Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
план-конспект урока по чтению на тему

Макарова Марина Анатольевна

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_serebryanoe_kopyttse.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели : 1.продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

 учить составлению портретной характеристики героев;

2. развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;

3. воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про

себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном

чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе

 с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной

мысли, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста,

поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной

и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги:

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе(распределение

обязанностей, составление плана совместных действий, умение

договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к

природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений,

уважение к старшим. Ценность человеческой жизни), проявление интереса к

чтению и изучению творчества П.П.Бажова.

Оборудование: презентация.

                                       Ход урока 2

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка. 

Прочитайте про себя

Так же , как ручей журчит,            Слайд 1

Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Слышим мы её слова:

Мама, дом, семья , отец,

Мячик , солнышко, скворец-

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства.

Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь.

Слайд 1

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте с вопросительной интонацией( скороговоркой).

III.Тест..

С каким произведением П.П.Бажова мы познакомились на прошлом уроке ?

Давайте вспомним содержание поработав над тестом. Слайд.

 У вас на партах сигнальные карточки. Оцените свою работу . В карточке читателя отметьте количество правильных ответов и поставьте соответствующий знак «!», «+», «-»

Гимнастика для глаз.

Проверка домашнего задания.

Дома вы подготовили пересказ, понравившегося отрывка с иллюстрацией и вопросами.

IV. Работа по теме.

1.Самоопределение к деятельности.

Игра «Составьте предложения » Слайд.

Необходимо правильно составить деформированное предложение.

Работаем по рядам в парах и записываем свой ответ.

СКАЗКА – произведение, в котором идёт речь о вымышленных событиях.

РАССКАЗ – это произведение, в котором происходят настоящие события.

СКАЗ – это произведение, в котором присутствуют и реальные события, и вымысел.

В каком жанре написано произведение Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце»?

-Так докажите теперь что произведение «Серебряное копытце» - это сказ.(Это сказ , потому, что в этом произведении сочетаются жанры сказки и рассказа. В нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности. - К какому жанру относится это произведение? (Это не сказка, а сказ.)

Гимнастика для глаз.

2.Работа по характеристике героев (с выборочным чтением) по парам

Слайд. Перед вами таблица. Дайте характеристику героям.

Даренка

Кокованя

Семейное положение

сирота

одинокий

Внешность

По шестому году, маленькая, носишко пуговкой

Старик большой да бородатый

Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая , трудолюбивая, любит  природу, ценит красоту.

Веселый, ласковый, трудолюбивый, любознательный, любит природу

Чем занимается

В избе  прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать

Охотник Летом пески  промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Внимательно слушаем, дополняем либо поправляем ответы.

Физкультминутка.

Что общего в характеристиках?

Почему же произошло чудо с Даренкой и Кокованей? (они были добрыми и бескорыстными)

 Физкультминутка

Чему нас учат герои Павла Бажова? Слайд

-Какие из пословиц и поговорок подходят содержанию сказа?

  • Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска
  • Черствое сердце не  знает благодарности.
  • В благополучии человек сам себя забывает.
  • Добра себе желаешь- делай добро.
  • Каких только чудес не бывает на свете!

3.  Мотивы народных сказок в авторском тексте.

- Как вы думаете, какая это сказка: волшебная или о животных? (Я думаю, что это волшебная сказка, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)

-Какая это сказка, народная или авторская? Докажите.

-Чем авторская сказка отличается от народной?

-Но чем сходна эта сказка с народными сказками?

- А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

V. Рефлексия.

Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Вы сегодня просто молодцы. И  козлик оставил для вас  немного драгоценных  камней. Каждый из вас может взять только один камушек и положить его в малахитовую шкатулку. Сдаем карты читателей и берем символический камешек.

Зелёный (хризолит) - возьмут те, кому сегодня на уроке было интересно и  комфортно работать, у кого на уроке всё получилось и удалось.

Белый (агат) -   возьмут  те, у кого на уроке не всегда было хорошее настроение, что-то не получилось, не всегда были собой довольны.

Желтый(янтарь) – возьмут  те, кто считает, что у него на уроке ничего не получилось, весь урок было плохое    настроение.

VI. Итог.

-Что нового узнали на уроке?

-Чем сказка отличается от сказа, рассказа?

VII. Домашнее задание.

Составить план и подготовить пересказ.

За работу на уроке хочу отметить….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...

Урок литературного чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На нём используется парная и групповая работа. Урок дает возможность каждому ребенку проявить свои способности....

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...

Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс

На данном уроке литературного чтения я познакомила детей с творчеством П.П.Бажова, с его сказами. Мне хотелось, чтобы дети, знакомясь с произведениями автора, смогли прикоснуться к прекрасному, сказоч...

Презентация к уроку по литературному чтению по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Данный материал содержит презентацию к уроку по литературному чтению по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»

ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...