Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока литературного чтения "Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»" + учебная презентация) 3 класс
    учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

    Микрюкова Татьяна Андреевна

    Класс: 32                                                                

    Предмет: литературное чтение

    Тема:  «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,

    Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»

    Цели деятельности учителя:

    1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;

    2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

    3) работать над навыком осознанного чтения.

    Планируемые результаты:

    - предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

    - личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_no2.doc78.5 КБ
    Office presentation icon lit._chtenie_2.ppt1.26 МБ
    Microsoft Office document icon dopolnitelno.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 32                                                                 

    Предмет: литературное чтение

    Тема:  «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,

    Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»

    Цели деятельности учителя: 

    1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича,

    Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;

    2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

    3) работать над навыком осознанного чтения.

    Планируемые результаты:

    - предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

    - личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

    Тип урока: комбинированный 

    Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

    Фотография доски:

    Этап урока.

    Методы и приемы.

    Хронометраж

    Содержание. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Орг. момент. Мотива-ционный

    Словес.: слово учителя

    Нагляд.: презентация

    9:00-9:01

    - Итак, друзья, внимание –

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее –

    Начнем скорей урок!

    - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

    Меня зовут Татьяна Андреевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

    Эмоционально настраиваются на работу

    К.: планирование учебного сотрудничества

    2. Постановка учебной задачи и ее решение

    Словес.: учебный диалог

    Практич.: артикуляционные упражнения

    Словес.: беседа, ответы на вопросы

    Нагляд.: презентация

    Словес.: слово учителя

    Нагляд.: презентация

     

    9:01-9:05

    9:05-9:07

    9:07-9:11

    Речевая разминка

    - Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:

    Воробей попросил Ворону

    Ерша вызвать к телефону.

    - Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

    - Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

    - Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

    - Очень хорошо!

    - Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О воробье и ерше)

    - Да! Сегодня именно Воробей и Ерш будут главными участниками нашего урока. Так кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)

    Верно! Какие главные цели мы поставим на урок?

    ( 1)узнать о жизни и творчестве автора;

    2)познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;

    3)выполнить анализ произведения).

    - Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 86. Назовите, пожалуйста, автора сказки (Д. Мамин-Сибиряк).

    - Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали?

    - Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

    Слово об авторе

    - Сейчас я вам немного расскажу о его жизни.

    Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 — 1912) — русский писатель, прозаик, драматург и сказочник.

    Родился Дмитрий в Свердловской области, которая находится по соседству с нашей Челябинской областью. Его отец Наркис был священником и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, но при этом Дмитрий получил прекрасное образование на дому и поступил в местную школу для продолжения образования.

    Потом он решил отправиться в Санкт-Петербург. Он поступил в Медико-хирургическую академию на ветеринара, но он не нашел себя в этой профессии и перевелся на юридический факультет, но и это оказалось не его профессией.

    В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил полного образования. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором.

    Из под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса".

    Он женится на артистке  и у них рождается дочь. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.

    Когда она была маленькой, Дмитрий сочинял для нее сказки и рассказывал их, а позже опубликовал сборник сказок для детей «Алёнушкины сказки», который был посвящен его дочери ( Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, Ванькины именины, Сказка о том, как жила-была последняя Муха, Умнее всех,  Пора спать) и ряда других известных сказок, в том числе и той, с которой нам предстоит познакомиться.

    Почти всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге и очень много путешествовал по Уралу. Природа его родного края вдохновляла писателя.

    Последние годы жизни писатель тяжело болел. 

    Наш земляк, уральский писатель Мамин-Сибиряк оставил после себя огромное литературное наследие. Его сказки всегда пронизаны не только любовью и пониманием, но и высокой моралью. Он защищал свою родную природу и старался научить тому же читателей.

    - Вот такая интересная жизнь была у писателя.

    Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией

    Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

    Определяют тему и цели урока

    Внимательно слушают рассказ учителя

    П: осмысленно читают текст

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П.: структурирование знаний.

    Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

    3. Решение частных задач

    Словес.: учебный диалог

    Практич.: слушание и чтение текста

    Словес.: ответы на вопросы

    Практич.: выборочное чтение

    Практич.: слушание и чтение текста

    Словес.: ответы на вопросы

    Практич.: выборочное чтение по ролям

    Практич.: выполнение задания по прочитанному тексту по рядам

    9:11-9:13

    9:13-9:17

    9:17-9:21

    9:21-9:22

    9:22-9:26

    9:26-9:31

    9:31-9:35

    9:34-9:40

    - А теперь давайте перейдем к нашей сказке.

    - Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

    - Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что у них может случиться?

    Интересно вам стало узнать, о чем она?

    - Давайте же тогда начнем знакомство со сказкой. Сейчас … начнет читать, ваша задача внимательно слушать, следить, и подумайте, как можно будет озаглавить первую часть и почему?

    - …, начинай, пожалуйста.

    - Итак, вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

    Словарная работа

    (Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов;

    Присядет на конек – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня;

    Душа в душу – дружно, в согласии;

    Браниться – ругаться;

    Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями).

    - Отлично! Ребята, расскажите об отношениях Воробья и Ерша между друг другом. Найдите подтверждение в тексте

    - Как им жилось зимой? Какие неприятности и трудности были у друзей? А как летом? Зачитайте отрывки, которые рассказывают нам об этом.

    - Какие неприятности и трудности были у друзей?

    - Как мы озаглавим первую часть? («Душа в душу живем»)

    - Отлично!

    Физ. минутка

    Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.

    Раз - подняться, подтянуться.

    Два - согнуться, разогнуться.

    Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

    На четыре - ноги шире.

    Пять - руками помахать,

    Шесть - за стол тихонько сесть.

    - Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем ко второй части. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

    - …, продолжай читать, пожалуйста.

    - Спасибо! Вот мы и закончили читать сказку. Ребята, скажите из-за чего возник шум и спор у старых друзей? Как должны звучать слова Воробья Воробеича: гневно, торопливо, громко, с возмущением, обиженно? А как должны звучать слова Ерша Ершовича: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - Яша, автор;        2 - В.В; 3- Е.Е.)

    - Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции, которые испытывали герои в тот момент?

    - Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?

    - Да! Какие отметки поставим ребятам?

    - Расскажите, как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл этого выражения.

    - Как вы понимаете выражение «дело правое»? (Справедливое, правдивое)

    - Что предложил Яша? Прочитайте его слова так, чтобы слушатели поняли, как он мирил маленьких озорников.

    - Почему между рыбами и птицами произошла драка?

    - Ребята, а как мы озаглавим эту часть? («Схватка»)

    - Верно! А чтобы подвести итоги по прочитанной сказке, я придумала для вас интересные вопросы, позже я их раздам. Отвечать вы будете по рядам. У каждого ряда они будут разные. Я даю вам 3-4 минуты подготовиться. Затем будем проверять.

    (Задания:

    1 ряд:

    Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?

    2 ряд:

    Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.

    3 ряд:

    Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.)

    - Итак, время закончилось. Начинаем проверять с первого ряда. Кто у вас будет отвечать? Можно несколько человек.

    - Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

    - Второй ряд, просим вас.

    - Есть те, кто не согласен со вторым рядом? Хорошо!

    - И завершает у нас третий ряд, пожалуйста.

    - Верно! Спасибо, присаживайтесь на свои места.

    Отвечают на вопросы

    Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

    Работают с незнакомыми словами.

    Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прочитанном.

    Выполняют физические упражнения

    Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

    Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

    Внимательно слушают задание учителя. Выполняют задание по рядам.

    Осуществляют проверку.

    П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

    Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

    П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

    П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

    Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

    К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    4. Подведение итогов. Рефлексия.

    Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

    Нагляд.: презентация

    Словес.: прощаются с учителем

    9:40-9:45

    - О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

    - Чему учит сказка?

    - А вы будете поступать так? Хорошо ли это?

     - Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Аленушки.

    - А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока.

    - Вспомните, какие мы ставили цели?

    - Всех ли целей мы достигли?

    - Верно! Давайте узнаем, кому на уроке было легко, комфортно, кто узнал новое для себя и сделал выводы, как нужно поступать в ситуациях, подобных описанному случаю в сказке. Или наоборот, узнаем, кто испытывал трудности, не смог справиться со всеми заданиями, не был активен на уроке и ничего хорошего для себя не усвоил.

    - Прошу ребят первого ряда выйти и прикрепить лист, соответствующий вашей работе на уроке, к  дереву итогов. Спасибо! Второй ряд… Третий ряд.

    - Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов. А ребята, которые испытывали трудности и были мало активными, исправляйтесь!

    - Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

    Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

    Делают нравственный выбор.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Р: осуществляют итоговый  контроль.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Воробей попросил Ворону Ерша вызвать к телефону.

    Слайд 3

    Цели: узнать о жизни и творчестве автора; познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; выполнить анализ произведения.

    Слайд 4

    Мамин–Сибиряк Д. Н. (1851 – 1912) Русский писатель, прозаик, драматург и сказочник. Родился на Урале (Свердловская область). Вдохновляла писателя природа родного края и любимая дочка Алёнушка.

    Слайд 7

    « Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

    Слайд 8

    Трубочи́ст - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов.

    Слайд 9

    Прися́дет на конёк – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня.

    Слайд 10

    Душа́ в ду́шу – дружно, в согласии.

    Слайд 11

    Брани́ться – ругаться.

    Слайд 12

    Речна́я осо́ка - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями.

    Слайд 13

    1 ряд Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?

    Слайд 14

    2 ряд Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Алёнушки.

    Слайд 15

    3 ряд Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.

    Слайд 16

    Домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Алёнушки.



    Предварительный просмотр:

    узнать

    познакомиться

    выполнить

    1 ряд:

    • Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других?
    • Они думают больше о других или о себе?
    • А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?

    2 ряд:

    • Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее.
    • Какая она: необычная, смешная, поучительная?
    • Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.

    3 ряд:

    • Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей:

    «Не делай другому того, что себе не пожелаешь».

    • Сделайте вывод по прочитанному.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

    Разработка урока литературного чтения ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Класс: 2  Предмет: литературное чтениеУМК: развивающая система Л.В.Занкова Тип урока: урок «открытия» нового знанияТема:  Шуточный или юмористический художественный образ. Т...

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

    Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

    Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

    Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...