Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образовательном пространстве качественно новых позиций и учителем, и учеником. Учащимся передаётся часть функций учителя. Они сами формулируют тему урока; пользуясь опорной записью, ставят учебно-познавательные задачи урока и подводят итоги их решения, предлагают творческие задания, анализируют свою деятельность. Учащимся предлагаются ситуации выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.

Задачи:

  1. Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство).
  2. Учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.
  3. Развивать навыки беглого, выразительного чтения.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010); презентация

                                        Ход урока.

  1. Оргмомент (учащиеся хором говорят стихи).

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

  1. Актуализация знаний.

     Учитель (У.). Какой большой раздел мы изучаем?

     Дети (Д.).  Великие русские писатели и поэты.

          У. Соедините линией писателя и произведение.

Ф. И. Тютчев                      «Зимний вечер»

И. А. Крылов                      «Весенняя гроза»

А. А. Фет                             «Мартышка и очки»

А. С. Пушкин                      «Зреет рожь»

  1. Выведение темы урока,  целеполагание и мотивация.

У. Знаете ли вы, кто такой И. А. Крылов?

     Д. Наверное, это тоже великий русский писатель.

     У. Как вы думаете, что он писал? 

Д. Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).

Д. Тема урока «Басни И. А. Крылова»

У. (уточняет) Тема урока «И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

          У. В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи     на урок.    

На доске опорная запись:

          1) Узнать, …

          2) Учиться понимать …

 Д. Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.  

           Коллективное формулирование третьей задачи урока:

          3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?                                 4. Первичное освоение материала.

 У. Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

Д. Добрый, умный.

У. Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

     Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися, выборочное чтение по вопросам: Что узнали о детстве баснописца? Чем он занимался? В чём его успех? Как Крылов читал свои басни?

У. Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня? (даёт готовые сведения с небольшой помощью детей)

  1. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
  2. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
  3. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

У. На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

Подводятся итоги решения 1 задачи.  

5.Осознание и осмысление учебного материала. Работа над басней.

У. Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

Д. Это герои басни.

У. Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Д. О мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.

У. Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),  к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

 У. Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

У. Понравилось ли вам исполнение басни?

Д. Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.

У.Ответим на вопросы учебника:

№2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

 Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.

    У. С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     Д. С необразованностью.

     У. Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     Д. Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

     У. Оправдаем надежды И. А. Крылова?

     Д. Да, постараемся.

Работа над выразительным чтением басни.

     У. Как читаем первые строчки?

     Д.  Спокойно.

     У. Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

     У. Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

      Д. С досадой, недовольством.    

      У. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально

6. Первичный контроль ЗУН, подведение итогов урока

У. Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?

     Д. Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

 У. Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

7.Рефлексия.

У. Проверим ваши знания о баснописце с помощью викторины (на презентации)    

У. Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

 Урок был для меня:

 интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

8. Домашнее задание (по выбору)  

      - читать басню выразительно

      - изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

      - выучить наизусть

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и Очки"

В основу урока положена технология педагогической мастерской (ателье), формирующая универсальные учебные действия. На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире...

Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Мартышка и Очки"

ТемаИ. А. Крылов «Мартышка и Очки»Педагогические задачисоздать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; спосо...