Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Горбонос Юлия Сергеевна

    Литературное чтение, 3 класс

    Тема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)

    Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, используя сюжетно-композиционный треугольник; развивать связную речь; прививать любовь к животным, природе.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx24.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

    Ход урока

    1. Орг.момент

    - Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь  и поздоровайтесь .

    1. Самоопределение к деятельности.

    – Мне хотелось бы начать урок со слов известного французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

    - Из какого произведения эти слова?( Из сказки « Маленький принц»)

    - Можно ли связать содержание рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» со словами С.Экзюпери?

    - В конце уроке мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос.

    3. Речевая разминка.

    - Итак, приступим к работе.

    - Чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

    - Поэтому, мы сейчас проведём  нашу речевую разминку и посмотрим, к кому сегодня пойдут наши друзья Яшка и Пашка.

    - Итак, ЛОТО СКОРОГОВОРОК.

    - У каждого на парте есть полоска со скороговоркой. Я даю вам полминутки, чтобы вы её отработали . Начинаем.

    - Закончили. Какое сегодня число? … У кого номер…Читай. Называй число. У кого это число?

    4.Работа над темой урока

    - Ребята, сейчас послушайте внимательно стихотворение .Вашей задачей будет потом мне ответить, кто будет героем нашего урока.

    Приплыл по океану

    Из Африки матрос,

    Малютку-обезьяну

    В подарок нам привез.

    Сидит она, тоскуя,

    Весь вечер напролет

    И песенку такую

    По-своему поет:

    "На дальнем жарком юге,

    На пальмах и кустах,

    Визжат мои подруги,

    Качаясь на хвостах.

    Чудесные бананы

    На родине моей.

    Живут там обезьяны

    И нет совсем людей".

    (С. Маршак)

    - О ком это стихотворение?( об обезьянке)

    -  Какова его главная мысль?

    - Теперь скажите, кто он – герой нашего урока? (Яшка). Он кто? (Обезьянка)

    - Из какого он произведения? (« Про обезьянку»)

    - Кто является автором этого произведения? ( Б.С. Житков)

    - На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого писателя.

    - Что вы запомнили о нём?

    - Попробуйте определить жанр нашего произведения. ( Это рассказ).

    - Докажите. Вспомните, что мы называем рассказом? (Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем, написано в прозе. Рассказ имеет сюжет, т.е. повествует о конкретных событиях, происходящих в жизни героя.)

    - О каких же событиях говорится в рассказе ?Дома вы должны были разделить текст на смысловые части.

    - Молодцы, вы все правильно говорите, но все по  разному. У всех разные смысловые части получились.

    - Сможем ли мы, имея разные смысловые части, работать дальше? (Нет).

    - Тогда какую цель поставим перед собой? ( Создать общий план, общие смысловые части).

    - Для того, чтобы достичь этой цели я могу предложить вам эталон (образец) или мы можем скорректировать ваши варианты развития сюжета. Что будет быстрее? ( Эталон).

    - Я тоже разделила текст на смысловые части, посмотрите, всё правильно? Что здесь не так?( Части расположены не по порядку).

    - А что нам поможет в правильном порядке поставить все смысловые части? ( Сюжетно-композиционный треугольник). Но прежде , чем  его составлять, немного отдохнём.

    5.Физминутка. (1-2 мин.) (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя) или муз. физминутка « Весёлые мартышки».

    - Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)

    - На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)

    - Сколько лап у обезьянки? (4)

    - Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)

    - Итак, какую часть отнесём к вступлению нашего произведения?

    - Да, ещё никакого действия не происходит.

    - А кто является главными героями р-за? (Главные герои рассказа — двенадцатилетний школьник и обезьянка.)

    - Скажите, зная только  имя и кличку мы можем сказать об их внешнем виде, об их характере, об их поступках? Значит ,нам надо разобрать внешний вид героев.

    - Как выглядел Яшка? Найдите в тексте и прочитайте.

    - Какой был у него характер?

    - Какие поступки совершал Яшка? Найдите в тексте.

    - Как вы думаете, почему он так делал?

    - Как бы вы описали мальчика? Какой он?

    - С чего же начинается действие в р-зе?

    - Да,это начало действия или …завязка. Что было дальше?

    - Вот мы и добрались до вершины сюжетного треуг-ка, до кульминации.

    - Напомните, что называется кульминацией? ( Это самый напряжённый момент ).Что же мы отнесём к кульминации?

    - Что было дальше?

    - И конец действия или…развязка, это…

    - В чём заключается главная мысль этого р-за? ( Главная мысль рассказа заключается в том, что содержание в домашних условиях некоторых животных сопряжено с трудностями. Это следует четко осознавать, когда берешь в дом такое животное, как обезьяна. Герой рассказа этого не понимал, когда согласился взять Яшку и поэтому хлебнул с обезьянкой лиха.)

    - Можно ли передавать животное из рук в руки?

    - Так как же вы понимаете слова: « Мы в ответе за тех, кого приручили»? Можно ли связать эти слова с рассказом ? Почему?

    6. Рефлексия

    - Сейчас я попрошу вас составить синквейн: 1-ый ряд сочиняет синквейн про мальчика, хозяина Яшки. 2 ряд про Яшку, 3 ряд – про животных.

    - Ребята, у вас у многих тоже есть домашние питомцы, за которых вы в ответе. Давайте посмотрим ( показ видеоролика).

    7.Итог урока

    - Давайте сделаем вывод.  Можно ли дома держать диких животных? (нет)

    -Почему нельзя держать в доме диких животных?

    Вывод: обезьянки должны жить у себя на родине – в джунглях.

     - Забирая домой животное, вы

    заменяете ему родителей! "Мы в

    ответе за тех, кого приручили", не

    забывайте это!

    Прежде чем взять животное в дом,

    задумайтесь о его дальнейшей судьбе.

    Вы берете на себя огромную

    ответственность.

    И никакие обстоятельства, никакие,

    даже самые веские на ваш взгляд

    причины не могут оправдать

    предательства и жестокости к тем, кого

    вы приручили.

    Образец плана:

    План произведения:        

    1. Обезьянка

    2. Знакомство с семьей

    3. Первый день

    4. Ссора с папой

    5. Примирение

    6. Поведение с гостьей

    7. Яшка на прогулке

    8. Драка

    9. Семья без Яшки

    Или

    План:

    1. Знакомство с обезьянкой.

    2. Жизнь Яшки в семье мальчика.

    3. Приключения с дамой.

    4. Бой с Каштаном.

    5. Гонка за котом.

    6. Яшка – царь во дворе.

    7. Расставание.

    Образец синквейна:

    Яшка.

    Непоседливый, балованный.

    Играет, шкодничает, дерется.

    Принес семье много хлопот.

    Обезьянка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока математики 1 класс "Школа России" по теме: "Килограмм"

    Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация к уроку позволит наглядно и доступно усвоить тему....

    Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

    В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

    Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)

    Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула»   Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...