Конспект урока литературного чтения, 2 класс на тему "Фольклор. Русские народные песни"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему «Фольклор. Русские народные песни» представляет собой готовый к использованию методический материал, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Фольклор. Русские народные песни.
Цель: формирование представления о русских народных песнях, их видах и особенностях.
Задачи:
#1055;ознакомить учащихся с видами народных песен (колыбельные, плясовые, хороводные, трудовые) и их характерными признаками.
#1056;азвивать умение анализировать музыкальные и поэтические тексты, определять их вид по настроению, ритму, содержанию.
#1042;оспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать виды народных песен (колыбельная, плясовая, хороводная) по их характерным особенностям.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности.
Познавательные: уметь извлекать информацию из прослушанных музыкальных фрагментов, сравнивать и классифицировать их.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.
Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения фольклора, интерес к народному творчеству.
Оборудование: Презентация, аудиозаписи русских народных песен ("Барыня", "Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки", "Во поле берёза стояла", "Что не пыль в поле запылилась"), реквизит для инсценировки (платочек для пляски, ленточки для хоровода, погремушка).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока | Вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы обучения | УУД | Примечание |
#1054;рганизационный момент | - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши умные и любознательные лица. Проверьте, всё ли готово к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность. | Фронтальная | Р | ||
II. Актуализация знаний | Беседа | - Мы с вами начали изучать большой и очень интересный раздел «Устное народное творчество». Вспомните, что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы уже знаете? (загадки, пословицы, потешки, скороговорки). - Сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие и познакомимся с одним из самых красивых и музыкальных жанров. | Отвечают на вопросы, вспоминают изученные жанры фольклора. | Фронтальная | П, К | |
III. Самоопределение к деятельности. | Создание проблемной ситуации | - Послушайте несколько мелодий (звучат короткие фрагменты 2 – 3 русских народных песен). - Что вы только что прослушали? (песни) - Как вы думаете, кто является авторов слов этих песен? | Слушают, высказывают предположения. | Фронтальная | П, К | Аудиозаписи |
IV. Сообщение темы и целей урока | - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. - Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке? | Формулируют тему: «Народные песни». Различать народные песни, узнаем их особенности, виды и т.д. | Фронтальная | П, К | ||
V. Изучение нового материала | 1. Прослушивание и анализ песен. | - Народные песни бывают разные. Они сопровождали человека всю жизнь. Давайте познакомимся с ними поближе. Колыбельная - (Звучит фрагмент колыбельной «Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки»). Какое настроение у этой песни? - Для кого её пели и зачем? - Какой у неё ритм? Звучит фрагмент плясовой песни «Барыня». - Что захотелось делать при прослушивании этой песни? Какая эта песня по настроению и темпу? -Совершенно верно, и такие песни называются плясовые. -Слушаем следующий фрагмент (звучит хороводная песня «Во поле берёза стояла»). - Какое настроение у этой песни? А ритм? -Под такие песни водят хороводы. -А как вы думаете, что помогало людям во все времена за работой? - Да, именно они задавали ритм работе, скрашивали труд. Это трудовые песни. Давайте послушаем фрагмент трудовой песни «Что не пыль в поле запылилась». - Как вы думаете, какую работу раньше могли выполнять люди под эту песню? | Отвечают: спокойное, нежное, ласковое. Для детей, чтобы уложить их спать. Медленный, плавный, убаюкивающий. Делают вывод, что это колыбельная песня. Танцевать, плясать, притопывать. Веселая, задорная и быстрая. Праздничное, плавное, немного даже лирическое. Ритм плавный и небыстрый. Песни. Сбор урожая, покос травы. | Фронтальная | П, К | Презентация с иллюстрациями к каждому виду песни. Аудиозаписи. | |
Физкультминутка | Учитель включает русскую народную песню «Калика – Малинка» и под нее показывает разные движения. Когда музыка ускоряется, говорит детям самим придумать любое движение и подвигаться в ритм. | Выполняют разминку | ||||
VI. Продолжение работы по теме урока | 1. Работа с учебником. 2. Работа с иллюстрациями | -А теперь откройте учебники на с.20. Сейчас будем выразительно читать песни. При чтении постарайтесь передать эмоцию радости и восхищения. - Как в своих песнях народ называет березу и рябину? Объясните разницу с ловах: береза – березонька, долина – долинушка. - Рассмотрите иллюстрации на с. 20 – 21 . Что на них изображено? Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах – мастерских – за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни. | Дети по очереди читают песни. Отвечают на вопросы учителя. Изделия народных промыслов. | Индивидуальная Фронтальная | П, К | Учебник |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Беседа. Игра «Волшебный сундучок» | - Наше путешествие подходит к концу. - В какой жанр фольклора мы сегодня погружались? - Какие виды народных песен вам запомнились? - В моём волшебном сундучке лежат предметы (маленькая ложка, ленточка, погремушка, кукла). Как вы думаете, с какой песней может быть связан каждый предмет, назовите вид песни? - Что было самым интересным на уроке? Что показалось трудным? - Кто сегодня может себя похвалить, поднимите руку? | Отвечают на вопросы. Соотносят предметы с видами песен. Осуществляют самооценку. | Фронтальная | Р, К | «Волшебный сундучок» с предметами. |
VII. Домашнее задание | - Домашнее задание будет творческим. На выбор: 1. Найти и выучить одну народную колыбельную песенку. 2. Нарисовать рисунок, который подходит к любой народной песне. 3. Расспросить родителей или бабушку с дедушкой, знают ли они какие-нибудь народные песни из своего детства, записать и прочитать песню в классе. | Выбирают и записывают задание | Индивидуальная | Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"
Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...
Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Хаврошечка" (русская народная сказка)
Конспект урока разработан к УМК "Планета знаний "Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию умения прив...

Конспект урока по чтению «Лиса, заяц, петух» Русская народная сказка 1 класс
Конспект урока по чтению «Лиса, заяц, петух» Русская народная сказка 1 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...
Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...