Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и очки"
учебно-методический материал по чтению
Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и очки"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «И.А.Крылов «Мартышка и очки» »
Класс: 2
Цель урока: формирование нравственных качеств личности через беседу и чтение басни И.А.Крылова «Мартышка и очки».
Задачи урока:
- Образовательные: формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность);
- Развивающие: развивать умение выразительного чтения;
- Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы на каждом этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности(Ф.ИН. Г. П.) | Дидактические средства, ИКТ-оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты (расписать конкретно что формируете) | ||
Предметные | Метапредмет ные П-познавательные, Р-регулятивные, К –коммуникативные | Личностные | ||||||||
Орг.момент | Проверка готовности к учебной деятельности. | Фронтальная работа, Словесный:диалог, беседа. | Приветствует детей. Мотивирует на учебную деятельность при помощи стихотворения. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Включаются в учебную деятельность. Организуют свое рабочее место. | Фронтальная | - | Контроль, самоконтроль | - | Умение организовывать рабочее место; Умение слушать, взаимодействовать друг с другом. | Положительное отношение и интерес к уроку |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний. | Фронтальная работа Словесный: беседа. | Систематизация и обобщение ранее изученного по средствам эвристической беседы. | Вспоминают ранее изученный материал, готовятся воспринимать новый материал. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | Контроль, самоконтроль | находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; Представление о значимости литературы в жизни людей; | Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Развитие мотивов учебной деятельности. |
Постановка целей и задач | Активизировать познавательный интерес к теме. | Словесный: беседа, диалог Наглядный: определение задач урока | Подведение к теме урока с помощью шифровки. | Формулируют тему, задачи урока. | Фронтальная,индивидуальная. | Презентация | Контроль, самоконтроль | Представление о значимости литературы в жизни людей; | Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению; | Формированеи мотивации к учебной деятельности. |
Открытие новых знаний | Изучить новый материалх | Словесный:беседа,диалог Практический: упражнение | Работа с учебником. Организует работу по изучению нового литературного жанра. Организует работу по чтению басни. | Работа с текстом. Ответы на вопросы учителя. | Фронатальная,индивидуальная. | Презентация, учебник. | Контроль, самоконтроль. | Продолжить работу по формированию читательских умений. анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся. | Самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Первичное закрепление | Закрепить полученные новые знания и узнать как дети усвоили тему | Словесный:беседа,диалог. | Предлагает выполнить задание на нахождение морали. | Находят мораль. | Фронтальная,индивидуальная. | Презентация | Контроль, взаимоконтроль | Продолжить работу по формированию читательских умений. анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся. | Самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Динамическая пауза | Снять физическую и эмоциональную усталость. | - | Проведение динамической паузы. | Выполняют движения физминутки. | Фронатальная | - | Самоконтроль | - | Повторять действия в заданном порядке. | Сохранять интерес к изучению темы. |
Итоговое закрепление | Закрепить умение определять главные члены предложения | Словесный:беседа, диалог | Эвристическая беседа по теме урока. | Ответы на вопросы учителя. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация. | Контроль, самоконтроль | Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение. | Формулировать точку зрения и аргументировать свою точку зрения; строить простые рассуждения на основе подводящей информации; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. | Выражать положительное отношение к процессу познания. |
Домашнее задание | Инструктаж о задании | Словесный:беседа, диалог | Дает рекомендации по выполнению заданий. | Слушают рекомендации по выполнению заданий. Записывают домашнее задание | Фронтальная | - | Контроль | - | - | Развивать самостоятельность |
Итог урока | Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке. Обобщить изученный материал | Словесный:беседа, диалог | Систематизация изученного материала по средством выполнения задач поставленных на урок. | Подводят итог урока. | Фронтальная, индивидуальная | Раздаточный материал, презентация. | Контроль, самоконтроль | Представление о значимости литературы в жизни людей; | Формулировать точку зрения и аргументировать свою точку зрения; строить простые рассуждения на основе подводящей информации; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. | Выражать положительное отношение к процессу познания. |
Рефлексия | Учить самостоятельно оценивать свою учебную деятельность. | Словесный:беседа. | Побуждает к самостоятельному оцениванию своей деятельности на основе критериев. | Самостоятельно оценивают свою деятельность . | Фронтальная | - | Самоконтроль | - | Проводить контроль и оценка результатов своей учебной деятельности; | Самоопределение |
Этапы | Деятельность учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный | Прозвенел для нас звонок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, Ноги вместе, Книги, ручки – всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать – И учиться лучше всех! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания. (5 мин) | - Какой большой раздел мы изучали? - С какой сказкой познакомились? - Кто автор? - На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть. Попробуем. - Что сказочного в произведении А.С.Пушкина? | Великие русские писатели и поэты. Сказка о царе Салтане А. С. Пушкин -Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть. - Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | - На доске зашифрованы названия литературных жанров. ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК - Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? - Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5 | -Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой | - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова На доске опорная запись: 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова? | - Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза. - Учащиеся ставят цель, опираясь на запись. узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно - деятельный | Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Биография Крылова И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру? У. Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока. - Что узнали о детстве баснописца? - Чем он занимался? - В чём его успех?
ИНТЕРАКТИВ(выбор отличительных черт басни)
Неправильные, что можно вписать
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? - Так кто главные герои басен? -Значит, все недостатки людей автор переносит на | Добрый, умный.
-Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ. Это герои басни. - Животные. - Людей. - Животных. - Нет. - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарно-лексическая работа | - Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: ИНТЕРАКТИВ (как вариант)там о лексических значениях слов. Но код не получется, т.к. это чужое задание. https://learningapps.org/watch?v=ph9d0yj7t16 | Работа в группах (пользуются словарями): Дюжина- 12; Полдюжины- 6; Темя - верхняя часть головы; Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку; Нет проку - нет толку; Невежда - необразованный, несведущий человек; К худу клонит - к плохому клонит; Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; Невежа -грубый, невоспитанный человек. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ басни | - Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь. - Понравилось ли вам исполнение басни? Чтение басни учащимися. ИНТЕРАКТИВ - Найдите мораль этой басни. К несчастью, то ж бывает у людей: Мартышка к старости слаба глазами стала; Всё про Очки лишь мне налгали; - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? - Что же автор хотел сказать нам, читателям? - Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п. | Слушают аудиозапись. Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк. Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста. - Читают мораль. - С необразованностью. - Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над выразительным чтением басни. | - Как читаем первые строчки? - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки. - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? - Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали» Чтение по ролям | - Спокойно. - С досадой, недовольством. - Высказывают свое мнение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов | Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать? - Для чего люди читают басни И. А. Крылова? - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце. | Узнали, что такое басня, научились понимать мораль. - Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и Очки"
В основу урока положена технология педагогической мастерской (ателье), формирующая универсальные учебные действия. На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс...

