конспект урока .Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка « Иван Царевич и Серый волк».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Эварт Светлана Борисовна

конспект урока. Литературное чтение. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4_klass.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока
Тема.  Произведения фольклора. Волшебная сказка.

Русская народная сказка « Иван Царевич и Серый волк»

Цель урока: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать  текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Универсальные  учебные действия:

Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют  и формулируют цель.

Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.

Коммуникативные: владеют способами  совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

 

Ход урока

Организационный момент.  Проверить подготовку  к уроку.

Речевая разминка.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай, да на ум смотай.

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Прочитайте запись жужжащим способом. Что это?

Назовите части речи в поговорках.

Ребята, что такое поговорка? (фольклор)

Проверка домашнего задания. 

Дети представляют малые жанры фольклора. ( индивидуальная работа)

Постановка учебной задачи.  Мы повторили малые жанры фольклора. О каких жанрах мы не вспомнили? Читаем тему урока. О чём пойдёт речь на уроке?  А что вам знакомо из названия темы?

Актуализация знаний. Что такое сказка?

(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил) А какие сказки бывают по жанру? (бытовая,  волшебная, про животных)

Кто автор сказки « Иван-царевич и Серый волк»?  А какие ещё бывают сказки? (авторские)

Постановка цели. Что вы хотите  узнать? Предположите, о чём пойдёт речь в сказке?

Почему она волшебная? Дети называют признаки сказки.

Признаки волшебной сказки:

1.Зачин.

2.Волшебные предметы.

3.Сказочные слова и выражения.

4.Троекратный повтор.

5.Борьба добра и зла.

6.Победа добра.

7.Концовка.

Физминутка.

Работа по теме.  Работа с учебником  с. 5  

На сколько частей разделена сказка?(4)

Работа в группах. Вспомним правила работы в группе. Приём «Зигзаг».

Самостоятельное чтение произведения.

Разноуровневые задания для каждой группы (Приложение).

Группы по очереди представляют классу результат своей работы.

(Краткий пересказ свой части с опорой на задание. Определяют наличие признаков волшебной сказки.)

1. зачин ( Жил- был…)

2.волшебный предмет  (из золота яблоки, клетка, уздечка) 

3.сказочные слова ( ..долго ли , коротко…; ..что сидишь, пригорюнился.., ..куда путь держишь..)

4.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

5.Наличие борьбы добра со злом.

6.Добро победило.

7.Концовка ( Стали они жить-поживать…)

Рефлексия.

Ребята, оправдалось ли ваше предположение с содержанием сказки?

Чему научила вас эта сказка?

Какие пословицы относится к данной сказке? (все)

Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Кого бы вы хотели поблагодарить  в конце урока и за что?

Домашнее задание: учебник с.18, вопрос №8 , по выбору: краткий или подробный пересказ.

Приложение

1 группа

Есть в сказке зачин?

1.Как звали царя?

А) Борис  Б) Берендей   В) Иван Петрович

2. У царя было:

А) 3 сына  Б) 1 сын и 1 дочь  В) 5 сыновей

3. Царь имел:

А) огород с картофелем  Б) сад с золотыми яблоками   В) поле пшеницы

4. Кто поймал за хвост Жар-птицу?

А) старший брат  Б) средний брат  В) младший брат

5.Почему опечалился царь:

А) хотел смартфон  Б) хотел поймать Жар-птицу   В) хотел учиться в нашей школе

2 группа

1.Братья отправились:

А) вместе в одну сторону  Б) в разные стороны   В) с места не сдвинулись

2. Кто съел коня младшего брата:

А) волк Б) моль  В) старшие братья

3. У кого хранилась золотая клетка с Жар-птицей:

А) у директора школы  Б) у царя Афрона   В) у Людмилы Степановны

4.Что нельзя было трогать?

А) клетку  Б) шапку  В) конфеты

5.Кого нужно привести Ивану царю Афрону:

А) стадо коров  Б) коня златогривого   В) своего друга

3 группа

1.Как зовут царя, у которого был конь златогривый:

А) Кусман Б) Костя   В) Николай

2. На что позарился Иван:

А) компьютер   Б) уздечку  В) яблоко

3. Как звали дочь царя Далмата:

А) Елена Далматовна  Б) Ленка В) Елена Прекрасная

4.Кто выкрал дочь царя?

А) волк  Б) Иван  В) медведь

5.На чём добирались герои сказки до царя Кусмана, чтобы отдать Елену Прекрасную:

А) на такси  Б)на  школьном автобусе   В) на волке

Найдите в тексте пословицу и объясни её смысл.

4 группа

1.Как отблагодарил Иван Серого волка:

А) три раза поклонился до земли и с уважением  Б) стол накрыл  В) подарил наклейку

2. Как встретились братья:

А) радостно Б) убили брата и всё украли  В) они прошли мимо друг друга

3. Чем спас Волк Ивана:

А) газировкой  Б) вызвал МЧС  В) живой и мёртвой водой

4.Как было наказало зло?

А) волк растерзал виновных  Б) в тюрьму посадили  В) поколотили

5.Иван вернулся домой :

А) с конём, Жар-птицей и невестой  Б) с покупками   В) с волком

Какова концовка у сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»...

Кроссворд к русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк»

Кроссворд к русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк» с ответами.УМК "Школа России"...

Урок. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк»

Разработка урока по литературному чтению....

Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк» Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки вол...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...