Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

На данном уроке литературного чтения я познакомила детей с творчеством П.П.Бажова, с его сказами. Мне хотелось, чтобы дети, знакомясь с произведениями автора, смогли прикоснуться к прекрасному, сказочному, волшебному миру, стать добрее, мудрее, воспитаннее. Учащиеся рассматривали характеры героев, их взаимоотношения, делали выводы; развивали устную грамотную речь, учились читать выразительно. На уроке было много групповой работы. Дети совершенствовали  умение работать коллективно, слушать друг друга, доказывать свою точку зрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Сосновская СОШ №2

План-конспект урока литературного чтения по теме:

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

4 класс

УМК «Школа России»

Автор

Учитель начальных классов: Щербинина В.М.

2019 г.

Цели урока:

Обучающие: обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения.

Развивающие: развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Учебные умения и навыки:

1. Развивать умение учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

3. Развивать навык работы в группах, в парах.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Еле шорохом шурша, в класс заходит тишина,

Тихо, тихо, чуть дыша, входит сказка не спеша.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Вы поняли, что сегодня мы c вами заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. И так…

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его (показ портрета писателя)

1 слайд   Павел Петрович Бажов.

2 слайд. П.П.Бажов родился на Урале, он прожил долгую жизнь. Сама природа вдохновляла писателя на творчество. Он путешествовал по родным местам, записывая сказы, сказки, легенды, старинные истории. Жил он в обыкновенном доме, где царили чистота и порядок, мир и взаимопонимание.

Насупленные брови, добрые, необыкновенно лучистые, весёлые, внимательные глаза, большая белая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по-вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.) 3 слайд

4 слайд.  П.П.Бажов создал знаменитую книгу – сборник «Малахитовая шкатулка». В этот сборник входит и сказ «Серебряное копытце».

5 слайд.  Дети, познакомьтесь со сказами П.П.Бажова. Если вас заинтересует творчество писателя, вы можете взять для прочтения книги в библиотеке и окунуться в мир реального волшебства или волшебной реальности.

Сказы Бажова.

1.Медной горы Хозяйка

2.Малахитовая шкатулка

3.Каменный цветок

4.Горный мастер

5.Хрупкая веточка

6.Две ящерки

7.Таюткино зеркальце

8.Змеиный след

9.Голубая змейка

10.Синюшкин колодец

11.Серебряное копытце

6 – 7 слайды.   Сегодня мы познакомимся с произведением П.П.Бажова «Серебряное копытце.» Это сказ или сказка? Как вы думаете?

Это сказ, потому что в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

3. Выявление места и причин затруднения.

В тексте много устаревших слов. Объясните их значение.

8 слайд. Задание для 1 гр.

несподручно – неудобно

горюн – неудачник

взъедается – ругается

пожитки – одежда

отворила - открыла

9 слайд. Задание для 2 гр.

пособник – помощник

душной – с запахом

балаган – избушка

ворочайся – возвращайся

потешил – порадовал

4. Построение проекта выхода из затруднений.

10 слайд. Дома вы познакомились со сказом «Серебряное копытце». Можете назвать идею произведения?  (заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.) Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Сейчас мы выполним тестовое задание, которое покажет, насколько вы внимательные читатели.

ТЕСТ 1 гр.

1. Как звали отца Дарёнки?

+ А) Григорий   Б) Георгий   В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика было серебряное копытце?

А) на левой передней   + Б) на правой передней   В) на задней правой

3. Кошка Мурёнка была…

А) серой     Б) белой    + В) бурой

4. Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

А) 1    Б) 2   + В) 3

Тест 2 гр.

1. Какого цвета камешки стали находить люди там, где скакал козёл?

А) голубого      Б) розового       + В) зелёного

2. Кого в лесу хотела увидеть Дарёнка:

лису             волка               + козлика

3.  Назовите жанр произведения:

сказка            повесть           +сказ

4.  С каким музыкальным инструментом сравнивал дед мурлыканье кошки?

с барабаном          + с балалайкой         с баяном

11 слайд. Проверка тестовых заданий.

5. Реализация проекта.

А) Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».  12 слайд. Реальные герои: дед Кокованя и девочка Дарёнка, а вымышленные герои – это Серебряное копытце и кошка Мурёнка. Опишите реальных героев по плану.

  1. слайд.      План.

1.Где герой живёт?

2.Какие поступки совершает?

3.Чем занимается герой?

4.Какой характер у героя?

Кокованя и Даренка (летом промывал пески, совершает добрые поступки, добывал золото, в семье горюна, зимой охотился, ласковая, хозяйственная, похлёбку да кашу варила, живёт на заводе, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

14 слайд. Задание для 1 гр.

а) Кокованя (живёт на заводе, летом промывал пески, зимой охотился, добывал золото, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный)

15 слайд. Задание для 2 гр.

б) Дарёнка (жила в семье горюна, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку.

Б). Восстановите текст (текст напечатан на карточках).

1 гр. (стр.187)

Хотела Дарёнка кошку … да домой…, только где тебе! … Мурёнка до лесу, да и на сосну. Пойди …!

… Дарёнка, не могла кошку …Что делать? Пошли дальше. Глядят – Мурёнка стороной …Так и до балагана …

2 гр. (стр.191)

К этой … как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего … не может. Весь он как ворох … камней стал. Так и горит - переливается разными … …козёл стоит – всё бьёт и бьёт…копытцем, а камни …да сыплются. Вдруг Мурёнка скок туда же. Встала рядом с козлом, … мяукнула, и ни Мурёнки,ни Серебряного копытца не стало.

16 слайд. 6.  Физ.минутка для глаз.

В).  Выразительное чтение отрывка сказки.

Чтение отрывка мастером художественного слова (по диску)

- Ребята, мы очень много говорили о сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.

1 гр. (стр.183 – 184) 17 слайд.

2 гр. (стр.181 – 182) 18 слайд.

- Ваше мнение, помогло ли чтение ваших товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)

Г). Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями:

1 гр.  Найти в тексте отрывок, который соответствует рисунку на стр.181 (стр. 183) 19 слайд

2 гр. Найти в тексте отрывок, который соответствует рисунку на стр.190 (стр.191)

6.Физ.минутка. 20 слайд

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы. Объясните их смысл, как они связаны с текстом.

1 гр.

Богатство не синоним счастья.

2 гр.

Чёрствое сердце не знает благодарности. 21 слайд.

8. Подведение итогов.

1 гр. 22 слайд.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце? (стр.192 з.4)

Из двух вариантов ответов вам нужно выбрать один: может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?

2 гр. 23 слайд.

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? (стр.192 з.5)

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

-За что же герои были награждены?

(Они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

А какой урок извлекли вы?

Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?

8.  Рефлексия 24 слайд.

Герои сказки говорили добрые слова, совершали добрые дела.

Расскажите о добрых делах, которые вы уже совершали или хотите совершить.

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для того и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь природу, мир, в котором мы живем.

25 слайд. Спасибо за внимание.

9. Д/З: описать волшебных животных (кошка Муренка, Серебряное Копытце), сделать иллюстрацию.

26 слайд

Распечатать (раздаточный материал)

1 - 1

несподручно –

горюн –

взъедается –

пожитки –

отворила -

1 - 2

пособник –

душной –

балаган –

ворочайся –

потешил –

ТЕСТ 1 гр.

1. Как звали отца Дарёнки?

А) Григорий   Б) Георгий   В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика было серебряное копытце?

А) на левой передней     Б) на правой передней   В) на задней правой

3. Кошка Мурёнка была…

А) серой     Б) белой     В) бурой

4. Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

А) 1    Б) 2    В) 3

Тест 2 гр.

1. Какого цвета камешки стали находить люди там, где скакал козёл?

А) голубого      Б) розового        В) зелёного

2. Кого в лесу хотела увидеть Дарёнка:

лису             волка               +козлика

3.  Назовите жанр произведения:

сказка            повесть           сказ

4.  С каким музыкальным инструментом сравнивал дед мурлыканье кошки?

с барабаном           с балалайкой         с баяном

3 - 1

Кокованя и Даренка (летом промывал пески, совершает добрые поступки, добывал золото, в семье горюна, зимой охотился, ласковая, хозяйственная, похлёбку да кашу варила, живёт на заводе, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

3 - 2

Кокованя и Даренка (летом промывал пески, совершает добрые поступки, добывал золото, в семье горюна, зимой охотился, ласковая, хозяйственная, похлёбку да кашу варила, живёт на заводе, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

4 - 1

Хотела Дарёнка кошку … да домой…, только где тебе! … Мурёнка до лесу, да и на сосну. Пойди …!

… Дарёнка, не могла кошку …Что делать? Пошли дальше. Глядят – Мурёнка стороной …Так и до балагана …

4 - 2

К этой … как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего … не может. Весь он как ворох … камней стал. Так и горит -  переливается разными … …козёл стоит – всё бьёт и бьёт…копытцем, а камни …да сыплются. Вдруг Мурёнка скок туда же. Встала рядом с козлом, … мяукнула, и ни Мурёнки,ни Серебряного копытца не стало.

5 - 1

Богатство не синоним счастья.

5 - 2

Чёрствое сердце не знает благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...

Урок литературного чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На нём используется парная и групповая работа. Урок дает возможность каждому ребенку проявить свои способности....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»

ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце"4 класс

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс...