Главные вкладки

    ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Трунова Алла Ивановна

    УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trunova_a.i._urok_literaturnogo_chteniya_1_klass.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» Ракитянский район Белгородская область

    Трунова Алла Ивановна

    Урок литературного чтения

    Тема: сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»

    Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка», развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.

    Планируемые результаты:

    личностные УУД: способность  откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

    метапредметные УУД:

    регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

    познавательные – выделять события, видеть их последовательность в произведении;

    коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;

    предметные УУД: научиться понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок.

    Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, иллюстрации русских народных сказок, карточки для парной и индивидуальной работы, тетрадь №1.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    В сказке дивной очутиться

    Каждый хочет, ты поверь.

    В книге сказок приоткрыться

    Может сказочная дверь.

    Если сказки кто читает,

    Туда, бывает, попадает.

    Про всех сказочных героев

    Все он там узнает.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Звучит грамзапись «Песня о сказке»

    -Учёный кот приготовил для вас интересные задания. Узнаем, знаете ли вы русские народные сказки.

    Задание 1. (Работа в парах - 1 карточка на двоих. На карточке два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.)

     Соотнести иллюстрации с названиями сказок.

    Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)  

     

       

      На карточке:

    Маша и медведь  

                                                                                                 

    Колобок                                                                                

    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка                           

                                                                                                 

                                                                                                 

    Волк и семеро козлят                                                                                                                                                                  

       Сивка-Бурка

                                                                                           

                         

                                                               

    Взаимопроверка работы – меняются карточками парты

    Задание 2.

    Помоги  героям сказок:

    Иванушке позвать Алёнушку

    Маше наказать медведю не съедать пироги

    Спеть песню Колобка

    Спеть песню Мамы-козы

    Позвать Сивку-Бурку

    III. Постановка учебной задачи.

    -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

    (О сказках)

    -К какой группе сказок можно отнести те, иллюстрации которых рассматривали сегодня?

    (Русские народные сказки)

    -Какие цели вы можете поставить для себя на этом уроке?

    (Познакомиться с новыми сказками, героями сказок, нарисовать любимых героев, рассмотреть иллюстрации в учебнике, сравнить сказки)

    -Молодцы.

    IV. Открытие нового знания.

    1.Работа по учебнику (с.35)

                  Ждёт нас сказочный, прекрасный

                   Долгий –долгий трудный путь!

    -Отгадайте, кого мы сразу повстречали:

    «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые…»

                                                               Колобок

    -Рассмотрите иллюстрацию

    -Как называется сказка?

    -Каких персонажей сказки нарисовал художник?

    -О чём рассказывается в этой сказке?

    -Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем

    -Кого художник забыл изобразить?

                                                                  (Медведя)

    -Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих?

                                                                   (Нет, текст полностью повторяется)

    2.Работа в рабочей тетради №1 (с.24 №1-3)

    3.Физкультминутка

                       Самокат

    Здравствуй, зайка

    У меня самокат.

    Самокат, самокат,

    Сам качу, сам качу

    Самокат куда хочу.

    (Имитация езды на самокате)

    Повстречался ёжик

    (Повтор стихотворения)

    4.Работа по учебнику (с.36)

    Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выявления в них существенных признаков: анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказку) с целью обнаружения её жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом.

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    1.Чтение сказки «Репка»

    Познавательные УУД: логические – подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; установление причинно-следственных связей между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.

    -Почему сказку «Репка» легко запомнить?

    (Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются ещё раз в заданном порядке)

    2.Схематическое изображение героев

    Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат, а для слабых, маленьких, лёгких – маленький квадрат.

    (Работа выполняется на карточке 1 ученик выполняет на доске)

    Дед             Бабка              внучка            Жучка          кошка            мышка

    3.Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме»

    (на экране иллюстрация, дети в тексте находят данный эпизод и зачитывают его)

    -Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями)

    4.Работа с учебником

    -В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.

    Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода

    Например:

    (Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка)

    VI. Включение в систему знаний и повторение.

    1. Работа в парах (коммуникативные УУД)

    -Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.

    -Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой?

    (Сказка «Репка» - сказка цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи)

    2. Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.

    VII. Итог урока

    -С какими сказками познакомились?

    -Почему сказки-цепочки так легко рассказывать?

    VIII. Рефлексия деятельности. 

    Вспомните, какую  учебную задачу вы ставили себе в начале урока?

    - Удалось ли ее решить?

    - Каким способом мы решали эту задачу?

    (работа в паре, с помощью учителя и т.д.)

    -Кто из вас знает другую сказку-цепочку?

    -Миша сказал: «Это «Колобок». Маша добавила: «Это ещё и «Теремок». А вы как думаете, кто из них прав?

    (Правы оба)

    -Кому вы можете рассказать эти сказки?

    -Почему вы так быстро запомнили их?

    Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"

    Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....

    План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

    Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

    Рабочая программа УМКА "Перспективная начальная школа" по Литературное чтение 2 класс

    Рабочая программа УМКА "Перспективная начальная школа"  по Литературное чтение 2 класс...

    Михаил Яснов "Гусеница - бабочке", УМК "Перспективная начальная школа", урок литературного чтения в 3 классе

    Рабочий урок по литературному чтению, которая позволяет увидеть метапредметные связи (окружающия мир, музыка, живопись, литература). Дети научатся применять свои знания в повседневной жизни, нах...

    Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ

    На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....

    КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».

    Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....