Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с  учетом УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ школа – интернат №1 г.Томска

Учитель начальных классов: Финникова Елена Викторовна.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: И.А.Крылов, басня «Лебедь, Рак и Щука». Мораль, характеристика персонажей.

Тип: закрепление изученного и знакомство с новым материалом

Задачи:

-учить выявлять особенности басенного жанра;

-учить выразительно читать и инсценировать басню

Планируемые результаты

Предметные:

-знать особенности жанра басни;

-определять, что высмеивают басни Крылова;

-характеризовать героев басни;

-инсценировать басню.

Метапредметные

-понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

-находить необходимую информацию в различных источниках;

-участвовать в работе группы.

Личностные

-проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

-гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.

Межпредметные связи: Русский язык, темы «Текст», «Лексика»

Информационно - технологические ресурсы урока:

-компьютер;

-мультимедиа проектор;

-портрет И.А.Крылова;

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение,2 класс. Учебник.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

Психологический настрой на урок

Мотивация к работе

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Ответы полные давать,

На отметку пять!

Настраиваются на урок. Сообщают о готовности к уроку.

Создание благоприятного для обучения климата.

Поднятие жизненного тонуса.

(Личностные)

Мобилизирующий этап

Мотивирование учащихся к учебной деятельности

- Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку «Журавль и цапля».  (Приложение №1).

- Почему журавль решил жениться?
- Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)
- Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)- - - Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.
Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).

Рассуждение детей

Актуализация знаний.

Постановка учебной проблемы.

Проверка знаний о других произведениях

 - Сегодня на уроке мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Андреевича Крылова. (Портрет писателя).

- Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он в своих баснях боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье.

- А какие людские пороки вы можете назвать? (лень, невежество, жадность, нежелание узнавать что – то новое)

 Название басни  вы узнаете, выполнив следующее задание.

Надо соединить название произведения  с его автором.

Э. Успенский «Весенняя гроза».

А. С. Пушкин «Лебедь, Рак и Щука».

И. А. Крылов «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Ф. И. Тютчев «Дядя Федор, пес и кот».

(Д. Э. Успенский написал произведение «Дядя Федор, пес и кот», А. С. Пушкин «Сказку о попе и о работнике его Балде», Ф. И. Тютчев «Весеннюю грозу», И. А. Крылов басню «Лебедь, Рак и Щука»).

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Д. Тема урока — произведение Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

-  Зная тему, поставим цель урока.

Д. Познакомиться с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», учиться правильно и выразительно его читать, определить идейный смысл.

-  Прежде чем познакомиться с новым произведением, побеседуем о его авторе. Что интересного вы знаете о писателе?

Д. Семья, в которой родился И. А. Крылов, была бедной. С одиннадцати лет писателю пришлось работать, так как его отец рано умер. С детства мечтал стать литератором. Знал французский, итальянский и выучил в позднем возрасте греческий язык. Это был очень умный человек, с хорошим чувством юмора. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери, но всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

- Рассмотрите иллюстрацию  (на ней изображены лебедь, рак и щука). Это герои басни. Что общего между ними?

Д. Все они живут в воде.

Учитель читает басню, выделяя голосом мораль.

- Что заставило вас улыбнуться?

Д. Какие глупые герои – тянули в разные стороны.

Рассуждение детей

Обобщение классификации произведений (Предметные)

Самоопределение к деятельности

Открытие нового

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Ответы учеников.

Участие в беседе.

Рассказ детей о творчестве И. А. Крылова.

Закрепляют знания о творчестве И. А.Крылова.

Чтение басни «Зеркало и Обезьяна»

Умение обосновывать свои суждения.

(П)

Умение определять цели задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем.

(Р)

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата

(П)

Умение слушать собеседника.

(К)

 Словарная работа.

Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
Объясните выражение
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

Работа со словарями.

Физминутка

Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный 
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

Работа по теме урока

Первичное восприятие текста

- Что узнали из басни? Что поняли?

Д. Эти животные глупые, не знают как поступить.

- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?

Д. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз.

- « Однако воз и ныне там»

Ответы на вопросы учителя после прослушивания басни.

Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне.

Правильно доносить свою мысль. Оценивать прослушанное

(К)

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний

Проблемно-поисковая работа.

Чтение басни

Анализ произведения

Определение основной мысли  произведения

- Прочитайте басню самостоятельно и подумайте, есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз герои могли бы сдвинуть?

Д. Это слово «товарищи».

- Подтвердите это.

- А сейчас работа в парах. Определите образ каждого героя. Заполните таблицу:

Лебедь

Рак

Щука

В этом вам помогут слова для справок:

Рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый.

- С какой интонацией необходимо читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

(Ученики пробуют прочитать.)

- Какое отношение вызвали  у вас герои?

Д. Очень жаль, что они такие бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно, договариваясь.

- Для чего и зачем написана басня?

Д. Басня подсказывает читателю, как надо поступать в определённой ситуации, надо уметь договариваться.

- Как заканчивается басня?

Д. « Да только воз и ныне там»

- Это выражение стало «крылатым». Когда так говорят?

Д. Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.

- Что такое мораль басни?

Д. Мораль басни — основная мысль произведения, поучение.

- Прочитайте мораль басни.

Самостоятельное чтение басни.

Работа по тексту басни.

Беседа по вопросам учителя

Доказательные высказывания с элементами выборочного чтения.

Выразительно чтение басни

Выдвижение версии, работа в парах

Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственной связи.(П)

Выражения собственного мнения.

Культура поведения в учебном диалоге.

(К)

Контролирование своей деятельности.

(Р)

Эмоциональный отклик

(Л)

Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

(Р)

Умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме (К)

Умение работать в парах, договариваться, приходить к единому мнению (К)

Творческая работа.

- Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы.

“Есть согласие – есть и счастье”. 

“Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит»
«Дружно негрузно, а врозь – хоть брось». 

У. Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне?

Д. По смыслу к прочитанной басне подходит пословица «Дружно негрузно, а врозь – хоть брось».

Составление пословиц, работа с карточками

Высказывание учащихся

Сохранение заданной цели. Умение видеть ошибку и исправлять ее.

Умение полно и точно выражать свои мысли.(Р)

Построение собственных рассуждений на тему высказывания. (П)

Умение работать в паре (К)

Рефлексия.

Подведение итога урока

Выберите и продолжите предложение:

Сегодня я узнал ....
Меня взволновало .......
Басня помогла мне понять .....
Я для себя сделал вывод …

Оценивают свою работу на уроке.

Объективная оценка результатов деятельности. (Л)

Задание по выбору

Выразительно читать басню   или выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Методическая разработка урока литературного чтения по сказке Г.-Х.Андерсена "Ель" в 3 классе

Тип урока: «Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности».Тема: Г.-Х.Андерсен «Ель».Педагогические цели: Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание те...

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...

Презентация по литературному чтению по теме "Басня. Крылов И.А. "Лебедь, щука и рак". 2 класс.

Презентация по литературному чтению по теме "Басня. Крылов И.А. "Лебедь, щука и рак". 2 класс. Программа "Перспектива"....

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце"4 класс

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс...