Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Паспорт урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Продолжительность урока: 45 минут

Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

 Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками.

 Задачи:

Образовательные:

-развивать умение определять идею сказки

-развивать умение сравнивать и охарактеризовать героев произведения

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

-развивать умение анализировать прочитанный текст

- расширить знание о русском народном фольклоре

Развивающие, направленные на развитие УУД:

Познавательных УУД:

- формировать умение определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

-формировать умения определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение;

-формирование умения использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Коммуникативных УУД:

- формировать собственное мнение и позицию;

-формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению

Регулятивных УУД:

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки;

-формировать умение ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-формировать умение выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

- формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Воспитательные:

Личностные:

- формировать проявления эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;

- формирование интереса к чтению, потребности в чтении

- формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей

Оборудование: презентация, буквы для составления слова «фольклор», картинки с изображением шляп, раздаточный материал

Тип урока: урок чтения и коллективного анализа

Методы:

 -Словесный: беседа, диалог.

-Наглядный: учебник,

-Метод поощрения: похвала, одобрение

-Метод контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Средства обучения:

Дидактический: учебник для 3 класса, презентация.

Технические средства обучения: ноутбук, экран.

Планируемый результат:

Личностные: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;

Познавательные:

-определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

-определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-работать с текстом сказки;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию;

формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

Предметные:

-знают содержание сказки «Иван-царевич и серый волк»

-знают о литературном творчестве русского народа

-умеют кратко анализировать произведение

-умеют анализировать героев и понимают их поступки

-умеют составлять синквейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

Согласовано                                                                                    Утверждено

_______/____________ /                                                  _______/ ____________/

«__» _________20__г.»                                                    «__» _________20__г.»

        

Конспект

 урока по литературному чтению,

который будет проведен в 3 классе  

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

студентом 3 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл

«ОМК им. И.К. Глушкова»

Лебедевой Елизаветой Олеговной

Оценка_________

Подпись учителя__________

Оршанка

2021 г.

Паспорт урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Продолжительность урока: 45 минут

Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

 Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками.

 Задачи:

Образовательные:

-развивать умение определять идею сказки

-развивать умение сравнивать и охарактеризовать героев произведения

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

-развивать умение анализировать прочитанный текст

- расширить знание о русском народном фольклоре

Развивающие, направленные на развитие УУД:

Познавательных УУД:

- формировать умение определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

-формировать умения определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение;

-формирование умения использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Коммуникативных УУД:

- формировать собственное мнение и позицию;

-формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству. 

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению

Регулятивных УУД:

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки;

-формировать умение ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-формировать умение выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

- формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Воспитательные:

Личностные:

- формировать проявления эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;

- формирование интереса к чтению, потребности в чтении

- формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей

Оборудование: презентация, буквы для составления слова «фольклор», картинки с изображением шляп, раздаточный материал

Тип урока: урок чтения и коллективного анализа

Методы:

 -Словесный: беседа, диалог.

-Наглядный: учебник,

-Метод поощрения: похвала, одобрение

-Метод контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Средства обучения:

Дидактический: учебник для 3 класса, презентация.

Технические средства обучения: ноутбук, экран.

Планируемый результат:

Личностные: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;

Познавательные:

-определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

-определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-работать с текстом сказки;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию;

формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству. 

Предметные:

-знают содержание сказки «Иван-царевич и серый волк»

-знают о литературном творчестве русского народа

-умеют кратко анализировать произведение

-умеют анализировать героев и понимают их поступки

-умеют составлять синквейн

План урока

1.Организационное начало урока (3 мин)

1.1 Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний (34 мин)

2.1.Создание плана сказки (4 мин)

2.2.Вопросы по сказке (7 мин)

Физкульт минутка (1 мин.)

2.3.Притча (5мин)

2.4 Самостоятельная работа по сказке «шляпы» (17 мин)

3.Подведение итогов урока (2 мин.)

4. Рефлексия (5 мин.)

        4.1 Синквейн

5.Домашнее задание

6.Организация завершения урока (1 мин.)

Ход урока

  1. Организационное начало.

Чтоб урок наш стал светлее

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь,

И друг другу улыбнитесь.

- Мы улыбнулись друг другу, а теперь давайте начнем урок.

 Мотивация учебной деятельности

- Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы помогали друг другу, работали сообща, открыли для себя много нового и интересного и конечно, чтобы хорошее настроение всегда было с нами.

II. Актуализация знаний.

-Расшифруй те слова, записанное на доске. А что такое фольклор. (Устное народное творчество) Почему устное? Народное? Творчество?

-Мы с вами изучаем сейчас этот раздел по литературному чтению. Давайте вспомним, а какие жанры относятся к устному народному творчеству? (волшебные, о животных, бытовые)

- Посмотрите на наше слайд и скажите, а какого жанра не хватает? (сказка)

- Что такое сказка? Какие бывают сказки? (Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Народные, авторские)

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

-Давайте вспомним её содержание по плану, который вы сейчас составите.

(Работа в парах. Составление плана из разрезных полосок.)

Проверка

1) Сад царя Берендея. 

2) Встреча Ивана и серого волка

3) Поход за жар птицей.

4) Поход за конем.

5) Похищение Елены Прекрасной.

6) План волка и смерть Ивана

7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

- А теперь я хочу вам предложить сами побывать в роли учителя и задать вопросы своим одноклассникам по содержанию сказки.

1). Почему братья установили поочередное дежурство в саду? (Потому что кто-то повадился воровать золотые яблоки).

2). Кто из братьев оказался самым ответственным, кто выследил воришку? (Иван умывался росой, чтобы не заснуть, поэтому ему удалось застать вора на месте преступления).

3). Чем отличаются три брата друг от друга? Кого можно назвать положительным героем? (Старшие братья были безответственными, нечестными и подлыми, а младший Иван был добрым и великодушным. Именно младшего царевича можно назвать положительным персонажем).

4). Почему братья отправились на поиски Жар-птицы? (Отец Берендей возжелал получить волшебную птицу и попросил сыновей её отыскать).

5). Можно ли назвать Серого волка благородным героем, почему? (Волк служил Ивану верой и правдой, он его выручал, выполнял за него задания, а в конце сказки вернул его к жизни. Поэтому он благородный и справедливый персонаж).

6). Как звали царей, которые давали Ивану задания? (Отец Берендей, а также Афрон и Кусман).

7). Почему царевич не мог выполнить задания собственными силами? (Он не прислушивался к мнению мудрого Волка).

8). Кто был отцом Елены Прекрасной? (Царь Далмат).

9). Каким образом серому хищнику удалось раздобыть прекрасную Елену и волшебную птицу? (Без волшебства здесь не обошлось – волк обладал способностью к перевоплощению, поэтому смог объегорить царей).

10). Как Иван отблагодарил Волка за исполнение желаний? (Поклонился ему три раза до самой земли).

11). Почему братья убили Ивана? (Позавидовали ему и захотели присвоить всю его добычу).

12). Кто помог Волку оживить царевича? (Ворон принес хищнику живую и мертвую воду).

13). Что рассказал Иван отцу после возвращения? (Всю правду о подлецах-братьях, об их смерти и о волшебнике-волке, который был ему верным другом).

- Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки. А теперь я хочу предложить вам взглянуть на нашу сказку с разных позиций. А помогут нам в этом шляпы. Послушайте притчу о шести шляпах. (Работа в группах. Класс делится на пять групп по цвету шляп и делает анализ сказки с позиции своей шляпы. Синяя шляпа остаётся у учителя.)

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

 -Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир, с другой стороны.

Материал для анализа

Белая шляпа.

-Проанализируйте все факты и события. Кто и когда выдумал Ивана-царевича? Кто являлся прототипом Ивана и какие черты характера были взяты? Какие особенности (повторы) в сказки вы заметили и что они символизируют? Расскажите кратко, о чем повествуется в сказке.

Д- Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как положительные, так и отрицательные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, выполняет по три задания, как и в нашей сказке. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Сказка повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения.

Жёлтая шляпа

-Расскажите все положительные моменты в сказке. Кто являлся главным героем сказки, охарактеризуйте его? Чему учит сказка?

Д- Главный герой – волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

Синяя шляпа

-Каких персонажей объединяет сказка? Почему в сказке звери разговаривают? Объясните главную мысль произведения.

Д- Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. Поэтому эта сказка учит открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Чёрная шляпа

-Расскажите каких персонажей больше положительных или отрицательных? Расскажите о всех отрицательных моментах в сказке.

В сказке «Иван царевич и Серый волк» много и отрицательных персонажей. Начиная с главного героя. Иван царевич не успев уехать от дома уже сразу лишился коня. Это говорит о его беспечности и легкомыслии. Если бы не Серый волк он бы вообще никого бы не нашёл. Он непослушный и безответственный. Главный герой совершает три кражи, что тоже некрасиво для царского сына. А волк, обманывает трёх царей. А обманывать не хорошо. И братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убили собственного брата.

Красная шляпа.

-Поделитесь своим отношением к сказке. Что было придумано по мотивам сказки?

Д- Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Она очень интересная и увлекательная. Читая эту сказку мы переживаем за главного героя.

Выступления детей. Учитель подводит итог.

  1. Рефлексия.

- В заключении нашего урока давайте составим синквейн по сказке.

Можно придумывать синквейны, а поскольку главным персонажем является Волк, то напишем стихотворение про него:

Волк

Справедливый, отважный

Советует, перевоплощается, спасает.

Помог другу раздобыть птицу и невесту.

Волшебник.

Иван царевич тоже является главным героем, поэтому охарактеризуем его с помощью синквейна:

Иван

Добросовестный, наивный

Выслеживает, ищет, обретает.

Получает желаемое с помощью волка.

Молодец.

Теперь опишем с помощью синквейна коварных братцев Ивана:

Братья

Бессердечные, жестокие

Хитрят, завидуют, убивают.

Совершили преступление и были наказаны.

Злоумышленники.

Осталось охарактеризовать Елену Прекрасную, которая в конце сказки выходит замуж за царевича:

Елена

Красивая, доверчивая

Гуляет, влюбляется, надеется.

Вверяет свою судьбу Ивану.

Невеста.

- А закончить наш урок я хочу словами очень мудрого человека Далай Ламы «Человек, который верит в сказку, однажды в неё обязательно попадёт, потому что у него есть сердце.»

Рефлексия со смайликами.

              IV.Итог урока.        

-С какой сказкой вы познакомились? Чему учились на уроке?

V. Домашнее задание

VI.Организационное завершение.

У: -Дорогие друзья наш урок подошёл к концу, мне было с вами очень приятно работать. До скорой встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк » Составила студентка 3 курса группы НК Лебедева Елизавета

Слайд 2

Фолькло́р — устное словесное и музыкальное народное творчество. Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Слайд 4

сказка

Слайд 5

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Слайд 6

1) Сад царя Берендея. 2) Встреча Ивана и серого волка 3) Поход за жар птицей. 4) Поход за конем. 5) Похищение Елены Прекрасной. 6) План волка и смерть Ивана 7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Тип урока: урок систематизации знаний.Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления....

План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"

В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....

Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк» Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки вол...

Литературное чтение. Тема: русская народная сказка Иван - Царевич и Серый волк

Данный урок позволяет познакомиться с содержанием русской народной сказки Иван - Царевич и Сервый волк...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...