Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Евстафьева Валентина Константиновна

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока76.5 КБ
Office presentation icon презентация2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Урок  литературного чтения

Класс: 3 класс МБОУ Кутуликская СОШ

Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление

Цели: создать условия для повторения изученных басен И.А. Крылова; познакомить с басней «Лебедь, Щука и Рак»; сравнить басни «Лебедь, Щука и Рак» и «Квартет»; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, умению делать выводы; развивать речь, отрабатывать навык выразительного чтения.

Формирование УУД:

Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интереса к учебному предмету

Регулятивные: - определять задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

- осуществлять самооценку, давать оценку своей деятельности на уроке

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные: - ориентироваться в системе знаний, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся познакомятся с новым произведением, научатся анализировать;

Метапредметные: Регулятивные - освоят способы решения проблемы творческого и поискового характера, моделирования рефлексии, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, оценивать границы своего знания и незнания. Коммуникативные - строить высказывания, оценивать себя и товарища. Личностные- воспитание чувства прекрасного, чувства патриотизма, внимательного отношения друг к другу, прививать любовь к чтению, книге.

Форма урока: фронтальная, парная, индивидуальная

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

                                                        Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

 1.Мотивирование

(самоопределение) к  деятельности

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

-на уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят, уши внимательно слушают и все слышат, голова хорошо думает.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.

Включаются в учебную деятельность

2. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Подготовка к        восприятию.

Организация восприятия нового материала

3.Постановка учебной задачи

1. Проверка домашнего задания (выразительно читать басню) Читательский турнир.

- Кто из героев басни вам более симпатичен и почему?

- Вспомните, какую тему мы изучаем.

 - С каким литературным жанром мы познакомились?

- Какая житейская мудрость в них содержится?

- Сегодня мы продолжим учиться житейской мудрости. Отгадайте фамилию автора.

Работа в парах.

- Выполните задание на карточке

- Какое слово получилось?

- А теперь вспомните, как его зовут?

Назовите полное имя писателя. Какими знаниями об авторе хотите поделиться с одноклассниками?

- Какие произведения принесли автору всемирную славу? Они переведены более чем  на 50 языков. …

Крылов стал первым писателем, которому в России поставлен памятник в 1855г. В Летнем саду С-Петербурга установлена бронзовая статуя сидящего «Дедушки Крылова» В основании можно узнать  героев его многочисленных басен.

- А что такое БАСНЯ?

С какими баснями Крылова вы уже знакомы?

ИТОГ ПРОЙДЕННОГО ЭТАПА

-Кто озвучит тему урока?

-Какие учебные задачи поставим сегодня на урок?

За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них.

И вот еще одна басня в вашу копилку…

Работа в парах

-Расшифруйте запись и узнайте героев новой басни. (прочитать слева направо)

- Что объединяет этих героев?

Басня И.А.Крылова так и называется-

«Лебедь, Щука и Рак»

По одному ученику от ряда выразительно читают басню.

ВЗАИМООЦЕНКА

«Набираемся житейской мудрости»  

-  с басней

- Не поддавайся лести; не вини обстоятельства, если что не получается; лучше малая выгода в настоящем, чем большая в будущем; если жить в согласии, то беда не одолеет

КРЫЛОВ

-он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен.

….БАСНИ

Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери и птицы. Обычно они умеют говорить.

«Учимся житейской мудрости»

-Познакомиться с новой басней. Исследовать ее и найти в ней признаки басни. Выяснить, чему она учит, определить главную мысль. Научиться анализировать поступки героев, оценивать свои поступки, научиться правильно и выразительно читать.

АКУЩ и КАР, ЬДЕБЕЛ

(лебедь, щука и рак)

-их среда обитания связана с водой

4. Решение учебной задачи.

Работа по теме урока

ФИЗМИНУТКА

Подготовка к восприятию произведения

- пользуясь содержанием учебника откройте нужную страницу.

ХОРОШО ЧИТАЮЩИЙ ученик читает текст басни.

Понравилось ли вам произведение?

Значения каких слов хотите узнать?

- как понимаете значения слов «ЛАД», «МУКА», «СОГЛАСИЕ»?

- С каким случаем из жизни можно соотнести эти строчки? «Когда в товарищах согласия нет…»

- А  какой случай рассказал нам  И. А. Крылов?

- Рассмотрите иллюстрацию художника-оформителя. О чем эта история?

- Почему же у героев ничего не получилось, ведь они так старались? ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ

Перечитайте басню. Случайно ли И.Крылов выбрал этих героев?

Какими показал их автор в своей басне?

Работа в парах

- Найдите и отметьте глаголы, которые помогают представить (охарактеризовать) образ каждого героя.

- Как вы себе представляете их действия?

- Приведите соответствующие сточки.

- Объясните выражение «Из кожи лезут вон»

- Почему же воз не сдвинулся с места? Возможно он был слишком тяжелым?         Зачитать ответ.

- Так в чем же дело?

-Что главное они не сделали?

- Где хранится главная мысль басни? В какой части она находится?

Как называется эта часть?

- Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю?

- Какой смысл он вкладывает в слово «СОГЛАСИЕ»?      (ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ, ДЕЙСТВИЙ)

- Какой урок вы для себя извлекли?

Учащиеся слушают и следят за чтецом.

Лад - действия вместе, совместно

Мука - сильное физическое или нравственное страдание

Согласие - единство, общность точек зрения, единомыслие, единодушие. 

Поклажа, воз …(вещи, груз, багаж)

(примеры детей)

ПРОБЛЕМА

Они обитатели одной водной среды, значит могли договориться, но не…

+ ЛЕБЕДЬ рвется в облака (он стремительный, упрямый)

+ РАК пятится назад (неповоротливый, упрямый)

+ ЩУКА тянет в воду (Она упрямо делает свое дело)

- Они все делают свое дело добросовестно, старательно,

Герои басни взялись за дело дружно.

- Нет, т.к. «поклажа для них казалась и легка»

- Работа шла плохо.

Воз остался стоять на том же месте, потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону. Каждый герой хочет решить проблему своим способом.

- Не договорились, не согласовали свои действия друг с другом.

(дети читают 1 часть басни)

- МОРАЛЬ

- Он высмеивает несогласие,

разобщенность.

- Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.

…..

Физминутка

5. Продолжение работы по теме урока. Сравнительный анализ.

Первичное закрепление.

6.Итог урока

РЕФЛЕКСИЯ

Домашнее задание

(на выбор учащихся)

- С  какой басней по смыслу есть сходство?

- Подходит ли мораль к басне «Квартет»?

Объясните свою точку зрения.

- А что с возом? Зачитать ответ из текста.

Это выражение мы слышим в жизненных ситуациях. Каким оно стало? Когда так говорят?

- Как автор относится к героям басни?

- В чем мастерство, мудрость Крылова?

- Понравилась ли вам басня?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие чувства вы испытывали на уроке и почему?

Оцените свою работу на уроке шифровкой

П - все понял

В – есть вопросы, на которые хочу найти ответы

Т – трудно понять

1. Подобрать пословицы к басне «Лебедь, Шука и Рак»

2. Выучить басню наизусть.

3. Показать этюд (инсценировать) басню.

- С басней «Квартет»

1. Речь идет о деле, которое друзья пытались сделать вместе.

Сдвинуть воз---- Сыграть квартет

2. Друзья спорят и действуют «кто во что горазд»

Надо было договориться--------

Не просто договориться, а надо было иметь талант. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

КРЫЛАТЫМ

– когда в общем деле между героями идет раздор.

 (он сожалеет, что в товарищах согласья нет.)

- Баснописец подсказывает человеку, как надо поступать, учит жить, видеть чужие ошибки.

Дети показывают соответствующую карточку.

(могут по желанию комментировать)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ БАСНЯ? ЗАБАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕСЁЛЫЙ РАССКАЗ РАССКАЗ О ЖИВОТНЫХ НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ

Слайд 5

ЛАД СОГЛАСИЕ МУКА

Слайд 6

ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ? ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД

Слайд 14

С каким писателем сегодня познакомились? С каким жанром литературы познакомились? Как называется нравоучение в басне?

Слайд 15

СПАСИБО ВСЕМ, КТО ЧИТАЛ БАСНИ ВНИМАТЕЛЬНО И РАБОТАЛ СТАРАТЕЛЬНО!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс

                              Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.Планируемые результаты: Дети  научатся определять ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.И.Белов «Еще про Мальку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.И.Белов «Еще про Мальку»Цели урока:  познакомить с творчеством и произведениями В.И.Белова из цикла «Люби живое»; развивать навыки беглого чтения, речь,...

Конспект урока литературного чтения Тема: Л.А.Касиль «Отметки Риммы Лебедевой», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с рассказом Л. А. Кассиля  « Отметки Риммы Лебедевой», учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.Плани...

Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классеТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»...

Конспект урока по литературному чтению.Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся  о басне как жанре художественной литературы....