Разработка урока литературного чтения с презентацией УМК "Школа России" по теме: Русские народные сказки. «Иван-Царевич и Серый Волк».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

На данном уроке учащиеся в течении урока заполняют листы самооценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Краткое описание

Описание ресурса:

Разработка урока литературного чтения

Название программы, УМК:

УМК «Школа России»

Тема урока:

Русские народные сказки. «Иван-Царевич и Серый Волк».

Класс:

3

Учитель:

Тешабаева Розалия Рифовна

Район

Менделеевский

Город (село):

Менделеевск

Образовательное учреждение:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Дидактическая цель урока:

Способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления):

представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

уметь формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);

уметь ориентироваться в своей системе знаний находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные (личностные УУД)

проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Образовательная цель:

продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающая цель:

представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

Воспитательная цель:

Воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Средства обучения:

компьютер, проектор, секундомер, мультимедийная презентация, на каждом столе: МЭНЭДЖ МЭТ, оценочные листы, учебники литературного чтения для 3 класса, маленькие листочки с тестом.

Технологическая карта урока

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

 2 минуты

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Обратите внимание на МЭНЭДЖ МЭТ. Поприветствуйте своих партнеров по плечу, по лицу. Поприветствуйте друг друга партнеры А, партнеры Б. У каждого будет лист самооценивания, который мы будем заполнять в течении урока. Будьте внимательны.

 Создание психологического микроклимата, настрой на работу на уроке.

 МЭНЭДЖ МЭТ.

 8 минут

2.Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

-Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

" В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка- ежка у окна...
Догадайтесь, кто она? "

(Сказка)

- Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова на слайде:

"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"

- Как вы их понимаете?

Проведем структуру ТАЙМД РАУНД РОБИН. Проговорите ответ на данный вопрос по кругу. Время каждому 30 секунд. Начинает партнер 3.

-Кто хочет поделиться своим мнением?

-Спасибо за ответы. Оцените себя в листах самооценки.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят» (Волк – учитель записывает на доске).

«У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…» (Иван – учитель записывает на доске).

- Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?

(Мы будем читать о них сказку.)

- Посмотрите на иллюстрацию на экране. (Показать репродукцию картины " Иван царевич на сером волке").

- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

- А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника? (Да, он рисует к сказкам.)

- Прочитайте название сказки. Кто её автор? («Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.)

Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Структура ТАЙМД РАУНД РОБИН позволяет эффективно взаимодействовать учащимся в группе.

Воспроизведение учащимися знаний, необходимых для открытия нового знания

 Компьютер, проектор, презентация, листы самооценки.

 25 минут

3.Изучение нового материала

1. Знакомство со сказкой, чтение вслух.

- Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.

Дети читают до слов «… а Иван-царевич в третью сторону».

Словарная робота по ходу чтения.

- Все ли слова вам понятны?

- Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

- Слово похитник от слова похищать, воровать.

Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит – одолеет.

Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

2. Работа по содержанию сказки.

- С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

- Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)

- Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?

(Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)

- Какой вы представляете себе Жар-птицу?

- Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)

- Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)

3. Чтение сказки. Работа в группе.

- Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям в команде. Распределите роли. (Иван-царевич, Серый Волк, автор, цари) Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой». Оцените свою работу в листах самооценки.

- Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?

- Как вез Волк Ивана-царевича?

- Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?

5. -Дочитываем сказку до конца самостоятельно.

6. Работа по содержанию сказки.

- Понравилась вам сказка?

- Ребята, что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (злого)

- А в этой сказке, почему волк помогает Ивану-царевичу? Почему вы решили, что он добрый? Оплачивает долг (съел лошадь)

- "Долг платежом красен". А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, тому, кто раньше вам помог.

Ответы учащихся.

- И в сказке Иван нуждался в помощи. Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?

Помощь ближнему.

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки.

 Знакомство с новой сказкой

Эффективное взаимодействие при чтении по ролям в команде, не забывая о правилах работы в группе.

 Учебник, листы самооценки.

7 минут

4.Проверка усвоения материала.

Выполнение теста. Индивидуальная работа.

-Возьмите листочки на парте и выполните тест.

1.Определи жанр сказки «Иван-царевич и Серый волк»:

А) волшебная В) о животных С) бытовая

2. Какое число часто встречается в этой сказке?

  А) 2          В) 3           С) 7

3.Как звали царя, у которого был сад с золотыми яблоками:

А) Афрон В) Берендей С) Далмат

4.Кто воровал золотые яблоки в царском саду?

А) Серый волк В) конь златогривый С) Жар-птица

5.Кому принадлежала Жар-птица?

А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону

6.Чья дочь Елена Прекрасная?

А) царя Далмата В) царя Афрона С) царя Кусмана

7. Кому принадлежал конь златогривый?

А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону

8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все трудности?

А) Елена Прекрасная В) Серый волк С) братья

9.Объясни значение выражения: Серый волк синие леса мимо глаз пропускает, озёра  хвостом заметает.

А) поскакал очень быстро

В) поскакал, ничего не замечая

С) поскакал, разрушая всё на своём пути

10. Кто является отрицательными персонажами сказки?

А) Иван-царевич        В) братья Ивана       С) Серый волк

-Обменяйтесь тестами со своим партнером по лицу и проверьте работу по эталону.        Взаимопроверка.

Код правильного ответа: 1А, 2В, 3В, 4С, 5С, 6С, 7В, 8В, 9А, 10В

Критерии оценивания:

 9-10 баллов – «5»               7-8 баллов – «4»               5-6 баллов - «3»

Оцените свою работу в листах самооценки.

Домашнее задание: перечитать сказку, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Зафиксировать полученное знание.

Тесты, листы самооценки.

 3 минуты

Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, понравился вам урок? Что было самым интересным? Что было сложно? Как вы оцениваете себя?  Каков ваш общий итог на уроке? Заполните до конца лист самооценки.

«Сигналы светофора»: Зеленый –на «5» Желтый –на «4» Красный – на «3»

-Спасибо за урок! На парковку прикрепите свои листы самооценивания.

Рефлексия дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

 Листы самооценки

Глоссарий:

МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу) для организации эффективного учебного процесса в командах.

ТАЙМД РАУНД РОБИН – обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного количества времени.

Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

«!»  - всё верно,

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились.

  1. Работа с пословицей.

  1. Чтение сказки и понимание содержания.

  1. Чтение по ролям.

  1. Тест.

Критерии оценивания:

9-10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов - «3»

  1. Общий итог по уроку.

Использованная литература: 

  1. Тест разработан на сайте: https://infourok.ru/urok-chteniya-na-temu-ivancarevich-i-seriy-volk-540735.html
  2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Источник: Методическое пособие для учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения п резентация выполнена учителем начальных классов МБОУ «СОШ № З» г. Менделеевска Тешабаевой Р. Р.

Слайд 2

"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"

Слайд 3

Художник Васнецов В. М.

Слайд 4

«Иван Царевич и Серый волк»

Слайд 5

1.Определи жанр сказки «Иван-царевич и Серый волк»: А ) волшебная В ) о животных С ) бытовая

Слайд 6

2. Какое число часто встречается в этой сказке? А ) 2 В) 3 С) 7

Слайд 7

3.Как звали царя, у которого был сад с золотыми яблоками: А ) Афрон В ) Берендей С ) Далмат

Слайд 8

4.Кто воровал золотые яблоки в царском саду? А ) Серый волк В ) конь златогривый С ) Жар-птица

Слайд 9

5.Кому принадлежала Жар-птица? А ) царю Далмату В ) царю Кусману С ) царю Афрону

Слайд 10

6.Чья дочь Елена Прекрасная? А ) царя Далмата В ) царя Афрона С ) царя Кусмана

Слайд 11

7. Кому принадлежал конь златогривый? А ) царю Далмату В ) царю Кусману С ) царю Афрону

Слайд 12

8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все трудности? А ) Елена Прекрасная В ) Серый волк С ) братья

Слайд 13

9.Объясни значение выражения: Серый волк синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. А ) поскакал очень быстро В) поскакал, ничего не замечая С) поскакал, разрушая всё на своём пути

Слайд 14

10. Кто является отрицательными персонажами сказки? А ) Иван-царевич В ) братья Ивана С) Серый волк

Слайд 15

Код правильного ответа: 1А , 2В, 3В, 4С, 5С, 6С, 7В, 8В, 9А, 10В Критерии оценивания: 9-10 баллов – «5» 7-8 баллов – «4» 5-6 баллов - «3»

Слайд 16

-5 -4 -3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Русская народная сказка «Петр и Петруша» .

Это разработка урока по сказке "Петр и Петруша". Тема сказки очень нравится учащимся, они очень живо обсуждают поступки героев и пытаютя объяснить их....

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: Русская народная сказка "Петух и собака"

Предметные :                 Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Русские народные сказки. "Зимовье зверей"

Конспект урока по литературному чтению, разработанный в рамках реализации ФГОС 2 поколения с учетом формируемых УУД. На уроке использованы технологии проблемного обучения и проектной деятельности....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Русские народные сказки. Сказка "Зимовье зверей"

Презентация включает тест по теме "Сказки", кроссворд по сказке "Зимовье зверей"....

Урок литературного чтения в 3 «А» классе. Тема - Русская народная сказка «Летучий корабль»

Цели.·        Формировать правильную читательскую позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».Стимулировать интерес:- к содержанию и героям...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...