Конспект урока литературного чтения, 2 класс на тему "Фольклор. Русские народные песни"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данный конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему «Фольклор. Русские народные песни» представляет собой готовый к использованию методический материал, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Тема: Фольклор. Русские народные песни.

Цель: формирование представления о русских народных песнях, их видах и особенностях.

Задачи:

#1055;ознакомить учащихся с видами народных песен (колыбельные, плясовые, хороводные, трудовые) и их характерными признаками.

#1056;азвивать умение анализировать музыкальные и поэтические тексты, определять их вид по настроению, ритму, содержанию.

#1042;оспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать виды народных песен (колыбельная, плясовая, хороводная) по их характерным особенностям.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности.

Познавательные: уметь извлекать информацию из прослушанных музыкальных фрагментов, сравнивать и классифицировать их.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения фольклора, интерес к народному творчеству.

Оборудование: Презентация, аудиозаписи русских народных песен ("Барыня", "Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки", "Во поле берёза стояла", "Что не пыль в поле запылилась"), реквизит для инсценировки (платочек для пляски, ленточки для хоровода, погремушка).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Структура урока

Вид деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы обучения

УУД

Примечание

#1054;рганизационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши умные и любознательные лица. Проверьте, всё ли готово к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность.

Фронтальная

Р

II. Актуализация знаний

Беседа

- Мы с вами начали изучать большой и очень интересный раздел «Устное народное творчество». Вспомните, что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы уже знаете? (загадки, пословицы, потешки, скороговорки).

- Сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие и познакомимся с одним из самых красивых и музыкальных жанров.

Отвечают на вопросы, вспоминают изученные жанры фольклора.

Фронтальная

П, К

III. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации

- Послушайте несколько мелодий (звучат короткие фрагменты 2 – 3 русских народных песен).

- Что вы только что прослушали? (песни)

- Как вы думаете, кто является авторов слов этих песен?

Слушают, высказывают предположения.

Фронтальная

П, К

Аудиозаписи

IV. Сообщение темы и целей урока

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

Формулируют тему: «Народные песни».

Различать народные песни, узнаем их особенности, виды и т.д.

Фронтальная

П, К

V. Изучение нового материала

1. Прослушивание и анализ песен.

- Народные песни бывают разные. Они сопровождали человека всю жизнь. Давайте познакомимся с ними поближе. Колыбельная - (Звучит фрагмент колыбельной «Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки»). Какое настроение у этой песни?

- Для кого её пели и зачем?

- Какой у неё ритм?

Звучит фрагмент плясовой песни «Барыня».

- Что захотелось делать при прослушивании этой песни? Какая эта песня по настроению и темпу?

-Совершенно верно, и такие песни называются плясовые.

-Слушаем следующий фрагмент (звучит хороводная песня «Во поле берёза стояла»).

- Какое настроение у этой песни? А ритм?

-Под такие песни водят хороводы.

-А как вы думаете, что помогало людям во все времена за работой?

- Да, именно они задавали ритм работе, скрашивали труд. Это трудовые песни. Давайте послушаем фрагмент трудовой песни «Что не пыль в поле запылилась».

- Как вы думаете, какую работу раньше могли выполнять люди под эту песню?

Отвечают: спокойное, нежное, ласковое.

Для детей, чтобы уложить их спать.

Медленный, плавный, убаюкивающий.

Делают вывод, что это колыбельная песня.

Танцевать, плясать, притопывать. Веселая, задорная и быстрая.

Праздничное, плавное, немного даже лирическое. Ритм плавный и небыстрый.

Песни.

Сбор урожая, покос травы.

Фронтальная

П, К

Презентация с иллюстрациями к каждому виду песни. Аудиозаписи. |

Физкультминутка

Учитель включает русскую народную песню «Калика – Малинка» и под нее показывает разные движения. Когда музыка ускоряется, говорит детям самим придумать любое движение и подвигаться в ритм.

Выполняют разминку

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с учебником.

2. Работа с иллюстрациями

-А теперь откройте учебники на с.20. Сейчас будем выразительно читать песни. При чтении постарайтесь передать эмоцию радости и восхищения.

- Как в своих песнях народ называет березу и рябину? Объясните разницу с ловах: береза – березонька, долина – долинушка.

- Рассмотрите иллюстрации на с. 20 – 21 . Что на них изображено?

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах – мастерских – за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

Дети по очереди читают песни. Отвечают на вопросы учителя.

Изделия народных промыслов.

Индивидуальная

Фронтальная

П, К

Учебник

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Беседа.

Игра «Волшебный сундучок»

- Наше путешествие подходит к концу.

- В какой жанр фольклора мы сегодня погружались?

- Какие виды народных песен вам запомнились?

- В моём волшебном сундучке лежат предметы (маленькая ложка, ленточка, погремушка, кукла). Как вы думаете, с какой песней может быть связан каждый предмет, назовите вид песни?

- Что было самым интересным на уроке? Что показалось трудным? - Кто сегодня может себя похвалить, поднимите руку?

Отвечают на вопросы. Соотносят предметы с видами песен. Осуществляют самооценку.

Фронтальная

Р, К

«Волшебный сундучок» с предметами.

VII. Домашнее задание

- Домашнее задание будет творческим. На выбор:

1. Найти и выучить одну народную колыбельную песенку.

2. Нарисовать рисунок, который подходит к любой народной песне.

3. Расспросить родителей или бабушку с дедушкой, знают ли они какие-нибудь народные песни из своего детства, записать и прочитать песню в классе.

Выбирают и записывают задание

Индивидуальная

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Хаврошечка" (русская народная сказка)

Конспект урока разработан к УМК "Планета знаний "Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию умения прив...

Конспект урока по чтению «Лиса, заяц, петух» Русская народная сказка 1 класс

Конспект урока по чтению «Лиса, заяц, петух» Русская народная сказка 1 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...