Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
методическая разработка по чтению (2 класс)

Стрепченкова Ольга Ивановна

Представлен конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному чтению 2  класс.

Тема: Борис Степанович Житков «Храбрый утёнок».

Учитель  ГБОУ  №49

Стрепченкова Ольга Ивановна

Тип урока:  знакомство с новым материалом.

Цель урока: познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа.

Задачи урока:

 1) обучающие:  -  формирование  полноценного восприятия текста;

                            - учить делить текст на части, озаглавливать их;

                            - рисовать словесную картину к каждой части и составлять план пересказа

2) развивающие: - развивать  метапредметные  и  коммуникативные  универсальные

                                 действия;

                               -развивать навыки выразительного чтения;

                               -работать над развитием речи, памяти, мышления, воображение.

 3)воспитательные:  - воспитывать интерес к урокам литературного чтения;

                                  - любовь и бережное отношение к природе;

                                  - воспитывать чувство  сострадания, сопереживания, желание помочь

                                     слабому.

Планируемые результаты

Предметные:

  • читать тексты произведений целыми словами с различной интонационной окраской;
  • находить в тексте слова, которые характеризуют героев;
  • определять вид литературного произведения, доказывая свою точку зрения;
  • правильно подбирать слова для картинного плана;
  • составлять план для последующего пересказа текста.

Метапредметные:

  • определять учебную задачу и планировать её выполнение;
  • анализировать текст;
  • находить нужную информацию в тексте;
  • работать в паре, выполняя правила совместной работы.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению произведений о животных;
  • размышлять о том, как нужно относиться к братьям нашим меньшим;
  • размышлять о том что такое настоящая дружба, кого мы называем другом;
  • понимать, что нужно уметь сочувствовать, не быть равнодушным и стараться помочб тому кто нуждается в помощи.

Межпредметные связи

Окружающий мир — тема: «Дикие и домашние животные»

                                «Насекомые»

Русский язык — тема: «Развитие речи»

Ресурсы урока:

Учебник «Литературное чтение 2класс».

Карточки с заданиями.

Мультимедийная презентация.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Ход урока.

1.Организационный  момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

На гостей все посмотрели, поздоровались и тихо сели.

-Мы начинаем урок литературного чтения

1, 2 слайд

Обложки книг о природе

2.Мотивация познавательной деятельности.

А) Проверка домашнего задания.

-Как называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках чтения?

(О братьях наших меньших)

-С произведениями каких авторов мы уже познакомились на уроках чтения?

(Н.Сладкова, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова, М. Пришвина Е. Чарушина)

-Как назывался рассказ, который мы читали и разбирали на прошлом уроке?

(«Страшный рассказ Е.Чарушина)

-Какое домашнее задание вы получили?

(Придумать сказку или рассказ о своём домашнем питомце)

-Кто хочет выступить? (Ответы учеников).

-Оцените товарища. (Высказывания учеников)

       

 Вывод: - Почему нужно беречь животных?

(Они часть природы,  живые существа, не станет животных, не станет и нас, т.к. в природе всё взаимосвязан.)

б) Речевая разминка-физкультминутка

-Прочитайте скороговорку про себя. А теперь прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку.

Уточка-вертихвостка

Ныряла, да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

Называют раздел, авторов и произведения

3 слайд – перечислены авторы

Представляют свои работы.

Эмоциональное восприятие, оценка.

Четкое проговаривание с изображением уточки.

4 слайд – речевая разминка-физ-минутка

3. Актуализация необходимых знаний

Постановка цели урока.

-Представьте себя учителями, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроках чтения, чему будем учиться?

(Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться громко и выразительно читать, отвечать на вопросы , рассказывать, рисовать словами, делить текст на части ,готовиться к пересказу)

Предполагают чем будут заниматься на уроке.

5 слайд – на экране цели

4. Введение в тему урока.

-А вам, интересно узнать, как называется рассказ, который мы будем сегодня читать?

-Тогда отгадайте загадки.

Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза,

Это чудо ….(стрекоза).

-Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова)

-Какой она представлена поэтом? (Ленивая, беспечная, беззаботная)

-А кто знает, чем питается стрекоза?

-Обратимся к энциклопедии.

Рассказ учителя.

    Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой,    большими глазами и удлинённым брюшком,4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров,  мошек и других вредных насекомых и этим приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют - дозорниками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу.

-И так, стрекоза будет одним из героев рассказа, который мы будем читать.

-Кто же второй герой?

Удивительный ребёнок

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок).

-Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)      

-Как называют его мать? (Утка)

-В каком произведении мы познакомились с ней? (М.Пришвина «Ребята и утята»)

-Какой её представил Пришвин в своём произведении (Заботливая,  любящая, внимательная)

-А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)

-Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам).

-И так, загадки мы отгадали, наши гости - стрекоза и муравей готовы рассказать нам интересную историю, которая однажды произошла с ними. И мы узнаем, почему стрекоза и утёнок встретились.

  1. Работа по теме урока, организация познавательной деятельности.

-А сочинил эту историю известный писатель Борис Степанович Житков.

   (На стенде: портрет писателя, иллюстрации героев - стрекозы и утёнка, название рассказа)

  Борис Степанович Житков(1882-1938) родился 11 сентября в Новгороде , семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.

    Житков много ездил по стране и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало  в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков.

 Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай - всегда спешат на помощь друг другу люди».

  Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утёнок».

-Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце урока ответить на вопрос: это рассказ или сказка?

а) Первичное чтение (учитель)

б)Первичное восприятие и понимание рассказа.

-Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

-О чём он?

-Как хозяйка кормила утят?

-Почему они не ели?

-Почему утята боялись стрекозу?

-О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?

-Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

-Как ему это удалось?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - Если я права – хлопайте в ладоши, если нет –топайте.

У кошки - котёнок,

У собаки - собачонок, (щенок)

У зайчихи - зайчонок,

У утки - утёнок,

У овечки - овчонок, (ягнёнок)

У курочки - курчонок, (цыплёнок)

У ежихи - ежонок,

У коровы - коровёнок, (телёнок)

У свиньи – свинёнок, (поросёнок)

У лисы – лисёнок,

У рыбы - рыбёнок, (малёк)

У лосихи -  лосёнок,

У волчихи - волчонок,

У голубки - голубёнок,(птенец)

А у мамы с папой - человёнок. (ребёнок)

в) Речевая разминка. Подготовка к самостоятельному чтению.

-Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками).

1.                  Руб-лен-ных---рубленных

                    Стре-ко-та-ла---стрекотала

                    Рас-ска-за-ли---рассказали

                    Ис-пу-га-ешь-ся---испугаешься

                    За-жуж-жа-ла---зажужжала

                    По-ло-ман-ным---поломанным

2 .               Бег - подбегали, убегали.

                   Рассказ - рассказали.

                   Испуг - испугаешься.

                   Еда - наедались.

г) Повторное чтение рассказа, деление на части, словесное иллюстрирование, озаглавливание.

-А теперь послушаем рассказ в вашем исполнении.

-Каким был утёнок Алёша? (ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЕНЫЙ).

- Читайте, останавливайтесь в конце каждой части (эпизода). Сделайте словесную иллюстрацию. Выберете заголовок.

     1часть - Вышла хозяйка, поставила тарелку у куста, ушла, подбежали утята, вылетает стрекоза.

1.  ХОЗЯЙКА КОРМИТ УТЯТ.

               2 часть - Стрекоза села на тарелку ,утята испугались и убежали.

2.  БОЯТСЯ СТРЕКОЗЫ.

               3 часть - нарисуем удивлённую хозяйку, она убирает нетронутую тарелку.

3. «ДОЛЖНО БЫТЬ НАШИ УТЯТА ЗАБОЛЕЛИ»   или    УДИВЛЕНИЕ ХОЗЯЙКИ.

4 часть - утята во дворе, пришёл утёнок Алёша, он обещает прогнать стрекозу.

4.  АЛЁША ОБЕЩАЕТ ПОМОЧЬ.

5 часть - во дворе тарелка с рублеными яйцами, Алёша и  утята ждут стрекозу, стрекоза  полетела и села на         край тарелки , утята притаились, Алёша подбежал и схватил стрекозу за крыло, она вырывается и улетает с поломанным крылом.

5.  УТЁНОК СДЕРЖАЛ СВОЁ СЛОВО     или       АЛЁША ПРГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ

6 часть - на дворе стоит тарелка, вокруг весёлые утята и с ними Алёша.

 6. СТРЕКОЗА БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПРИЛЕТАЛА   или    ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА

- Сверьте свой план с правильным вариантом     

Отгадывают загадки.

6 слайд

Зрительно-слуховое восприятие информации.

7 слайд

Учащиеся формулируют ответы

Рассматривание портрета, книг, знакомство с биографией.

8 слайд

9 слайд

Учащиеся слушают.

Учащиеся отвечают на вопросы.

10 слайд

Работа с карточками в парах.

11 слайд

Чтение произведения учащимися.

12 слайд

Учащиеся описывают, что представили по каждой части.

Работа с планом. Выбор нужного заголовка.

13-18 слайды – картинки к частям, словесное рисование


19 слайд - план

6. Подведение итогов.

-Имя какого нового писателя мы узнали сегодня на уроке?

-Как называлось произведение, с которым мы сегодня познакомились и работали?

-Так что же это – сказка или рассказ ?Почему?

-Чему нас учат герои?

-Как вы думаете, как относится писатель к животным?

-Какая пословица подойдёт больше всего к этой истории?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг друга поддержать, победу одержать.

Объяснение смысла пословицы, доказательство своего выбора.

20 слайд -пословицы

7. Рефлексия.   21 слайд

-За что бы вы похвалили себя сегодня на уроке чтения?

-Продолжите фразу: «ПОСЛЕ УРОКА МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ…»

(ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ)

Учащиеся производят самооценку своей деятельности.

21 слайд

8. Домашнее задание.   22 слайд

-Пересказ по плану.

-Стр.139-141  №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс

разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с  учетом УУД...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».Задачи:1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Из детских журналов" ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по литературному чтению "Из детских журналов" для 2 класса....