Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме:
    Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

    Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чувства взаимопомощи, любви к ближнему. На уроке используются разнообразные виды работы со сказкой, направленные на развитие речи, памяти, формирующие умение работать с текстом произведения, позволяющие детям проявить свои творческие способности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Белая уточка38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема семьи в русской народной сказке «Белая уточка».

    Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

    Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья»,  бусы.

                                      Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2.  Постановка темы и целей урока.

    -На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

    -О ком эта сказка? (о княгине-уточке, её детях и князе)

    -А как одним словом можно их назвать? (семья)

    - Ребята, то, о чём говориться в произведении называется его темой. Какая же тема  сказки будет сегодня нами обсуждаться? (тема семьи).

    -Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

    1. Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

    -Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

    -С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

    -Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

    -Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

    -Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

    -О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

    -В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

    -Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание.(дети инсценируют данный отрывок сказки).

    -Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (смелым, сообразительным, находчивым)

    -Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

    -Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите. Заморыш – особый ребёнок.

    -Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

    -Кто помог уточке в горе? (князь)

    -Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

    -Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

    -На какие группы мы можем поделить героев сказки? (положительные и отрицательные герои)

    -Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

    -Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

          4.   Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и                            взаимопомощи.

    -Посмотрите какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

    -О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (дети читают свои стихи о мамах)

    -Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (счастливой)

    -Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (дружными, любящими, заботливыми, добрыми)

    -Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

    -Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

    -У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (дети читают свои сочинения)

    _Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми)

    -Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья.  Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

    -Судя по услышанному, ей нравится жить в нашем коллективе. А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

    -Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

    -На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

    -Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

    Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (улыбка)

    -Как известно, с чего начинается счастье? (с улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

    5. Итог урока. Обобщение.

    -О чем сегодня говорили?

    -Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

    -А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

    -Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

               Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

    Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки" (обобщение)

    Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки" 2 класс программа "Шкла России" (с презентацией)...

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

    Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

    Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....