Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и очки"
учебно-методический материал по чтению

Фролова Ксения Алексеевна

Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и очки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martyshka_i_ochki.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «И.А.Крылов «Мартышка и очки» »

Класс: 2         

Цель урока: формирование нравственных качеств личности через беседу и чтение басни И.А.Крылова «Мартышка и очки».

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность);
  2. Развивающие: развивать умение выразительного чтения;
  3. Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(Ф.ИН. Г. П.)

Дидактические средства, ИКТ-оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

(расписать конкретно что формируете)

Предметные

Метапредмет

ные

П-познавательные,

Р-регулятивные,

К –коммуникативные

Личностные

Орг.момент

Проверка готовности к учебной деятельности.

Фронтальная работа,

Словесный:диалог, беседа.

Приветствует детей.  Мотивирует на учебную деятельность при помощи стихотворения. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.  Включаются в учебную деятельность.

Организуют свое рабочее место.

Фронтальная

-

Контроль, самоконтроль

-

Умение организовывать рабочее место;

Умение слушать, взаимодействовать друг с другом.

Положительное отношение и интерес к уроку

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа

Словесный: беседа.

Систематизация и обобщение ранее изученного по средствам эвристической беседы.

Вспоминают ранее изученный материал, готовятся  воспринимать новый материал.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация

Контроль, самоконтроль

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике,

анализировать её содержание;

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике,

анализировать её содержание;

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике,

анализировать её содержание;

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике,

анализировать её содержание;

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике,

анализировать её содержание; 

Представление о значимости литературы  в жизни людей;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие мотивов учебной деятельности.

Постановка целей и задач

Активизировать познавательный интерес к теме.

Словесный: беседа, диалог

Наглядный: определение задач урока

Подведение к теме урока с помощью шифровки.

Формулируют тему, задачи урока.

Фронтальная,индивидуальная.

Презентация

Контроль, самоконтроль

Представление о значимости литературы  в жизни людей;

Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в

знакомой среде;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её

достижению;

Формированеи мотивации к учебной деятельности.

Открытие новых знаний

Изучить новый материалх

Словесный:беседа,диалог

Практический: упражнение

Работа с учебником.

Организует работу по изучению нового литературного жанра.

Организует работу по чтению басни.

Работа с текстом. Ответы на вопросы учителя.

Фронатальная,индивидуальная.

Презентация, учебник.

Контроль, самоконтроль.

Продолжить работу по формированию читательских умений. анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Первичное закрепление

Закрепить полученные новые знания и узнать как дети усвоили тему

Словесный:беседа,диалог.

Предлагает выполнить задание на нахождение морали.

Находят мораль.

Фронтальная,индивидуальная.

Презентация

Контроль, взаимоконтроль

Продолжить работу по формированию читательских умений. анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Динамическая пауза

Снять физическую и эмоциональную усталость.

-

Проведение динамической паузы.

Выполняют движения физминутки.

Фронатальная

-

Самоконтроль

-

Повторять действия в заданном порядке.

Сохранять интерес к изучению темы.

Итоговое закрепление

Закрепить умение определять главные члены  предложения

Словесный:беседа, диалог

Эвристическая беседа по теме урока.

Ответы на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация.

Контроль, самоконтроль

Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение.

Формулировать точку зрения и аргументировать свою точку зрения;

строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Домашнее задание

Инструктаж о задании

Словесный:беседа, диалог

Дает рекомендации по выполнению заданий.

Слушают рекомендации по выполнению заданий. Записывают домашнее задание

Фронтальная

-

Контроль

-

-

Развивать самостоятельность

Итог урока

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке. Обобщить изученный материал

Словесный:беседа, диалог

Систематизация изученного материала по средством выполнения задач поставленных на урок.

Подводят итог урока.

Фронтальная, индивидуальная

Раздаточный материал, презентация.

Контроль, самоконтроль

Представление о значимости литературы в жизни людей;

Формулировать точку зрения и аргументировать свою точку зрения;

строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Рефлексия

Учить самостоятельно оценивать свою учебную деятельность.

Словесный:беседа.

Побуждает к самостоятельному оцениванию своей деятельности на основе критериев.

Самостоятельно оценивают свою деятельность .

Фронтальная

-

Самоконтроль

-

Проводить контроль и оценка результатов своей учебной деятельности;

Самоопределение

Этапы

Деятельность учителя

Организационный

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

Проверка домашнего задания. (5 мин)

- Какой большой раздел мы изучали?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто автор?

- На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть. Попробуем.


- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?

 Великие русские писатели и поэты.

Сказка о царе Салтане

А. С. Пушкин

-Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть.

- Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.

Актуализация знаний

- На доске зашифрованы названия литературных жанров.

ЛИНАЫБ, КЗАСАК,

ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

- Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
- Сегодня мы обратимся к жанру басни.
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

- Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора

3,4; 3,5; 1,5; 2,3

1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2

5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

-Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка

1

2

3

4

5

6

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

Мотивационно-целевой

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

На доске опорная запись:

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?                                

- Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

- Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.

узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.  

Организационно - деятельный

Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Биография Крылова

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

У. Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

- Что узнали о детстве баснописца?

- Чем он занимался?

- В чём его успех?

  • - Что такое басня?
    Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

ИНТЕРАКТИВ(выбор отличительных черт басни)

  • В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
  • Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
  • Небольшой размер, часто стихотворный.
  • Использование разговорного языка.

Неправильные, что можно вписать

  • В баснях главные герои люди
  • Басня всегда большого размера
  • Басня не имеет поучения

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Так кто главные герои басен?
- Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

 Добрый, умный.

 

-Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ.

Это герои басни.

- Животные.

- Людей.

- Животных.

- Нет.

- Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

Словарно-лексическая работа

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

ИНТЕРАКТИВ (как  вариант)там о лексических значениях слов. Но код не получется, т.к. это чужое задание.

https://learningapps.org/watch?v=ph9d0yj7t16

Работа в группах (пользуются словарями):

Дюжина- 12;

Полдюжины- 6;

Темя - верхняя часть головы;

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Анализ басни

- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

- Понравилось ли вам исполнение басни?

Чтение басни учащимися.

ИНТЕРАКТИВ

- Найдите мораль этой басни.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

- Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

Слушают аудиозапись.

Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.

- Читают мораль.

- С необразованностью.

- Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Работа над выразительным чтением басни.

- Как читаем первые строчки?

 - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

- Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение по ролям

- Спокойно.  

- С досадой, недовольством.    

- Высказывают свое мнение.

Подведение итогов

Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать?

- Для чего люди читают басни И. А. Крылова?

- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

Узнали, что такое басня, научились понимать мораль.

- Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и Очки"

В основу урока положена технология педагогической мастерской (ателье), формирующая универсальные учебные действия. На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс...