Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Захарчук Наталия Николаевна

Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon folklor.ppt2.81 МБ
Файл prilozhenie_1.docx16.79 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.14 КБ
Файл konspekt_uroka.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».

Слайд 2

Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щёлкает орешки!

Слайд 3

АКШЕТОП

Слайд 4

Жили у бабуси, два весёлых гуся Один серый, другой белый два весёлых гуся. Вытянули шеи у кого длиннее – Один серый, другой белый у кого длиннее Мыли гуси лапки в луже у канавки – Один серый, другой белый спрятались в канавке Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси – Один серый, другой белый гуси мои гуси!» Выходили гуси, кланялись бабусе – Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Слайд 5

Пословицы У работающего в руках дело огнем горит. Горька работа, да хлеб сладок. Бортник горек, да мед его сладок. Работе время, а досугу час.

Слайд 6

ПОГОВОРКИ Работяща, как пчела. Все делать наперекосяк. Работает как ребенок, а ест как детина. Будни прогулял, а в праздник и работать некстати. Человек велик трудом.

Слайд 7

Чистоговорки Ра-ра-ра - ровная гора. Ро-ро-ро - едем на метро. Ру-ру-ру - красим конуру. ры-ры-ры - в парке комары. Ар-ар-ар - красный самовар. Ор-ор-ор - убираю двор. Ур-ур-ур - мы накормим кур. Ир-ир-ир - весь народ за мир.

Слайд 8

Колыбельные песенки https://www.youtube.com/watch?v=fUbLY_8-hMM

Слайд 9

НЕБЫЛИЦА Дед кудрявый, без волос, Тоненький, как бочка. У него детишек нет – Только сын да дочка. *** У нас лошади в галошах, А коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, А боронят на санях. «Ехал Ваня на коне» https://www.youtube.com/watch?v=eq0i5sm8GXM

Слайд 11

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. Некому берёзку заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли заломати. Я пойду во поле погуляю, Белую берёзу заломаю, Люли, люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли три гудочка. https://www.youtube.com/watch?v=RCbEIJK2UDo



Предварительный просмотр:

Приложение 1

ПОТЕШКИ

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Один серый, другой белый гуси мои гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе.

     Стучит, бренчит по улице:            

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

ПРИБАУТКИ.

 «Федул»

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг?

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

 «Храбрец»

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

 «Собака»

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала?

- Волков боюсь.

НЕБЫЛИЦЫ

Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- Мураву-траву косить.

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

ПЕСНИ

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

1. Соберите пословицы. Соедините части линиями.

Труд кормит

стыдно не учиться

Не стыдно не знать,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

а лень портит

 

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? Подчеркните.


Загадка;    рассказ;     народная песня;     пословица;    повесть;    поэма ;    сказка;

поговорка.

3. Определите жанр произведения.

Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица     б) небылица       в) скороговорка

4.  Определите среди данных определений устного народного творчества считалку, загадку, колыбельную песенку.

Раз, два, три, четыре, пять 

Вышел месяц погулять. 

А за месяцем луна, 

Оставайся ты одна. ____________________________________

Баю, баю, баюшок

Кладу Машу на пушок– 

На пуховую кровать, 

Будет Маша крепко спать. _____________________________________

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита, 

Не человек, а рассказывает. _____________________________________ 



Предварительный просмотр:

Конспект урока

 «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».

Цель: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами;

Задачи: учить различать жанры; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Ключевые слова

Устное народное творчество, фольклор, жанры фольклора

Основное содержание урока

I Вводная часть.

 Дети читают хором.( Слайд№2)

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки!

     - Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

     - А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево) (Слайд №3)

      АКШЕТОП

II Основная часть.

- Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)

- Итак, что такое потешка?

- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Сегодня, мы познакомимся с русскими народными потешками, песнями, прибаутками.

- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

Потешка –  небольшое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей.

Прибаутка – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.

(Читаем с детьми Приложение 1) (Слайд №4)

    Раньше, мало кто читал книжки, а писали еще реже. Но люди, все время придумывали различные истории. Чтобы эти истории не забыть, их передавали из уст в уста. Так до нашего времени дошёл фольклор или устное народное творчество. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, потешки, частушки, скороговорки. Они отражают жизнь и обычаи народа, его представления о добре и зле.

    Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость. Изучая жанры устного народного творчества, вы прикасаетесь к истории нашей Родины.

    Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объёму произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он ещё даже не разговаривал.

Пословица содержит законченную мысль. (Слайд №5)

Поговорка — это часть суждения без вывода. (Слайд №6)

Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении. (Слайд №7)

Колыбельная - это песня, которую поют возле кровати ребёнка для того, чтобы он поскорее заснул (Слайд №8) https://www.youtube.com/watch?v=fUbLY_8-hMM

Загадка — это иносказательное изображение в короткой форме предмета или явления, которые нужно угадать, разгадать. (Дети приводят примеры)

Считалка - краткое стихотворение, которое используют для распределения ролей между участниками игры. (Дети приводят примеры)

Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.

Послушайте и повторите.

• Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

- Что необычного мы слышим в этом стишке? (Мышка не может сесть на ежа, так как он колючий. Еж и мышь - враги. Еж? охотится на мышей. Это небылица.)

• Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- Мураву-траву косить.

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

- Может ли быть такое в действительности? (Нет! Козел не человек, на базар ходить, косить траву, а также строить мостик он не может.)

Значит, это небылица. Но она очень забавна и необычна, интересна. Напоминает небольшую сказочку.

Учитель предлагает прочитать эту небылицу по ролям.

У других народов тоже слагают небылицы. Предлагаю вашему вниманию немецкую небылицу:

Встаю я под вечер,

А утром ложусь.

Гогочет петух,

Кукарекает гусь.

 

Я платье для куклы

Стираю метлой

И в печке дрова

Зажигаю пилой.

 

Вливаю три супа

В кастрюлю с яйцом.

Песенка с крышкой,

Кастрюля с концом.

- Понравилась вам небылица? Чем же она привлекательна? Над чем в ней можно посмеяться? Бывает ли так в жизни?

Как придумать небылицу

В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:

  • животные поменялись ролями (друг с другом или с людьми);
  • предметы выполняют несвойственные им функции;
  • меняются местами участники какой-то ситуации (из-под собаки лают ворота);
  • используются невозможные определения (по кудрявой каше) и т.д.

(Слайд №9)

 Смотрим мультфильм –небылицу «Ехал Ваня на коне» https://www.youtube.com/watch?v=eq0i5sm8GXM

 Рассказ о прикладном народном творчестве.

- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. (Слайд №10)

- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба. (Слайд№11)

( Словарная работа: береста – это кора берёзы)

- Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось. (Слайд №12)

(Учитель показывает модели сарафанов)

- Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

- Одну из них мы сейчас исполним. (Слайд №13) 

На доске напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Чтение слов песни хором.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

III Закрепление

Выполнение заданий из Приложения 2

IV Рефлексия

-Что нового узнал на уроке?

-Что я уже знал?

-Что было необычно, удивительно для меня?

-С чем еще предстоит разобраться?

V Итог

 «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
(М. Горький)

Ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/04/russkie-narodnye-pesni-poteshki-pribautki

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5155/conspect/93235/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5074/conspect/286320/

https://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-rabote/

https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/avtomatizacija-zvuka-r-s-pomoschyu-chistogovorok-i-stihov.html

https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki22-1.php

Задания из Приложения 2.

Приложение 1

ПОТЕШКИ

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Один серый, другой белый гуси мои гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе.

     Стучит, бренчит по улице:            

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

ПРИБАУТКИ.

 «Федул»

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг?

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

 «Храбрец»

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

 «Собака»

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала?

- Волков боюсь.

НЕБЫЛИЦЫ

Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- Мураву-траву косить.

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

ПЕСНИ

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Приложение 2.

1. Соберите пословицы. Соедините части линиями.

Труд кормит

стыдно не учиться

Не стыдно не знать,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

а лень портит

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? Подчеркните.
Загадка;    рассказ;     народная песня;     пословица;    повесть;    поэма ;    сказка;

поговорка.

3. Определите жанр произведения.

Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица     б) небылица       в) скороговорка

4.  Определите среди данных определений устного народного творчества считалку, загадку, колыбельную песенку.

Раз, два, три, четыре, пять 

Вышел месяц погулять. 

А за месяцем луна, 

Оставайся ты одна. ____________________________________

Баю, баю, баюшок

Кладу Машу на пушок– 

На пуховую кровать, 

Будет Маша крепко спать. _____________________________________

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита, 

Не человек, а рассказывает. _____________________________________ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Конспект урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны

Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки»...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....

Конспект урока Литературное чтение в 3 классе (система Л.В. Занкова) «Следы древних представлений о мире в русской народной сказке «Хаврошечка»

Литература – это словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкое прошлое. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени, следы представлений древнего челове...

Конспект урока литературного чтения на родном языке (ненецкий) 1 класс "С. Михалков Кошка Нюкця», «Е. Чарушин Хабартако»

ознакомление с произведениями СВ. Михалкова и Е. Чарушина; развивать инте­рес к творчеству писателей; формировать у детей индивидуальный опыт само­стоятельного чтения; учить доброте, дружбе, в...

Конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)

План-конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)Класс: 2 классТема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).Тип урока: изучение новогоУнивер...