Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики 1 класс Школа России.
    методическая разработка по математике (1 класс)

    Резникова Наталья Сергеевна

    Тема: Связь между суммой и слагаемыми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_matematiki.rar35.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока математики

    УМК «Школа России»

    1класс

    Тема: Связь между суммой и слагаемыми

    Выполнил: учитель начальных классов

    Резникова Наталья Сергеевна

    2016 уч.год

    Пояснительная записка

     Тема: «Связь между суммой и слагаемыми»

     Цель: создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми

     Тип  урока: урок  усвоения новых знаний.

     Задачи:

    Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения  знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.

    Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.

    Воспитательные: создать условия для  воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.

    В рабочей программе это урок № 82  и первый в разделе « Сложение и вычитание в пределах 10» на который отводится по плану 10 часов.

    Образовательные технологии:

    • Технология деятельностного метода обучения
    • Здоровьесберегающие;
    • Информационно-коммуникативные технологии;
    • Дифферинцированное обучение

    Формы обучения:

    • Коллективная
    • Работа в парах
    • Индивидуальная  с учетом дифференциации

     Методы обучения:

    • - словесные ;
    • - наглядные (ИКТ);
    • - практические (самостоятельн. работа);

      Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –

    •       приемы слушания,
    •       наблюдения,
    •       рассматривания,
    •       планирования работы с Рабочей тетрадью
    • самоконтроля,    
    •  организации учебного общения

    Приемы познавательной (внутренней) деятельности –

    •    приемы внимания,
    •    запоминания;
    • мыслительными операциями и действиями;
    • приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
    •   приемы рефлексии 

    Оборудование: компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.

    Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.

     

    Конспект урока математики

    Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.

    Цель: создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми

    Задачи:

    Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения  знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.

    Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.

    Воспитательные: создать условия для  воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.

     Формируемые УУД: Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку);

    Регулятивные: целеполагание, планирование – работа по плану, инструкции,  удержание цели;

    Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять;  выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом,   оценка своей    работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке; отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы;

    Коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать;

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.

    Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.

    Оборудование: компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.

    Этапы урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учеников

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: включение  в деятельность на личностно- значимом

    уровне.

    Здравствуйте,дети!

    С неба смотрит солнце миллионы лет,

    Льёт на землю солнце и тепло и свет

    -Пусть сегодня как и всегда в нашем классе будет тепло, уютно и светло. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

    -Какое время года?

    -А какой зимний месяц ?

    А какой зимний месяц по счёту?

    -Какой день недели? Какой день недели пятница  по счёту?

    -Скажите какое сегодня число?

    -Расскажите всё что вы знаете о числе 5

    Открыли тетради - записали число и месяц .

    « Я тетрадь свою открою и на парту положу.

    Я друзья от вас не скрою, ручку  я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

    Включение в учебную деятельность.

    Эмоциональный настрой на урок

    Проверяют готовность к уроку.

    Опираются на знания окружающего мира и ориентируются во времени

    Опираясь на  изученные знания  дают характеристику числу 5; проговаривают   состав числа 5.

    Проговаривают стихотворение ориентированное на  соблюдение гигиенических требований

    Запись числа и месяца

    II.Этап актуализации знаний

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия

    нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

    каждого ученика

    Физкультми

    нутка

    Дети внимательно посмотрите на экран .Герой из какого произведения у нас в гостях?

     Назовите автора стихотворения " Удивительная кошка"

    Проговорим последние строчки стихотворения....

    " А кошка отчасти идёт по дороге,

    отчасти по воздуху плавно летит".....

    Какое задание вы можете предложить? Используя только шарики...

       На доске модели шаров

    -Запишите пример самостоятельно  Какой пример составили?  

    2+5=7       5+2=7

    Прочитайте пример используя компоненты сложения

    Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

    Оцените работу товарища

    А как ты свою работу оценил? Почему так оценил свою работу?

    Я согласна(или) не согласна с самооценкой..

    Проверим по критериям оценивания

    На доске:                

                            2+5=7       5+2=7

       Какое правило использовали? 

    "Мы,  перчаточки снимаем, и на точки нажимаем.

    Развиваем память, слух, логику, мышление.

    И тогда у всех вокруг будет настроение."

    Опираются на знания литературы

    Проговаривают стихотворение

    Высказывают различные варианты заданий

    Самостоятельно записывают пример или примеры

    Проверка под  документ-камерой

     

    Проговаривают компоненты сложения

    Проговаривают и соблюдают критерии оценивания

    Взаимооценка

    Самооценка- шкала успеха

    1.Правильно

    2.Самостоятельно

    3.Аккуратно

    Проговаривают правило

    (от перестановки слагаемых, сумма не меняется)

    Выполняют движения со словами.

    III. Формулирование  темы урока, целеполагание

    Цель: создать условия для выхода из проблемной ситуации

    Как вы думаете можно  из этого примера используя только эти слагаемые и сумму составить пример на вычитание?

    5+2=7

    Вопрос был один? А вариантов сколько?

    -Значит это у нас проблема? А если это проблема, мы должны её решить?

    Цель: Как это можно сделать?

    Проговорим ещё раз проблему......

    -Попробуйте решить эту проблему в паре самостоятельно...

    Пара которая составила примеры, прошу выйти к доске и объяснить как они решили...

    -

    Какой можно сделать вывод?

    -Рассмотрите все три примера ...Какую закономерность заметили?

    -Итак тема нашего урока?

    Составим план работы

    Думают, рассуждают, проговаривают варианты

    Проговаривают  проблему

    Обсуждают в паре варианты и пытаются решить проблему Самостоятельная работа

    Проверка под документ-камерой

    5+2=7

    7-5=2

    7-2=5

    Взаимооценивание

    Проговаривают вывод: Если из суммы вычесть 1 слагаемое , то получим 2слагаемое.Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.

    Доказывают закономерность.

    - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием.

    Сообщают тему урока:

     «Связь между суммой и   слагаемыми». 

    Проговаривают план работы

    IV. Первичное усвоение новых знаний. 

    Цель: обсуждение затруднений и устранение

    причины возникшего затруднения; создание ситуации успеха

    (Самостоятельная работа с проверкой

    Работа в тетради на печатной основе с.13 №2

    -Откройте тетрадь на печатной основе  с. 13, найдите №2.

    -Будем выполнять задание самостоятельно на выбор

     -Что нужно будет сделать?

    -Кто не понял задание?

    -Положите тетрадь с наклоном. Возьмите правильно ручку, приступайте. Кто закончит, поднимет руку.-Проверим выполнение задания по данному эталону

    -Поднимите руки те, кто решил так же, как в эталоне, не допустил ни одной ошибки.  Оцените свою работу.

    Выполняют самостоятельную

    работу в тетради на печатной

    основе, проводят самопроверку по

     эталону(одна из тетрадей

    показывается под документ-

    камерой).

           Самооценка-шкала успеха

    V.Рефлексия учебной деятельности на уроке 

    Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    -Чему мы учились на уроке?

    -Достигли ли мы поставленных целей?

    -Какое задание было самым интересным?

    -В листах самооценивания выберите критерий по которому оцените свою работу на уроке: Узнал, запомнил, научился, удивился, повторил

    -На этом наш урок окончен. Всем спасибо.

    Проговаривают и оценивают свою

     работу на уроке в листах

     

    самооценивания

    Технологическая карта урока

    Тема:

    Связь между суммой и слагаемыми

    Тип: урок  усвоения новых знаний.

    Цель:

    создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми

    Задачи :

    Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения  знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.

    Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.

    Воспитательные: создать условия для  воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.

    Формировать УУД:

    Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку);

    Регулятивные: целеполагание, планирование – работа по плану, инструкции,  удержание цели;

    Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять;  выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом,отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы;оценка своей    работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке;

    Коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать;

    Планируемый результат

    Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.

    Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.

    Основные понятия

    Слагаемое, слагаемое, сумма

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, литературное чтение

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    Моро М. И. Тетрадь по математике. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2015.

    2. Моро М. И. Математика / М. И. Моро [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.

    Компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.

    Смайлики оценивания

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

    Технология проведения

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учеников

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: включение  в деятельность на личностно- значимом

    уровне.

    Здравствуйте,дети!

    С неба смотрит солнце миллионы лет,

    Льёт на землю солнце и тепло и свет

    -Пусть сегодня как и всегда в нашем классе будет тепло, уютно и светло. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

    -Какое время года?

    -А какой зимний месяц ?

    А какой зимний месяц по счёту?

    -Какой день недели? Какой день недели пятница  по счёту?

    -Скажите какое сегодня число?

    -Расскажите всё что вы знаете о числе 5

    Открыли тетради - записали число и месяц .

    « Я тетрадь свою открою и на парту положу.

    Я друзья от вас не скрою, ручку  я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

    Включение в учебную деятельность.

    Эмоциональный настрой на урок

    Проверяют готовность к уроку.

    Опираются на знания окружающего мира и ориентируются во времени

    Опираясь на  изученные знания  дают характеристику числу 5; проговаривают   состав числа 5.

    Проговаривают стихотворение ориентированное на  соблюдение гигиенических требований

    Запись числа и месяца

    знают: названия месяцев, дни недели, состав числа5,  умеют: ориентироватся в знанияз окружающего мира;давать характеристику числа 5.

    Личностные: стремление к получению новых знаний,  положительное отношение к уроку;

    Познавательные: умения отвечать на вопросы учителя, умение сравнивать, сопоставлять;  выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом,   оценка своей работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке;

    II.Этап актуализации знаний

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия

    нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

    каждого ученика

    Физкультми

    нутка

    Дети внимательно посмотрите на экран .Герой из какого произведения у нас в гостях?

     Назовите автора стихотворения " Удивительная кошка"

    Проговорим последние строчки стихотворения....

    " А кошка отчасти идёт по дороге,

    отчасти по воздуху плавно летит".....

    Какое задание вы можете предложить? Используя только шарики...

       На доске модели шаров

    -Запишите пример самостоятельно  Какой пример составили?  

    2+5=7       5+2=7

    Прочитайте пример используя компоненты сложения

    Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

    Оцените работу товарища

    А как ты свою работу оценил? Почему так оценил свою работу?

    Я согласна(или) не согласна с самооценкой..

    Проверим по критериям оценивания

    На доске:                

                            2+5=7       5+2=7

       Какое правило использовали? 

    "Мы,  перчаточки снимаем, и на точки нажимаем.

    Развиваем память, слух, логику, мышление.

    И тогда у всех вокруг будет настроение."

    Проговаривают стихотворение

    Опираются на знания литературы

    Высказывают различные варианты заданий

    Самостоятельно записывают пример или примеры

    Проверка под  документ-камерой

     

    Проговаривают компоненты сложения

    Проговаривают и соблюдают критерии оценивания

    Взаимооценка

    Самооценка- шкала успеха

    1.Правильно

    2.Самостоятельно

    3.Аккуратно

    Проговаривают правило

    (от перестановки слагаемых, сумма не меняется)

    Выполняют движения со словами.

    Знают: название произведения, автора произведения;

    Умеют: читать наизусть стихотворение

    знают: названия компонентови результатов сложения, зависимость между ними;

    умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания

    Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.

    Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Личностные: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.

    ремление

    к получению новых знаний

    Регулятивные: работа  по инструкции.

    III. Формулирование  темы урока, постановка цели

    Цель: создать условия для выхода из проблемной ситуации

    Как вы думаете можно  из этого примера используя только эти слагаемые и сумму составить пример на вычитание?

    5+2=7

    Вопрос был один? А вариантов сколько?

    -Значит это у нас проблема? А если это проблема, мы должны её решить?

    Цель: Как это можно сделать?

    Проговорим ещё раз проблему......

    -Попробуйте решить эту проблему в паре самостоятельно...

    Пара которая составила примеры, прошу выйти к доске и объяснить как они решили...

    -

    Какой можно сделать вывод?

    -Рассмотрите все три примера ...Какую закономерность заметили?

    -Итак тема нашего урока?

    Составим план работы

    Думают, рассуждают, проговаривают варианты

    Проговаривают  проблему

    Обсуждают в паре варианты и пытаются решить проблему Самостоятельная работа

    Проверка под документ-камерой

    5+2=7

    7-5=2

    7-2=5

    Взаимооценивание

    Проговаривают вывод: Если из суммы вычесть 1 слагаемое , то получим 2слагаемое.Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.

    Доказывают закономерность.

    - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием.

    Сообщают тему урока:

     «Связь между суммой и   слагаемыми». 

    Проговаривают план работы

     

    знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.

    Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

    -Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

    Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

    Познавательные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы.

    IV. Первичное усвоение новых знаний. 

    Цель: обсуждение затруднений и устранение

    причины возникшего затруднения; создание ситуации успеха

    (Самостоятельная работа с проверкой по эталону

    Работа в тетради на печатной основе с.13 №2

    -Откройте тетрадь на печатной основе  с. 13, найдите №2.

    -Будем выполнять задание самостоятельно на выбор

     -Что нужно будет сделать?

    -Кто не понял задание?

    -Положите тетрадь с наклоном. Возьмите правильно ручку, приступайте. Кто закончит, поднимет руку.-Проверим выполнение задания по данному эталону

    -Поднимите руки те, кто решил так же, как в эталоне, не допустил ни одной ошибки.  Оцените свою работу.

    Выполняют самостоятельную

    работу в тетради на печатной

    основе, проводят самопроверку по

     эталону(одна из тетрадей

    показывается под документ-

    камерой).

           Самооценка-шкала успеха

    В результате практических действий и наблюдений понимать правило нахождения неизвестного слагаемого; выполнять задание в рабочей тетради самостоятельно с учетом дифференциации

    Познавательные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы.

    Личностные: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.

    Познавательные:

    умение ориентироваться в тетради.

    V.Рефлексия учебной деятельности на уроке 

    Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    -Чему мы учились на уроке?

    -Достигли ли мы поставленных целей?

    -Какое задание было самым интересным?

    -В листах самооценивания выберите критерий по которому оцените свою работу на уроке: Узнал, запомнил, научился, удивился, повторил

    -На этом наш урок окончен. Всем спасибо.

    Проговаривают и оценивают свою

     работу на уроке в листах

     

    самооценивания

    Знают и умеют:

    В результате практических действий и наблюдений понимать правило нахождения неизвестного слагаемого;

    Личностные

    положительное отношение к уроку);

    Приложение:

    1.Листы самооценки

                                      Я

    Узнал

    Запомнил

    Научился

    Удивился

    Повторил


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"

    Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....

    Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.

    Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах,  а также ...

    методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

    Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

    Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

    Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по УМК «Школа России» Тема: «Деление с остатком»

    Конспект включает разнообразные виды работ на уроке: интерактивную игру, проблемную ситуацию, групповую и парную работу....

    Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса

    Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...