Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"
    методическая разработка по математике (3 класс) по теме

    Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_matematiki_v_3_klasse.docx22.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 3 классе

    по теме «Доли»

    Цель:  образовательный аспект

                познакомить с понятием «доля» как одной из равных частей круга,      

                квадрата и т.п.; учить записывать и сравнивать доли;

                развивающий аспект 

                развивать внимание, воображение, логическое мышление,

                математическую речь;

                воспитательный аспект

                воспитывать чувство справедливости, товарищеской взаимопомощи.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: урок – игра.

    Оборудование:

                 у учителя 

                 видеомагнитофон, запись мультфильма, магнитная доска с долями,  

                 изображение треугольников, разделенных на 3 части, изображение бревна,  

                 горы, торт, ключ ответов к тесту;

                 у учащихся

                 плод киви (1 на парте), одноразовая тарелка, пластмассовый нож,

                 салфетки, тесты, фишки, круги-сигналы.

    Ход урока.

     

    1.Организационный момент.

    - Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    - Сегодня наш урок не совсем обычный, у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Молодцы, садитесь, пожалуйста.

    - О, сколько нам открытий чудных

     Готовит просвещенья дух…

       (Запись помещена на доске)   

    - Я не случайно начала урок  со слов А.С.Пушкина. Мы сегодня сделаем для себя какое – то открытие, обязательно узнаем что– то новое. Но прежде небольшая разминка для ума.

    2.Актуализация опорных знаний.

    - Решим несколько задач.

                     Мышка зерна собирала,

                     По два зернышка таскала,

                     Принесла уж девять раз,

                     Каков мышкин стал запас?   (18)

                    Три бельчонка маму – белку

                     Ждали около дупла.

                    Им на завтрак мама-белка

                    Девять шишек принесла,

                    Разделила на троих,

                    Сколько каждому из них?     (3)

     

                    К трем зайчатам в час обеда

                    Прискакали два соседа.

                    В огороде зайцы сели

                    И по семь морковок съели.

                    Сколько съедено морковок?        (35)

                    Пять зайчат сидят в углу,

                   Чистят репу на полу.

                   Сосчитали двадцать штук.

                   Как делить забыли вдруг.

                   Мамы с папой нет нигде.

                   Помогите им в беде.

                   Сколько репок достанется каждому?    (4)

    - Молодцы, ребята, а теперь рассмотрите числа  в двух первых треугольниках и найдите закономерность.

       

    18         3            7        3           40      8             ?          7               35       5

             6                    21                     ?                       42                         ?

                       

    - Как связаны между собой числа? Подумайте, и вместо знаков вопроса вставьте нужные числа.

                    (Дети подходят по одному и вставляют числа, остальные проверяют

                      с помощью кругов – сигналов.)

    - Ребята, а какое действие мы производили с числами?   (Деление)

    - А вы знаете, что деление это не только математическое действие. Посмотрите еще раз на треугольники. Что интересного заметили? (Треугольники разделены на три части.)

    3.Сообщение темы урока.

       (Создание проблемной ситуации)

    - Действительно, деление мы выполняем еще и тогда, когда делим целый предмет на части. Ну, например, вот этот замечательный торт. Как его разделить, да еще так, чтобы никого не обидеть? Вот так задача.

    - Ребята, а что значит никого не обидеть? (Это значит разделить поровну)

    - Другими словами, мы будем делить торт на доли. И сегодня на уроке узнаем, что такое доля и как она образуется, научимся записывать и сравнивать доли.

                    ( На доске открывается тема урока)    

    4.Работа над новым материалом.

    - Ребята, сразу разделить торт на доли довольно тяжело, поэтому давайте начнем с более мелкого предмета. У вас на парте лежит  очень известный фрукт. Как он называется?  (Киви)

    - Верно. Попробуйте разделить киви поровну между собой.

         ( Дети делят киви.)

    - Покажите, как вы разделили. Хорошо, а как можно назвать каждую часть?  (Половина.)

    - А в математике каждую такую часть называют «доля». Вы получили 2 доли.

    - А,  по сколько частей досталось каждому из вас?  (По 1 части.)

    - Каждую из этих долей называют ½ и записывают так…

          (Запись на доске и в тетрадях.)

    - Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, вот они 2 доли.

          (Показ на магнитной доске.)

    - Число над чертой показывает, сколько частей от целого взял каждый. Вот эту одну часть киви взял каждый из вас. Вот она ½ часть.

          (Показ на магнитной доске.)

    - Какую долю я сейчас показываю?  (1/2)

    - Молодцы, а сейчас давайте вспомним стихотворение «Мы делили апельсин».

    Физминутка

     

           Мы делили апельсин,

           Много нас, а он один.

           Эта долька для ежа,

           Эта долька для чижа,

           Эта долька для зайчат,

           А эта долька для бельчат…

                 (Дети выполняют движения.)

    - На сколько же долей разделили звери апельсин?  (На 4.)

    - А кто мне скажет, как будет называться каждая доля?  (1/4)

    - А кто может записать ¼?

               (Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях.)

    - Что показывает число под чертой?  (Разделили на 4 равные части.)

    - Что показывает число над чертой?  (Каждый взял одну часть.)

               (Проверка ответов осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

    - Молодцы, ребята. А как вы думаете, можно ли сравнивать доли?

               (Дети высказывают предположения.)

    - Давайте сравним ½ и ¼.

               (Эта запись уже есть на доске и в тетрадях.)

    - Если бы вы сравнивали просто числа 2 и 4, что бы вы о них сказали?  (2 меньше, чем 4 или 4 больше, чем 2.)

    - Почему?  (2 в числовом ряду стоит раньше, чем 4.)

    - Чтобы узнать, какая из этих долей больше, а какая меньше, мы отправимся на День рождения к одному сказочному герою. К какому? Сейчас узнаете.

              (Включается фрагмент  м/ф о Вини – Пухе.)

    - Узнали сказку? Как она называется?

    - Сегодня День рождения  Пятачка. Он ждет гостей, но кто именно придет он точно не знает. Над чем же задумался Пятачок? Давайте понаблюдаем.

             (Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку.)

    Винни –Пух:  Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни! Пух!

    Пятачок:  Спасибо Винни! Раз ты пришел, торт будем делить на 2 части, и тогда каждому из нас достанется ½ торта.   (Записывает на доске.)

    Кролик:  Здравствуй Пятачок! Можно начинать праздник, я уже пришел! С Днем рождения!

    Пятачок:  Спасибо, но теперь торт придется делить на 3 части, и каждый получит 1/3 торта.  (Записывает на доске.)

    Сова:  Многоуважаемый Пятачок, поздравляю тебя от всей души!

    Пятачок:  Спасибо. Делю торт на 4 части, каждому достанется ¼ торта.  (Записывает на доске.)

                (Во время сценки Пятачок обращается за помощью к ребятам, они с места ему помогают.)

    - Ребята, так что же происходило с тортом по мере того, как приходили гости?  (Доля уменьшалась.)

    - Так какая же доля больше, а какая меньше?

                ( Дети сравнивают записанные на доске доли с объяснением и показом на магнитной доске. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

    - А теперь еще раз обратите внимание на числа под чертой. Кто попробует сделать вывод?  (Чем больше число под чертой, тем меньше доля.)

    - Давайте хором еще раз проговорим это правило.

    - Ну что ж, я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем.

    Физминутка

        Мы сейчас бревно распилим.

        Пилим, пилим, пилим, пилим.

        Мы сейчас дрова расколем.

        Колем, колем, колем, колем.

        Раз-два, раз-два!

        Будут на зиму дрова!

               (Дети выполняют движения.)

    - Ребята, представьте, что мы с вами распилили бревно (показывается бревно) на 3 равные части. Сколько распилов мы сделали?  (2)

    - А как называется каждая часть бревна?  (1/3)

    - А если распилим на 2 части, тогда как будет называться каждая часть?  (1/2)

    - Сравните 1/3 и 1/2 .

              (Один человек работает за доской, остальные в тетрадях. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

    -Молодцы. А сейчас я вам предлагаю выполнить очень интересное задание. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные доли. Могу вам подсказать, что сделать это можно разными способами.

             ( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека делят квадраты на доске.)

    - Кто разделил первым способом, покажите сигналами. Кто разделил иначе?

    - А теперь задание на выбор: заштрихуйте ¼ квадрата, а кто сможет заштрихуйте ½ квадрата.

                    ( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека показывают на доске. Проверка сигналами.)

    -Молодцы, хорошо справились с заданием.

    5.Закрепление изученного.

    - А сейчас, я думаю, самое время сыграть в игру «Поднимись в гору». У вас на столах тестовые задания. Кто сможет на все вопросы ответить правильно и подняться на вершину горы? (Тест составляется с учетом особенностей класса)

                  (Дети выполняют тестовую работу.)

    - Ну что же, давайте проверим, как вы справились с заданием.

                 (Вывешивается ключ ответов.)

    - Ребята, у кого нет ни одной ошибки, прикрепите свою фишку к вершине горы, у кого одна ошибка – вы в середине пути, а у кого две ошибки и более – вы пока только у подножия, но я думаю, что на следующих уроках вы  подтянетесь к остальным.

    6.Дополнительный материал.

    - К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили небольшие сообщения по теме «Доли», давайте послушаем.

               (Заранее подготовленные ребята читают свои сообщения.)

    7.Итог урока.

    - Наш урок близится к концу. Скажите пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?

    - Какой вывод мы сделали сравнивая доли?

    - Давайте вспомним, какая же проблема возникла у нас в начале урока?  (Не знали, как поделить торт.)

    - А как же быть?  (Разделить на доли.)

    - А на сколько долей нам нужно разделить торт?  (На 18)

    - Почему?  ( Нас 18 человек.)

    - А какая доля достанется каждому из вас?   (1/18)

    - Правильно, молодцы! За отличную работу вас ждет сладкий приз.

    - Ну и конечно же не забудем про домашнее задание. Оно будет для всех разное. Те, кто сегодня выполнил без ошибок все тестовые задания, получают за урок «5» и смогут выполнить задание на смекалку на странице 81; кто допустил одну ошибку, получает «4» и выполняет №2 на с.80; ну а кто оказался только у подножия горы выполнит задание №1 на с.80.

    - На этом наш урок окончен. Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

    Описание методической разработки.Название – методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по т...

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Текстовые задачи на кратное сравнение чисел"

    На уроке организовывается  деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа решения задач на кратное сравнение; развиваются  умения решать задачи на увеличение и уменьшение...

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по УМК «Школа России» Тема: «Деление с остатком»

    Конспект включает разнообразные виды работ на уроке: интерактивную игру, проблемную ситуацию, групповую и парную работу....

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Числовые и буквенные выражения. Решение задач"

    Материал содержит подробную разработку урока с примерами задач по теме...

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

    Этот урок первый по счёту при изучении данной темы,по типу – урок изучения нового материала.Методы, используемые на уроке:частично – поисковый,наглядно – иллюстративный,проблемный....

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Формула стоимости"

    Данный материал содержит разработку урока математики в 3 классе по теме "Формула стоимости". Тип урока: Открытие нового знания....