Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Рязанова Виктория Викторовна

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности: знакомство учащихся с биографией Д.Н. Мамина-Сибиряка и его произведением «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Дидактические:
1) Формировать умение учащихся работать с текстом;
2) Расширить знания учащихся о литературных сказках.
Развивающие:
1) Развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы в процессе работы над произведением;
2) Развивать познавательную активность через приёмы мотивации учащихся.
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес к изучаемой теме через изучение, анализ произведения «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»;
2) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Студентка: Рязанова Виктория Викторовна

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г.Челябинска»

Группа: 42

Класс: 3-5

Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна

Урок: 4

Методист:

Время:10:55

Кабинет: 220

Тема урока: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности: знакомство учащихся с биографией Д.Н. Мамина-Сибиряка и его произведением «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Дидактические:
1) Формировать умение учащихся работать с текстом;
2) Расширить знания учащихся о литературных сказках.
Развивающие:
1) Развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы в процессе работы над произведением;
2) Развивать познавательную активность через приёмы мотивации учащихся.
Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к изучаемой теме через изучение, анализ произведения «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»;
2) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Словесный: рассказ учителя.

Ф

1.Создание эмоционального поля.

2.Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Настроимся на работу - откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!».

1.Приветствуют учителя.

2.Проверяют готовность к уроку.

Л:личностное самоопределение.

Презентация

Слайд 1

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Практический: разгадывание загадок.

Ф

1. Подводит учащихся к теме урока.

- Вспомним, чем литературная сказка отличается от народной сказки.

- Сегодня мы с вами начнем изучать новую сказку, чтобы определить её название я предлагаю разгадать загадки:

«Городская птичка,
Птичка - невеличка!
На рассвете "чик-чирик"
Принесет и свет, и крик!
Поклюёт с твоей ладошки
Приготовленные крошки -
Малый, серый, всех смелей -
Это кто же?»

«Он колючий, но не еж,

А речная рыба …»

1.Отвечают на вопрос.

- У литературной сказки есть автор, а народную сказку сочинил народ.

2.Разгадывают загадки.

- воробей.

- ёрш.

Предметные:

Уметь отличать литературную сказку от народной.

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Презентация

Слайд 2

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

Ф

1.Формулирует с учащимися тему и цели урока.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- Какой план работы на уроке составим?

1.Формулируют тему и цели урока.

- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Цель:

- познакомиться с произведением «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

План

- Узнаем биографию автора;

- познакомимся с произведением;

- проанализируем произведение;

- подведём итоги урока.

П: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Презентация

Слайд 3,4

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: учебный диалог.

Анализ биографии писателя.

Чтение произведения и его анализ.

Ф

И

1.Предлагает познакомиться с биографией автора.

 - Знаете ли вы что-нибудь об авторе произведения «Волшебный барабан»?

- Сейчас я расскажу немного о нём.

Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника, на Урале, в заводском посёлке. У него есть сборник «Алёнушкины сказки». Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. У него была дочь Алёнушка, которую он растил один. Алёнушка часто болела, а Дмитрий Наркисович у её кроватки и читал ей сказки, а потом стал рассказывать придуманные им сказки.

- Как вы думаете, какова главная мысль сказки?

- Сейчас мы будем прослушивать сказку, а вы будете внимательно следить по тексту, отмечая непонятные слова карандашом.

- А я буду смотреть за вами и за тем, как вы следите за чтецом, а в конце урока выставлю оценки.

2.Включает аудио запись сказки.

1.Слушают биографию автора.

- нет.

- мы не знаем.

2.Слушают сказку и отмечают непонятные слова.

Предметные: умение анализировать произведение;
Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 5-12

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Ф

1.Определяет главную мысль сказки.

- Какова же главная мысль сказки?

2.Разбирает непонятные слова.

- Разберём слова, которые были вам непонятны.

Трубочист - специалист по проверке и очистке печных труб.

Конек – верхнее горизонтальное ребро крыши.

Душа в душу – дружно, в согласии.

Дело правое – правильное.

Гимнастика для глаз.

- Не поворачивая головы, делаем глазами вверх-вниз, вправо-влево.

- Рисуем круг.

- Рисуем восьмерку.

- Закрыли глаза, на счёт 3 вы их открываете.

1.Определяют главную мысль сказки.

- главная мысль в том, что дружба проверяется временем и поступками. Настоящий друг спешит на встречу, делиться последним и никогда не будет насмехаться. 

2.Разбирают непонятные слова.

3.Выполняют гимнастику для глаз.

Предметные:

Знать содержание сказки;

П: выполнение действий по алгоритму.

Презентация

Слайд 13,14

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа.

И

П

1.Формулирует задание для самостоятельной работы.
2.Контролирует процесс выполнения.

3.Организует взаимопроверку.
-Сейчас вы выполните небольшой тест по изучееному произведению.

1) " Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу " кто автор?

А) Народная сказка

Б) Корней чуковский

В) Дмитрий Мамин-Сибиряк

 2) Почему Воробей отказывался пойти в гости к Ершу?

А) Ему не хотелось

Б) Он воды боялся

В) Говорил, что ему не положено

3) С чем сравнивал Ерш сахар?

А)С солью

Б) С галькой

В) С песком

4) Как проходили дни, когда воробей и ёрш дружили?

А) Жили не дружно, часто спорили о чём-либо

Б) Жили они дружно и любили поговорить о разных делах

В) Не общались вообще

5) С кем хотел поделиться своим обедом трубочист?

А) С Бекасиком

Б) С Воробьем

В) С Ершом

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и проверьте его работу.

1.Выполняют задание.

2.Выполняют взаимопроверку.

3.Оценивают работу соседа.

- ответ в.

- ответ б.

- ответ б.

- ответ б.

- ответ а.

Предметные: знать содержание произведения;

П: выполнение действий по алгоритму;

Л: контроль, оценка.

Презентация

Слайд 15

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Словесный: учебный диалог.

Ф

1.Подводят итоги урока.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

1.Подводят итоги урока.

- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

- изучить произведение «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и познакомиться с биографией Джани Родари.

Предметные:

Уметь выделять главное;

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 16-18

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: учебный диалог

Ф/И

1.Подводит итоги урока.

2.Формулирует критерии для оценки своей деятельности.

- На слайде представлены незаконченные предложения, Вам необходимо дополнить их своими словами.

1.Подводят итоги урока.

2.Оценивают свою деятельность на уроке.

3.Записывают домашнее задание.

Л: самооценка.

Презентация

Слайд 19-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка, выразительное чтение произведения, чтение произведения по ролям.Планируемые результаты     Предметные: - знать...

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, характеристика героев сказки.Планируемые результаты     Предметные: - знать главных героев сказки;- уметь ...

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, изучение особенностей построения сказки.Планируемые результаты     Предметные: - знать особенности построе...

Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, вы...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.Тип урока: рефлек...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...