Рефлексия.

    Пересказ сказки близко к тексту(работа в группах сменного состава).

    Представитель каждой группы начинает пересказывать свою часть текста для всего класса. Затем все учащиеся переходят из одной группы в другую так, что из прежней группы в новой оказывается только 1 или 2 представителя. Количество групп не меняется.

      - Ребята, дружно встали! Учащиеся с красными значками идут в группу №1, с зелёными-в группу №2, с жёлтыми в группу №3, с оранжевыми- в группу №4. Сейчас в новой группе вы начнете пересказывать сказку по очереди в последний раз.  Каждый пересказывает ту часть, которую пересказывал до этого в другой группе. Постарайтесь запомнить весь текст. Затем учащиеся возвращаются в первоначальные рабочие группы.

    Заключительная беседа.

    Учащиеся продолжают работать с макетом, изображающим пейзаж. Дополним наш макет, над которым мы работаем уже полгода.

    - Поместите на макет того персонажа, которому симпатизирует автор (работают третьи помощники капитана).Дети помещают заранее вылепленное солнце.

    - А кто из персонажей не нравится  вам? Поместите этого персонажа.

    (работают вторые помощники).

    - Какое богатство хотела сберечь туча? Почему у нее это не получилось?

    - Доделайте макет сами.(Учащиеся добавляют град)

    -Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча .

    -Кто был счастливее: солнце или туча?

    - Какой же секрет счастья открывает Джанни Родари? (Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.)

    (читают слайд)

    Домашнее задание (работа со слайдом).

    I Сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь», «Море и звёзды».

    ИЛИ

    II Пересказать сказку Дж. Родари «Солнце и туча» самостоятельно или с опорой на ключевые слова.

     

     

     

                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

    Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

    Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

    Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

    Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

    Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

    Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

    Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

    Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...


     

    Комментарии

    Басович Елена Григорьевна

    Анна Николаевна! Разработка урока замечательная, на уровне современных требований, с использованием новых технологий. Спасибо. Обязательно использую в своей работе. Елена Григорьевна.