Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока литературного чтения "Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»" + учебная презентация) 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Микрюкова Татьяна Андреевна

Класс: 32                                                                

Предмет: литературное чтение

Тема:  «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,

Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;

2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no2.doc78.5 КБ
Office presentation icon lit._chtenie_2.ppt1.26 МБ
Microsoft Office document icon dopolnitelno.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 32                                                                 

Предмет: литературное чтение

Тема:  «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,

Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»

Цели деятельности учителя: 

1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича,

Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;

2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: комбинированный 

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

Фотография доски:

Этап урока.

Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

9:00-9:01

- Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

Меня зовут Татьяна Андреевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

 

9:01-9:05

9:05-9:07

9:07-9:11

Речевая разминка

- Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:

Воробей попросил Ворону

Ерша вызвать к телефону.

- Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

- Очень хорошо!

- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О воробье и ерше)

- Да! Сегодня именно Воробей и Ерш будут главными участниками нашего урока. Так кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)

Верно! Какие главные цели мы поставим на урок?

( 1)узнать о жизни и творчестве автора;

2)познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;

3)выполнить анализ произведения).

- Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 86. Назовите, пожалуйста, автора сказки (Д. Мамин-Сибиряк).

- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали?

- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

Слово об авторе

- Сейчас я вам немного расскажу о его жизни.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 — 1912) — русский писатель, прозаик, драматург и сказочник.

Родился Дмитрий в Свердловской области, которая находится по соседству с нашей Челябинской областью. Его отец Наркис был священником и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, но при этом Дмитрий получил прекрасное образование на дому и поступил в местную школу для продолжения образования.

Потом он решил отправиться в Санкт-Петербург. Он поступил в Медико-хирургическую академию на ветеринара, но он не нашел себя в этой профессии и перевелся на юридический факультет, но и это оказалось не его профессией.

В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил полного образования. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором.

Из под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса".

Он женится на артистке  и у них рождается дочь. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.

Когда она была маленькой, Дмитрий сочинял для нее сказки и рассказывал их, а позже опубликовал сборник сказок для детей «Алёнушкины сказки», который был посвящен его дочери ( Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, Ванькины именины, Сказка о том, как жила-была последняя Муха, Умнее всех,  Пора спать) и ряда других известных сказок, в том числе и той, с которой нам предстоит познакомиться.

Почти всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге и очень много путешествовал по Уралу. Природа его родного края вдохновляла писателя.

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 

Наш земляк, уральский писатель Мамин-Сибиряк оставил после себя огромное литературное наследие. Его сказки всегда пронизаны не только любовью и пониманием, но и высокой моралью. Он защищал свою родную природу и старался научить тому же читателей.

- Вот такая интересная жизнь была у писателя.

Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Определяют тему и цели урока

Внимательно слушают рассказ учителя

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

3. Решение частных задач

Словес.: учебный диалог

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение по ролям

Практич.: выполнение задания по прочитанному тексту по рядам

9:11-9:13

9:13-9:17

9:17-9:21

9:21-9:22

9:22-9:26

9:26-9:31

9:31-9:35

9:34-9:40

- А теперь давайте перейдем к нашей сказке.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

- Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что у них может случиться?

Интересно вам стало узнать, о чем она?

- Давайте же тогда начнем знакомство со сказкой. Сейчас … начнет читать, ваша задача внимательно слушать, следить, и подумайте, как можно будет озаглавить первую часть и почему?

- …, начинай, пожалуйста.

- Итак, вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

Словарная работа

(Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов;

Присядет на конек – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня;

Душа в душу – дружно, в согласии;

Браниться – ругаться;

Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями).

- Отлично! Ребята, расскажите об отношениях Воробья и Ерша между друг другом. Найдите подтверждение в тексте

- Как им жилось зимой? Какие неприятности и трудности были у друзей? А как летом? Зачитайте отрывки, которые рассказывают нам об этом.

- Какие неприятности и трудности были у друзей?

- Как мы озаглавим первую часть? («Душа в душу живем»)

- Отлично!

Физ. минутка

Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

- Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем ко второй части. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

- …, продолжай читать, пожалуйста.

- Спасибо! Вот мы и закончили читать сказку. Ребята, скажите из-за чего возник шум и спор у старых друзей? Как должны звучать слова Воробья Воробеича: гневно, торопливо, громко, с возмущением, обиженно? А как должны звучать слова Ерша Ершовича: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - Яша, автор;        2 - В.В; 3- Е.Е.)

- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции, которые испытывали герои в тот момент?

- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?

- Да! Какие отметки поставим ребятам?

- Расскажите, как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл этого выражения.

- Как вы понимаете выражение «дело правое»? (Справедливое, правдивое)

- Что предложил Яша? Прочитайте его слова так, чтобы слушатели поняли, как он мирил маленьких озорников.

- Почему между рыбами и птицами произошла драка?

- Ребята, а как мы озаглавим эту часть? («Схватка»)

- Верно! А чтобы подвести итоги по прочитанной сказке, я придумала для вас интересные вопросы, позже я их раздам. Отвечать вы будете по рядам. У каждого ряда они будут разные. Я даю вам 3-4 минуты подготовиться. Затем будем проверять.

(Задания:

1 ряд:

Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?

2 ряд:

Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.

3 ряд:

Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.)

- Итак, время закончилось. Начинаем проверять с первого ряда. Кто у вас будет отвечать? Можно несколько человек.

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

- Второй ряд, просим вас.

- Есть те, кто не согласен со вторым рядом? Хорошо!

- И завершает у нас третий ряд, пожалуйста.

- Верно! Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Отвечают на вопросы

Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

Работают с незнакомыми словами.

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прочитанном.

Выполняют физические упражнения

Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Внимательно слушают задание учителя. Выполняют задание по рядам.

Осуществляют проверку.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация

Словес.: прощаются с учителем

9:40-9:45

- О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

- Чему учит сказка?

- А вы будете поступать так? Хорошо ли это?

 - Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Аленушки.

- А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока.

- Вспомните, какие мы ставили цели?

- Всех ли целей мы достигли?

- Верно! Давайте узнаем, кому на уроке было легко, комфортно, кто узнал новое для себя и сделал выводы, как нужно поступать в ситуациях, подобных описанному случаю в сказке. Или наоборот, узнаем, кто испытывал трудности, не смог справиться со всеми заданиями, не был активен на уроке и ничего хорошего для себя не усвоил.

- Прошу ребят первого ряда выйти и прикрепить лист, соответствующий вашей работе на уроке, к  дереву итогов. Спасибо! Второй ряд… Третий ряд.

- Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов. А ребята, которые испытывали трудности и были мало активными, исправляйтесь!

- Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

Делают нравственный выбор.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Воробей попросил Ворону Ерша вызвать к телефону.

Слайд 3

Цели: узнать о жизни и творчестве автора; познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; выполнить анализ произведения.

Слайд 4

Мамин–Сибиряк Д. Н. (1851 – 1912) Русский писатель, прозаик, драматург и сказочник. Родился на Урале (Свердловская область). Вдохновляла писателя природа родного края и любимая дочка Алёнушка.

Слайд 7

« Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Слайд 8

Трубочи́ст - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов.

Слайд 9

Прися́дет на конёк – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня.

Слайд 10

Душа́ в ду́шу – дружно, в согласии.

Слайд 11

Брани́ться – ругаться.

Слайд 12

Речна́я осо́ка - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями.

Слайд 13

1 ряд Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?

Слайд 14

2 ряд Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Алёнушки.

Слайд 15

3 ряд Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.

Слайд 16

Домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Алёнушки.



Предварительный просмотр:

узнать

познакомиться

выполнить

1 ряд:

  • Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других?
  • Они думают больше о других или о себе?
  • А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?

2 ряд:

  • Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее.
  • Какая она: необычная, смешная, поучительная?
  • Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.

3 ряд:

  • Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей:

«Не делай другому того, что себе не пожелаешь».

  • Сделайте вывод по прочитанному.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2  Предмет: литературное чтениеУМК: развивающая система Л.В.Занкова Тип урока: урок «открытия» нового знанияТема:  Шуточный или юмористический художественный образ. Т...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».Тип урока: &laqu...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.Тип урока: рефлек...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...