Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Мартынюк Татьяна Евгеньевна

Литературное чтение

2 класс

Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна

 

Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».

Цель:

- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

- формировать читательские умения:

- сравнивать сказки, различать жанры сказок,

- различать реальное и волшебное в сказках;

 - сравнивать героев сказки;

 - развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

  - воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

 Оборудование:

- презентация к уроку;

- учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова,  Л.А.Виноградская,  В.Г. Горецкий.

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент. (слайд 1)

 

2.     Сообщение темы и целей урока.

- Какую тему мы изучаем на уроках литературного  чтения?

Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.

      3.Актуализация знаний.

-Что такое сказки?

-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).

-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?

       4.Проверка д/з.

1) Пересказ сказки.

- Сказку какого народа вы читали дома?

- Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?

-Кто является главным персонажем этой сказки?

- Какой изображена лисичка в сказке?

- А в русских народных сказках какой у лисы характер?

- Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?

Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).

         2.Работа с пословицами. (слайд 3).

О хитрости и  смекалке лисички народ придумал немало пословиц.

Давайте почитаем их.

- А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.

( работа в группах).

         5. Подготовка к восприятию литературного произведения.

              Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.

(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль -  слайд 4).

Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.

Загадки:

Отгадывание загадок: (слайд 5).

 

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу. (Бык)

 

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

 

Вместо хвостика-крючок,

Вместо носа пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

 

Весь мохнатенький, сам усатенький,

Днём спит и сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)

 

Кукарекает с утра

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)

 

Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

 

 

-О ком мы отгадывали загадки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)

.

Ребята, а легко ли  животным  зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)

 Животные из нашей сказки  тоже готовились к зиме и строили  зимовье.

- Что это значит – строить зимовье?

         6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)

Сказку читает учитель.

         7.Проверка первичного восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?

-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?

-Как звери трудились?

-Как они жили в зимовье?

-Что вас рассмешило в этой сказке?

         8.Словарная работа. (слайд 7 )

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

¨  Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.

¨ Столбы тесать – выравнивать бревна.

¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).

¨ Мох – растение, растущее в сырых местах.

¨ Стены конопатить – затыкать щели в стенах.

¨ Рубить избу – строить (в переносном значении).

¨ Подполье – подвал, помещение под полом.

¨ Пустились наутёк – быстро убежали.

 

9. Физкульт минутка.(слайд 8 )

Ребята, а легко ли было животным построить жилище?

Поможем им.

¨ И мы станем брёвна носить;          идут медленным шагом положив.ладони на плечо

¨ Столбы тесать                                скользящие движения ладонями

¨   и щепу драть;                               стукают кулачками друг о друга

¨ Глину месить,                                 месят глину

¨  кирпичи делать                                      

¨  и печку класть;                              кладут кирпичики друг на друга

¨ Мох таскать,                                   наклоны , таскают мох

¨ стены конопатить                           затыкают щели

¨  и крышу крыть.                             делают руками крышу над головой

 

10. Подготовка к пересказу.

Деление сказки на части. Составление плана. (слайд  9)

1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча  зверей).

- Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).

-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?

- Кто прежде всех спохватился? А затем?

Озаглавливание.

2 слайд. – Какой  момент изображен?( Звери строят зимовье).

- Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).

Чтение 2 части. Озаглавливание.

- Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)

3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).

Чтение 3 части. Озаглавливание.

4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?

- Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?

- Что рассмешило?

Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.

         11. Итог урока.

- Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)

- А волк? (немножечко смешной).

- О каких качествах характера  можно подобрать пословицы к этой сказке?

          12. Рефлексия.

Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.

Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку  товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.

         13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).

Пересказ сказки + пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chteni1.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2 класс

Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна

 

Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».

Цель:

- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

- формировать читательские умения:

- сравнивать сказки, различать жанры сказок,

- различать реальное и волшебное в сказках;

 - сравнивать героев сказки;

 - развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

  - воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

 Оборудование:

- презентация к уроку;

- учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова,  Л.А.Виноградская,  В.Г. Горецкий.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (слайд 1)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Какую тему мы изучаем на уроках литературного  чтения?

Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.

      3.Актуализация знаний.

-Что такое сказки?

-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).

-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?

       4.Проверка д/з.

1) Пересказ сказки.

- Сказку какого народа вы читали дома?

- Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?

-Кто является главным персонажем этой сказки?

- Какой изображена лисичка в сказке?

- А в русских народных сказках какой у лисы характер?

- Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?

Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).

        2.Работа с пословицами. (слайд 3).

О хитрости и  смекалке лисички народ придумал немало пословиц.

Давайте почитаем их.

- А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.

( работа в группах).

        5. Подготовка к восприятию литературного произведения.

             Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.

(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль -  слайд 4).

Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.

Загадки:

Отгадывание загадок: (слайд 5).

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу. (Бык)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Вместо хвостика-крючок,

Вместо носа пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

Весь мохнатенький, сам усатенький,

Днём спит и сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)

Кукарекает с утра

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)

Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

-О ком мы отгадывали загадки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)

.

Ребята, а легко ли  животным  зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)

 Животные из нашей сказки  тоже готовились к зиме и строили  зимовье.

- Что это значит – строить зимовье?

        6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)

Сказку читает учитель.

        7.Проверка первичного восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?

-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?

-Как звери трудились?

-Как они жили в зимовье?

-Что вас рассмешило в этой сказке?

        8.Словарная работа. (слайд 7 )

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

  •  Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.
  • Столбы тесать – выравнивать бревна.
  • Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).
  • Мох – растение, растущее в сырых местах.
  • Стены конопатить – затыкать щели в стенах.
  • Рубить избу – строить (в переносном значении).
  • Подполье – подвал, помещение под полом.
  • Пустились наутёк – быстро убежали.

9. Физкульт минутка.(слайд 8 )

Ребята, а легко ли было животным построить жилище?

Поможем им.

  • И мы станем брёвна носить;                идут медленным шагом положив.ладони на плечо 
  • Столбы тесать                                 скользящие движения ладонями
  •   и щепу драть;                                стукают кулачками друг о друга
  • Глину месить,                                месят глину
  •  кирпичи делать                                 
  •  и печку класть;                                кладут кирпичики друг на друга
  • Мох таскать,                                 наклоны , таскают мох
  • стены конопатить                         затыкают щели
  •  и крышу крыть.                                делают руками крышу над головой

10. Подготовка к пересказу.

Деление сказки на части. Составление плана. (слайд  9)

1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча  зверей).

- Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).

-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?

- Кто прежде всех спохватился? А затем?

Озаглавливание.

2 слайд. – Какой  момент изображен?( Звери строят зимовье).

- Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).

Чтение 2 части. Озаглавливание.

- Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)

3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).

Чтение 3 части. Озаглавливание.

4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?

- Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?

- Что рассмешило?

Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.

        11. Итог урока.

- Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)

- А волк? (немножечко смешной).

- О каких качествах характера  можно подобрать пословицы к этой сказке?

         12. Рефлексия.

Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.

Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку  товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.

         13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).

Пересказ сказки + пословицы.