Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.

Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; познакомить с первыми собирателями русских народных сказок; познакомить с книгой-сборником русских народных сказок и пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества.

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, по системе учебников "Перспектива", для 2 класса.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lit_chtenie_sobirateli_skazok.zip345.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Литературное чтение

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дата: 12 октября, 2012 г.

Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль

Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; познакомить с первыми собирателями русских народных сказок; познакомить с книгой-сборником русских народных сказок и пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества.

Универсальные  учебные действия

Познавательные: формулировать вопрос и адекватно на него отвечать. 

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. 

Регулятивные: выполнять учебное действие по плану.

Личностные: проявлять интерес к собирателям русских народных сказок.

Основные понятия:  Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка. Сказочный герой, структура сказки. Собиратели русских народных сказок.

Межпредметные связи:  ИЗО, тема «Рисуем сказку». Технология, тема «как сделать маску».

Ресурсы:  

  1. учебник «Литературное чтение», ч. 1, стр. 46-47;
  2. карточки с вопросами.
  3. презентация «Собиратели русских народных сказок»

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

 учащегося

УУД

Организационный момент

             В мире много интересного,

             Нам порою неизвестного.

             Миру знаний нет предела,

             Так скорей, друзья, за дело!

Слушают учителя

Р

Актуализация знаний

      Перечислите элементы книги, которые информируют читателя о её содержании.

Титульный лист, обложка, оглавление / содержание, иллюстрация

Р.

Проблемное объяснение нового знания

Домовёнок сегодня особенно радостный, он сам сочинил сказку и хочет её нам прочитать.

      «Жил-был в пустыне ёжик. У него были высокие ноги и длинный пушистый хвост. Один раз ёжик увидел около пня белый гриб и пригласил его к себе в гнездо».

       А закончил Домовёнок свою сказку такими словами: «В некотором царстве, в пустынном государстве устроили грибы праздник».

      Ребята, понравилась ли вам сказка Домовёнка? О чём она? Что вы можете сказать о сказке Домовёнка?

      В результате дискуссии подвожу школьников к выводу: чтобы написать сказку, надо иметь специальные знания и умения; необходимо обратиться за информацией и помощью к учебнику и прочитать сказки из раздела «Мир народной сказки».

      Ребята, а у вас есть желание научиться писать (сочинять) сказки и помочь в этом своим друзьям?

      Ребята, откройте учебнике на стр. 46, ознакомьтесь с диалогом Ани и Вани.

      Скажите, кого называют собирателем сказок.

      Скажите, а откуда к нам пришли сказки?

      Что мы узнали нового из диалога Ани и Вани?

      Кто такие собиратели сказок?

      Братья Гримм (Вильгельм и Якоб) собирали сказки народов Германии.

     Кто был собирателем русских народных сказок?

     Давайте познакомимся с собирателями русских народных сказок Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы и пытаются сформулировать свои представления о сказке. Вместе с тем стало очевидным, что учащиеся пока не знают, как создаётся сказка, но понимают, что произведение Домовёнка сказкой назвать трудно.

Катя и Кирилл читают сообщение о русских собирателях.

Р. Позн., К, Л

Первичное закрепление

Перечислите фамилии известных вам собирателей сказок.

Можно ли книгу В. И. Даля «Старик годовик» предложить на выставки произведений, посвящённых народной сказке? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли сборник сказок А. С. Пушкина предложить для выставки книг, посвящённой народной сказке? Обоснуйте своё мнение.

Братья Гримм, А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

Обосновывают свои ответы.

Р, К, Л

Самостоятельная работа с самопроверкой

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были ... народных сказок. (Собирателями.)

• Народные сказки можно разделить на три вида: … … … . (Сказки о животных, бытовые, волшебные.) 

Работают в парах: дописывают предложения.

П. Р, К, Л

Включения нового знания в систему знаний и повторений

Прочитайте сообщение Самоварова.

Что вы из сообщения узнали?

Назовите особенность жанра сказки, которая отличает её от других видов произведений.

Перечислите три основных вида сказок. 

Чем отличается народная сказка от авторской сказки?

Читают сообщение.

Отвечают на вопрос.

Вымысел

Сказки о животных, бытовые, волшебные.

Народные сказки сочиняет народ. Авторские - автор.

П. Р, К, Л

Итоги урока. Рефлексия

Игра «Согласен – не согласен».

Если согласен -  зеленая бусина, если нет - красная.

Действительно ли, А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были собирателями народных сказок?

Правда ли, что у народной сказки есть автор?

Верно ли, что народные сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, бытовые, волшебные?

П. К, Л

Карточки к уроку

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были ______________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были ______________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были _____________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были ______________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были _____________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были ______________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

1. Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были _____________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

1. Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были _____________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были _____________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:

 Допишите предложения:

• А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были _____________народных сказок.  

• Народные сказки можно разделить на три вида:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Хаврошечка" (русская народная сказка)

Конспект урока разработан к УМК "Планета знаний "Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию умения прив...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...