Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чувства взаимопомощи, любви к ближнему. На уроке используются разнообразные виды работы со сказкой, направленные на развитие речи, памяти, формирующие умение работать с текстом произведения, позволяющие детям проявить свои творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Белая уточка38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема семьи в русской народной сказке «Белая уточка».

Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья»,  бусы.

                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  Постановка темы и целей урока.

-На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

-О ком эта сказка? (о княгине-уточке, её детях и князе)

-А как одним словом можно их назвать? (семья)

- Ребята, то, о чём говориться в произведении называется его темой. Какая же тема  сказки будет сегодня нами обсуждаться? (тема семьи).

-Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

  1. Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

-Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

-С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

-Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

-Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

-Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

-О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

-В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

-Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание.(дети инсценируют данный отрывок сказки).

-Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (смелым, сообразительным, находчивым)

-Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

-Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите. Заморыш – особый ребёнок.

-Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

-Кто помог уточке в горе? (князь)

-Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

-Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

-На какие группы мы можем поделить героев сказки? (положительные и отрицательные герои)

-Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

-Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

      4.   Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и                            взаимопомощи.

-Посмотрите какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

-О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (дети читают свои стихи о мамах)

-Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (счастливой)

-Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (дружными, любящими, заботливыми, добрыми)

-Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

-Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

-У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (дети читают свои сочинения)

_Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми)

-Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья.  Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

-Судя по услышанному, ей нравится жить в нашем коллективе. А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

-Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

-На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

-Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (улыбка)

-Как известно, с чего начинается счастье? (с улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

5. Итог урока. Обобщение.

-О чем сегодня говорили?

-Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

-А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

-Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки" (обобщение)

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки" 2 класс программа "Шкла России" (с презентацией)...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» . В основу у...