урок литературного чтения по теме: "Русская народная сказка "журавль и цапля" по программе "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Hod_uroka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что за прелесть эти сказки!

(по мотивам сказок А.С.Пушкина)

Ход занятия.

I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Формулирование темы занятия. 
(Звучит отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…»)
-Кто автор этих строк? Кто это такой?

 (Открывается портрет А.С.Пушкина)
-Как вы думаете, чему посвящен наш урок? (творчеству А.С.Пушкина)
-Где родился поэт? (В Москве)
-Когда? (1799г.) (на слайде добавляются годы жизни поэта)
-Что с ним случилось в конце жизни? (погиб на дуэли)
-В каком году это произошло? (1837г.)

III. Повторение теоретического материала.
 Наш урок начался с известного отрывка – «У Лукоморья…» А что такое Лукоморье? Откуда произошло это слово? (Это сложное слово лук +море, обозначает морской залив)
Предположите тему сегодняшнего занятия? «Что за прелесть эти сказки!» Сегодня мы будем вспоминать сказки А.С.Пушкина.
Дана иллюстрация к сказке Пушкина. К какой сказке она относится? Чего на ней не хватает? Вспомните строчки, подходящие по смыслу (В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, бочка по морю плывет…) Чего не хватает на этой иллюстрации? (звёзд)
Звёзды сегодня на занятии – это вы, ваши правильные ответы. За каждый верный ответ вы прикрепляете на небо звездочку. Думаю, к концу занятия небо на картинке засветится звёздами.

-Сколько сказок написал поэт? Вы хорошо их знаете? Сейчас проверим. Узнайте сказку Пушкина по рисунку.
(Появляются рисунки, по которым дети должны узнать сказку.)

Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? Перечислите их названия.  

Посмотрите, с дуба сорвался листок. Какое задание предлагает нам кот ученый? Прочитайте (ученики по очереди снимают листы и зачитывают задания)
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке?»

- Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)

- Кто и зачем подарил ему петушка? (звездочёт, «чтоб стеречь его границы»)

- Как звали сына царя Салтана?

- Кто исполнял все желания князя Гвидона?

- Как произошло знакомство князя Гвидона и царевны Лебеди? (выборочное чтение детьми)

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».

-В кого превращался князь Гвидон? В какой последовательности?
(выборочное чтение) (тихо звучит аудиозапись «Полет шмеля»)

1.Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…

2.Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез

3.И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.

IV. Физкультминутка.
Изобразите:
-Волны на море
-Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
-Изобразите лебедь – гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
-Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
-Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

Сели, расправили плечи, продолжим работу.
V. Письменная работа с карточками. 
Ответьте на задания кроссворда, данные в карточках (самостоятельная работа учащихся) Какое слово получилось в выделенных клеточках? (лебедь)
Как вы думаете, почему получилось это слово? (из сказки Пушкина)
VI. Словесное рисование. 
-Найдите и прочитайте, как автор описывает царевну – лебедь.
-Как вы себе ее представляете? Какая она? (ответы детей). Подберите слова, которые помогут нам точнее представить себе царевну-Лебедь. Какие слова используются в речи для описания? (Отвечающие на вопросы какой? какая? какое? Как они называются?) Имена прилагательные) Подберите подходящие прилагательные (ответы детей)
-Посмотрите, какие еще слова можно подобрать.
Прочитайте слова парами. Похожи они по смыслу? Найдите однокоренные слова. Какой у них общий корень? Что означает слово «величие»?
-  Посмотрите, как ее представил себе художник Михаил Врубель. Подберите имена прилагательные, которые мы можем использовать для описания этой царевны-Лебеди, используя уже найденные.
(звучит тихая музыка, аудиозапись )
Закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе царевну-Лебедь, запомните, какая она. Нарисуйте словами свою иллюстрацию.
Посмотрите, выплывает лебедь. Сейчас она превратится в царевну. Опишите ее.
Посмотрите, как разные художники представляли себе прекрасную царевну Лебедь.
Чем они похожи? Все ли они одинаковы? Какие прилагательные больше подходят к первой? Ко второй? Есть ли сходство с описанием царевны автором «Сказки о царе Салтане»? (ответы детей)
VII. Рефлексия.
-Сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили текст сказки. Возьмите конверт. В нем две строчки из сказки Пушкина. Расположите их в нужном порядке. Должен получиться целый отрывок. Начнем со строчки «Царь ступил на двор широкой…»
-Чем закончилась сказка о царе Салтане? (Он всех простил. Не забывайте и вы прощать своих обидчиков).
VIII. Подведение итогов занятия.
Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем занятии? Что запомнилось?
Посмотрите на наше небо, каким звездным оно стало. Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо.
На все вопросы вы смогли ответить? (нет). Какой вывод можно для себя сделать? (надо больше читать)

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

IX Викторина.
Читайте Пушкина, друзья.

Карточки для учащихся (работа по вариантам)

I вариант.
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. ___________________________________________________

Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался! ____________________________________________________

2. Продолжить строчки:
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3.Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?
____________________________________________________________________________
4.Как звали девушку-служанку из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
_____________________________________________________________________________
5.Какие просьбы старика исполнила рыбка?___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II вариант.
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.___________________________________________________________

Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.___________________________________________________________

2. Продолжить строчки:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________3. За какую плату согласился работать  Балда?________________________________
_____________________________________________________________________________
4.Что кричал петушок из «Сказки о золотом петушке», когда видел опасность?
_____________________________________________________________________________
5. С какими словами обращалась к зеркальцу царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для учащихся при заполнении кроссворда

1. Какими словами начинается
«Сказка о рыбаке и рыбке?»

2. Как звали царя
из «Сказки о золотом петушке»?

3. Кто подарил царю Дадону петушка?
Для чего?

4. Как звали сына царя Салтана?

5. Кто исполнял все желания князя Гвидона?

6. Как произошла встреча
князя Гвидона с Царевной-лебедью?

7. В кого превращался князь Гвидон?
В какой последовательности?

1.Как звали отца князя Гвидона?
2. «_________ с высокой спицы стал стеречь его границы».
3.Имя работника, которого нанял поп.
4. «Раз он в море закинул _________ -
Пришел ________ с одною тиной…»
5. «Жил-был славный царь ___________
Смолоду был грозен он…»
6. Волшебный говорящий предмет, приданое царицы.

1.Как звали отца князя Гвидона?

2. «_________ с высокой спицы стал стеречь его границы».

3.Имя работника, которого нанял поп.

4. «Раз он в море закинул _________ -
Пришел ________ с одною тиной…»

5. «Жил-был славный царь ___________
Смолоду был грозен он…»

6. Волшебный говорящий предмет, приданое царицы.
Словарь:
Грациозный – исполненный грации.
Грация – изящество, красота в движениях.
Изящество – тонкая и строгая художественная соразмерность и красота.
Нежная – ласковая, исполненная любви.
Хрупкая – слабая, нежная.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Неприступная – строгая, надменная, избегающая близости с другими людьми.
Статная – стройная.
Царственная – величественная, горделивая, величавая.
Величие – наличие выдающихся свойств, внушающее уважение, преклонение.
Величественная – исполненная величия.
Величавая – исполненная внутреннего достоинства, внушающая почтение к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки" (обобщение)

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки" 2 класс программа "Шкла России" (с презентацией)...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, при...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...


 

Комментарии

Данный урок учит умению дружить, любить животных, развивает и обогащает речь учащихся, знакомит с материалами устного народного творчества. Он актуален в настоящее время.