Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Варфоломеева Галина Александровна

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.

Планируемые результаты:

 Дети  научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство);

 находить мораль в произведении, понимать её смысл;

развивать навыки беглого, выразительного чтения;

слушать и слышать.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 3 класс ; презентация; тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.

Планируемые результаты:

 Дети  научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство);

 находить мораль в произведении, понимать её смысл;

развивать навыки беглого, выразительного чтения;

слушать и слышать.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 3 класс ; презентация ; тетрадь.

                                        Ход урока.

1.Оргмомент (учащиеся хором говорят стихи).

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

2.Актуализация знаний.

а) Обобщение по теме.

     - Какой большой раздел мы изучаем

          - Соедините линией писателя и произведение.

Ф. И. Тютчев                      «Зимний вечер»

И. А. Крылов                      «Весенняя гроза»

А. А. Фет                             «Мартышка и очки»

А. С. Пушкин                      «Зреет рожь»

б) Речевая разминка.(Слайд 3-4)

-Скороговорки, чистоговорки.

3.Самоопределение к деятельности.

Выведение темы урока,  целеполагание и мотивация.   (Слайды 1-2)

-Автобиографическая справка (опережающее задание- готовят дети).(Слайды 5-6)

     - Как вы думаете, что он писал?

- Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).

          - В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи     на урок.    

На доске опорная запись:

          1) Узнать, …

          2) Учиться понимать …

  Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.  

           Коллективное формулирование третьей задачи урока:

          3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

4. «Открытие» нового знания детьми.                            

а) Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

- Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

     Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися, выборочное чтение по вопросам: Что узнали о детстве баснописца? Чем он занимался? В чём его успех? Как Крылов читал свои басни?

б) Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня? (даёт готовые сведения с небольшой помощью детей)  (Слайды 7-8)

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

Подводятся итоги решения 1 задачи.  

в)Анализ басни.

- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

г) Словарная работа. (Слайды 9-10).

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),  к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

 д) Прослушивание басни в исполнении актера.

- Понравилось ли вам исполнение басни?

е) Обмен впечатлениями.

5 .Закрепление полученных знаний.

а) Работа в парах. - Ответим на вопросы учебника:

№2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

б) Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     - Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     ( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

- Сравнить еще раз ,что такое «невежа» и «невежда».

   в) Составление сравнительных характеристик героев. (Слайды 11-12)

г)Работа над выразительным чтением басни.

     - Как читаем первые строчки?

     (  Спокойно.)

     - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

     - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

      ( С досадой, недовольством. )  

     -. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

д)Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально

6. Рефлексия.

- Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?

 - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

-Контрольная минутка.

7 .Итоги урока.

(Слайд 13)

    -. Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

 Урок был для меня:

( интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный)

8. Домашнее задание (по выбору)  

      - читать басню выразительно

      - изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

      - выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс

                              Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классеТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»...