Литературное чтение. Тема: русская народная сказка Иван - Царевич и Серый волк
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Харина Екатерина Сергеевна

Данный урок позволяет познакомиться с содержанием русской народной сказки Иван - Царевич и Сервый волк

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Образовательная система: Школа России

Тема: Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк»

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: знакомство учащихся с содержанием русской народной сказки «Иван- царевич и Серый волк».

Деятельностная: формирование умения определять идею произведения.

Дидактические задачи:

1.Учиться читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).

2. Учиться понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.

3. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.

4. Учиться характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).

5. Учиться отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера.

6. Учиться участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия.

Развивающие задачи:

1.Учиться анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.

2. Учиться исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

3. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.

4. Учиться формулировать вопросы по основным событиям текста.

5. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух.

6. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Воспитательные задачи:

1.Осознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

2.Выражать свое видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).

2. Понимает жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечает и формулирует вопросы к учебным и художественным текстам.

3. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулирует тему и главную мысль, определяет последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста.

4. Характеризует героев, описывает характер героя, дает оценку поступкам героев, составляет портретные характеристики персонажей; выявляет взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивает героев одного произведения и сопоставляет их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).

5. Отличает автора произведения от героя и рассказчика, характеризует отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находит в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера.

6. Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулирует простые выводы, подтверждает свой ответ примерами из текста; использует в беседе изученные литературные понятия.

Личностные:

1.Осознает этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

2.Выражает свое видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определяет композицию произведения, характеризует героя.

2. Исследует текст: находит описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Коммуникативные:

1. Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.

2. Формулирует вопросы по основным событиям текста.

Регулятивные:

1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух.

2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.

Оборудование: презентация

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 28 -38 : ил. – (Школа России).

План:

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (4 мин.)

2.1. Повторение сведений о сказках

2.2. Игра «Лови ошибку»

3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)

3.1. Отгадывание загадки

3.2. Антиципация по названию и иллюстрациям

3.3. Формулирование проблемы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели

4.3. Планирование деятельности

5. Этап реализации построенного проекта (8 мин.)

5.1. Чтение с остановками

5.2. Физминутка

6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Работа с картинками по сюжету

7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)

Беседа по пословице

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

8.1. Подведение итогов

8.2. Самооценка

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник и школьные принадлежности.

1.3. Работа с пословицей

Без друга в жизни туго

- Дети, на слайде представлено какое – то выражение, как вы думаете, что это? (пословица)

- Как вы понимаете ее? (если нет близкого или родного по духу человека, то в трудную минуту самому будет сложно справиться) 

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Объясняют смысл пословицы

Фронтальная

Фронтальная

К.2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Повторение сведений о сказках

- Дети, какой мы сейчас с вами изучаем раздел? (устное народное творчество)

- А что входит в устное народное творчество? C чем мы с вами знакомились? (русские народные сказки и песни, потешки, докучные сказки, небылицы)

- Дети, на какие две большие группы делятся сказки? (авторские, народные. Еще могут быть о животных, волшебные, бытовые)

- Что такое авторские сказки? (это те, у которых есть автор)

-А народные? (это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста, и никто не скажет, кем же она была первоначально написана)

- Дети, вы уже не первый год знакомитесь с русскими народными сказками. Какие вы знаете народные сказки? (Заюшкина избушка, Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Журавль и цапля)

2.2. Игра «Лови ошибку»

- С каким произведением вы недавно знакомились? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

- Давайте проверим, как вы усвоили данную сказку.

- Сейчас я вам буду читать утверждения, но в них могут быть ошибки

- Если оно верное, то вы хлопаете один раз, если нет, то поднимаете руку и исправляете

1. Сестрица Аленушка и братец Иванушка остались одни одинешеньки, потому что их родители умерли (хлопок)

2. Аленушка с братцом отправились за грибами (нет, Аленушка взяла брата с собой на работу)

3. Жанр произведения «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - сказка (хлопок)

4. Данное произведение было написано А.С. Пушкиным (нет, ее написал народ)

5. Братец Иванушка хлебнул из козьего копытца (хлопок)

6. В данной сказке есть троекратный повтор (хлопок)

7. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» бытовая?  (нет, это волшебная сказка)

8. В этой сказке зло побеждает добро (нет, добро побеждает зло)

9. Иванушка до конца своей жизни остался козленком (нет, после того как Аленушку спасли, он от радости три раза перекинулся через голову и превратился обратно)

Вспоминают, какие есть виды сказок, их название и тд

Определяют, какое утверждение верно, а какое нет

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Отгадывание загадки

- Ребята, сейчас я вам прочту загадку, ваша задача ее отгадать

Кто сумел поймать Жар-птицу
И на волке прокатиться
Златогривого коня-
Оседлать средь бела дня?
Избежать беды и плена,
Из полона взять Елену?
Кто Кащея победил
Всех драконов истребил-
Не заморский королевич.
Наш герой - (Иван царевич)

- Как вы думаете, почему я загадала данную загадку? ( в сказке, которую мы сейчас прочтем будет главный герой Иван царевич)

3.2. Антиципация по названию сказки и иллюстрациям

- Давайте проверим. Откройте учебник на 28 стр. Прочтите название.

- Опираясь на название, предположите, о чем будет сказка? (возможно, Иван царевич будет искать для чего – то волка, или же он будет помогать ему и тд.)

- Мы ваши предположения проверим чуть позже

- Дети, посмотрите на иллюстрацию на 29 стр.

- Кто изображен на переднем плане? (Иван царевич и Жар-птица)

- Дети, значит, по мимо Ивана царевича и Серого волка, у нас еще будет такой герой, как Жар- птица.

- Посмотрите внимательно, какое действие тут изображено? (Иван царевич за чем- то ловил ее)

- Как вы думаете, зачем Иван - царевич хочет поймать ее? (возможно, она что- то украла)

- Где происходит данное действие? (в темном саду с яблоками)

- Откройте иллюстрацию на 35 стр. 

- Посмотрите внимательно, что на них изображено? (Иван царевич сидит верхом на волке с прекрасной девушкой)

- Дети, что мы можем сказать тогда о волке? (он будет помогать Ивану царевичу)

3.3. Формулирование проблемы

- Дети, что мы уже знаем о данной сказке? (что в ней есть такие герои, как Иван царевич, Серый волк и Жар- птица)

- О каких событиях мы уже знаем, опираясь на иллюстрации? Иван царевич зачем – то хочет поймать ее, Серый волк куда- то везет царевича с прекрасной девушкой)

- Дети, чтобы вы хотели узнать при прочтении? (почему волк помогает Ивану царевичу, зачем хочет поймать Жар- птицу и тд)

- Чему будет учить сказка?

Отгадывают загадку

Догадываются о том, с каким произведением они сегодня познакомятся

Фронтальная

Фронтальная

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

Р.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Ребята, думаю вы уже догадались, какая будет тема нашего урока.

- Сформулируйте ее.

- А есть ли автор у данного произведения? (нет)

- Если нету автора у произведения, значит какая она? (народная)

- Верно. Значит наша тема урока (Русская народная сказка Иван царевич и Серый волк)

4.2. Формулирование цели

- Так как, мы уже знаем, что она народная. Сформулируйте цель

(познакомиться с содержанием сказки и понять, чему она учит)

4.3. Планирование деятельности

- Что мы будем делать для достижения поставленной цели (читать произведение в учебнике)

Формулируют тему, цель, планируют деятельность

Фронтальная

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

К.1

5. Этап реализации построенного проекта и анализа произведения

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач вообще.

5.1. Чтение с остановками

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы.

- Дети, а вы знаете, что такое караулы? (это воинское подразделение, несущее охрану кого или что – либо)

Никакие караулы не могут уследить похитника.

- А кто знает, кто такой похитник? (похититель, вор)

Царь перестал и пить, и есть – затосковал

Сыновья отца утешают:

– Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.

Старший сын говорит:

– Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.

Отправился старший сын. Сколько ни ходил свечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.

Утром царь его спрашивает:

– Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?

– Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.

На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.

- Как вы думаете, что такое задолит? (одолеет)

- Дети, какой вопрос у вас возникает?

- Почему Иван – царевич не спал всю ночь, как его братья, а сторожил сад? (он видел, как его отцу было плохо, поэтому понимал, что нужно обязательно поймать вора)

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило.

- Какой вопрос вы бы хотели сейчас задать автору

Что же могло так освещать сад?

Сумеет ли Иван - царевич поймать Жар- птицу. Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

5.2. ФИЗМИНУТКА

- Давайте немного отдохнем. Кто сможет провести физминутку?

Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста. Наутро приходит Иван-царевич к отцу.

Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?

– Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.

Царь взял это перо и с той поры стал пить и есть и печали не знать.

Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. Позвал он сыновей и говорит им:

– Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.

Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.

Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать

Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит – коня нет.

- Какой вопрос у вас возникает? 

- Куда делся конь? Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня – одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль? «Ну что же, – думает, – взялся – делать нечего».

И пошел пеший.

 Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

Откуда ни возьмись, бежит к нему Серый Волк:

– Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

– Как же мне не печалиться, Серый Волк? Остался я без доброго коня.

- Дети, какой вопрос у вас возникает?

- Что будет дальше с Иваном – царевичем. Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

– Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

– Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.

– Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть – коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Сел Иван-царевич на него верхом, Серый Волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.

Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый Волк и говорит:

– Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся – час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем – на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая – золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что Волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.

- Какой вопрос у вас возникает к автору?

- Что же произойдет с Иваном – царевичем. Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

Царь Афрон разгневался и спрашивает:

– Чей ты, откуда?

– Я царя Берендея сын, Иван-царевич.

– Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.

– А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?

– А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.

Загорюнился Иван-царевич, идет к Серому Волку. А Волк ему:

– Я же тебе говорил: не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?

– Ну прости же ты меня, прости, Серый Волк.

- Какой вопрос у вас возникает к автору?

- За что извиняется Иван - царевич. Простит ли его он. Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

– То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Опять поскакал Серый Волк с Иваном-царевичем.

Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.

– Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай.

- Дети, кто знает, что такое уздечка? (часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным)

Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку – она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только и гулять.

- Дети, а вы знаете, что значит слово позарился? (смотреть на кого- то, что – либо с завистью, желать получить для себя)

Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.

- Какой вопрос у вас возникает к автору

- Что же скажет сделать царь Кусман, чтобы он его отпустил. Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

– Чей ты, откуда?

– Я Иван-царевич.

– Эка, за какие глупости взялся – коня воровать! На это и простой мужик не согласится. Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к Серому Волку.

– Говорил я тебе, Иван-царевич: не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.

– Ну, прости же меня, прости, Серый Волк.

- Какой у вас возникает вопрос?

- Простит ли Серый Волк Ивана - царевича. Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

То-то, прости… Да уж ладно, садись мне на спину.

Опять поскакал Серый Волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости, в саду, гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый Волк говорит:

– В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а Серый Волк перемахнул через стену – да в сад. Засел за куст и глядит.

- Какой вопрос у вас возникает

Удастся ли Серому волку украсть Елену Прекрасную? И почему? Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, Серый Волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину – и наутек.

Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его Серый Волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а Серый Волк ему:

– Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался Серый Волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый Волк спрашивает:

– Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?

- Какой вопрос у вам возникает к автору?

- Почему Иван -царевич был расстроен? Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим 

– Да как же мне, Серый Волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой! Как Елену Прекрасную на коня буду менять?

Серый Волк отвечает:

– Не разлучу я тебя с такой красотой – спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю.

Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый Волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:

– Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.

Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.

А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит – волчья морда вместо молодой жены!

Царь со страху свалился с кровати, а Волк удрал прочь.

Нагоняет Серый Волк Ивана-царевича и спрашивает:

– О чем задумался, Иван-царевич?

– Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем – конем златогривым, менять его на Жар-птицу.

– Не печалься, я тебе помогу.

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:

– Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.

Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый Волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.

Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него – конь обернулся Серым Волком. Царь, со страху, где стоял, там и упал, а Cерый Волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.

– Теперь прощай, мне дальше идти нельзя.

Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил Серого Волка. А тот говорит:

– Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.

- Какой вопрос у вас возникает

- Как же еще может помочь Серый волк Ивану – царевичу? Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

Иван-царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желания мои исполнены». Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей.

Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.

Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками.

Наехали и видят – у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:

– Давай убьем брата, добыча вся будет наша.

Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:

- Какой вопрос у вас возникает?

- Почему родные братья убили Ивана -царевича? Как бы вы ответили на этот вопрос. Предположите. Давайте проверим

– Дома не сказывай ничего!

Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал Серый Волк и схватил ворона с вороненком.

– Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.

Ворон, делать нечего, полетел, а Волк держит его вороненка.

Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый Волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу – раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил.

– Ох, крепко же я спал!..

– Крепко ты спал, – говорит Серый Волк. – Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей.

Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их Серый Волк растерзал и клочки по полю разметал.

Иван-царевич поклонился Серому Волку и простился с ним навечно.

Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе – невесту, Елену Прекрасную.

Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему Серый Волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как Серый Волк их растерзал.

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Читают текст, параллельно отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

ПР.3

Л.1

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

6.1. Беседа по содержанию

- Как звали царя? (Берендей)

- Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать)

- Кому удалось выявить похитника? И почему? (младшему сыну. Ивану – царевичу, потому что тот относился к просьбе отца ответственно)

- Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица)

- Что можно сказать о братьях – царевичах? Какие они? Как они относились к отцу? ( все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он тосковал из – за вора в саду)

- Почему Серый волк стал помогать главному герою? И как? (именно он съел коня. Он отвез его к Жар - птице)

- На каких условиях царь Афрон простил Ивана? (должен был привести коня от царя Кусмана)

- Удалось ли Ивану – Царевичу украсть коня? И почему? (иван – царевич хотел помимо коня украсть еще уздечку золотую)

- К какому царю дальше отправились Иван – царевич  и Серый волк? (к царю Далмату. За Еленой Прекрасной)

- Как дальше помогал волк Ивану – царевичу? (превращался в тех, кого Ивану велели украсть, спас его от смерти, растерзал братьев, которые убили Ивана – царевича)

- Как вы думаете, почему же волк все таки на протяжении всей сказки не бросал Ивана – Царевича в беде? (он таким образом искупил вину за то, что съел его коня)

6.2. Работа с картинками по сюжету

- Дети, на слайде в разбросанном порядке находятся иллюстрации со сказки. Давайте соотнесем их, опираясь на сюжет.

Иван-царевич держит жар-птицу

Иван-царевич верхом на сером волкеИван-царевич и жар-птица

    Иван-царевич поймал златогривого коняЕлена-прекрасная гуляет по садуИван-царевич привез Жар-птицу царю

Отвечают на вопросы учителя

Работают с текстом сказки, отвечают на вопросы

Восстанавливают иллюстрации, согласно сюжету сказки

Фронтальная

Фронтальная

ПР.3

Л.1

П.2

К.1

Р.2

ПР.1

ПР.2

ПР.3

Л.1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

Беседа по пословице

- Дети, давайте вернемся к пословице, которая была в начале урока?

Без друга в жизни туго

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту пословицу на наш урок? (волк выступает тем самым другом, без которого Иван – царевич бы не справился)

Объясняют значение выражения

Фронтальная

Л.1

П.2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Подведение итогов

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Вспомните, пожалуйста, какая была тема урока? (Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк)

- Что вам больше всего понравилось в произведении?

-. Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (уважать волю родителей, помогать им, не бросать в беде друзей, помогать им)

- Удалось ли нам реализовать поставленную цель и задачи?

8.2. Самооценка

- Если вы хорошо, активно работали на уроке и выполняли все задания учителя на отлично, то поднимите правую руку

- Если у вас возникали какие – то трудности, то поднимите левую руку. Какие трудности?

- Урок окончен. До свидания.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою деятельность

Фронтальная

Л.1

П.2

К.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Тип урока: урок систематизации знаний.Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления....

План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"

В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....

Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк» Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки вол...

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...