Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.

Воспитывать: взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл р.н.с."Белые пёрышки" 2 класс48.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»

УМК  «Начальная школа XXI век».

Автор: Кулагина Виктория Васильевна

Предмет: литературное чтение

Класс:  2

Тип урока:  изучающего чтения

Тема

Русская народная сказка «Белые пёрышки»

Цели

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.

Воспитывать: взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:  формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции  в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, сравнивать сказки авторские и народные, определять жанр и тему произведения, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним.

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочая тетрадь № 2, индивидуальные листки для моделирования..

Организация пространства

 индивидуальная работа, парная работа.

Технология проведения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Общая готовность детей к уроку.

Концентрация внимания детей.

Здравствуйте ребята.

Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка. У авторов – это художественное слов. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл произведения, его идею, которую хотел донести до нас автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. Итак мы начинаем наш урок.

Самоконтроль готовности к уроку.

Реакция на учителя, внимание.

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Выявление читательского опыта.

Свободное владение прошлым материалом.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в  соответствии с их возрастом.

Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. Я читаю, вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ  - это лепесток .

1 лепесток.

 Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит.

2 лепесток.

Ткачи ткали ткани

На платье Тани.

3 лепесток.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи.

4 лепесток.

Нет земли краше, чем Родина наша

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки)

Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.?

 На доске появляется цветок. (см.учебник)

Самостоятельное по названию, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

загадка

скороговорка

считалка

пословица

песни, былины, потешки, небылицы, сказки и т.д.

фольклор

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Вспомните, с каким разделом мы работаем?

Какие произведения, размещённые в этом разделе, изучили? В этом  вам помогут модели обложек.

А сегодня мы познакомимся с последним произведением из этого раздела. Найдите его в своих учебниках. Что вам поможет?

Что это за произведение?

Как вы думаете, о чём может быть эта сказка?

О братьях наших меньших.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Содержание

Русская народная сказка «Белые пёрышки»

Предположения детей

Первичное восприятие текста.

(слушание)

Беседа – выявление первичного восприятия

Моделирование обложки.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения. Текст читает учитель

-Верны ли ваши предположения?

Понравилось ли вам произведение?

Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?

Составим модель обложки данного произведения. Покажите условным значком на листочках тему и жанр произведении.

(дети рисуют варианты моделей)

-

Кто хочет объяснить свой выбор?

Докажите, что это сказка.

При помощи учебника дополните модель обложки.

Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?

Рассуждения детей

Коричневый  круг, потому что это сказка о животных.

Синий  круг, так как это сказка о волшебстве.

Круг закрашен коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.

Животные общаются друг с другом, используя речь человека.

Дети дополняют модель обложки

Регулятивные: прогнозирование;

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

познавательные- моделирование, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Работа с текстом произведения

(вопросы и задания в учебнике ч.2 стр.36)

Физкультминутка

Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст.

Что в этой сказке правда? Прочитайте.

Расскажите, как лебеди отнеслись к просьбе героя?

Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите ответ в тексте.

Чем закончилось путешествие глухаря? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.

Прочитайте отрывок, к которому сделана иллюстрация.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Стр.34, абзацы 4, 6,7.Весна наступила. Прилетели с юга лебеди. Лето жаркое кончилось, стали лебеди собираться на юг.

Стр.36 последний абзац….у глухарей глаза и брови красные, а в их крыльях белые пёрышки…и на юг глухари не улетают.

Стр.36, 3 абзац. Отдохнули лебеди…глаза и брови покраснели.

Стр.36 1 абзац. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.

Стр.35 абзац 4.летят они над полями…Трудно ему.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации 

Познавательные: смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

  Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий 

Работа с текстом произведения (изучающее чтение, работа над выразительностью чтения)

Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало сказки?

Сколько абзацев можно прочитать так?

Как развиваются события дальше?

Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова глухаря?

Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?

Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать нужную интонацию и темп чтения.

В какой момент, почему глухарь обрадовался?

Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?

Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря.

А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям ветками?

Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?

Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же глухарь?

Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте

Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?

Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?

С какой интонацией, как вы думаете, нужно прочитать слова-прощания  лебедя?

Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства лебедей?

Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы  хотели прочитать бы этот абзац?

Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)

Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать

Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.

Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством

Упражнение в чтении

Когда лебеди решили взять его с собой

Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь полёт лебедей на юг не зависит от глухаря

Упражнение в чтении

С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)

Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями, поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость; Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

(упражнения в чтении).

«Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»)

Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше, остаться на месте

Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта

Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта

С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют

Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать

упражнения детей в чтении

Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:

С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

Творческая работа

Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Обоснуйте свою точку зрения.

Ошибся, что ушибся - вперёд наука.

Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.

Сравним сказку «Белые пёрышки» и сказки Д. Мамина – Сибиряка  по таблице

автор

заголовок

жанр

тема

Д. Мамин - Сибиряк

Белые пёрышки

Нарисуйте понравившийся эпизод сказки на обратной стороне листка с моделью.

Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг, то есть «вперёд наука».

Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.

Заполняют таблицу, работая в парах.

Выявляют сравнительные характеристики.

Дети рисуют

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Обобщение изученного

Рефлексия

Д.з.

Организация подведения итогов урока учащимися.

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Почему сказка называется «Белые пёрышки»?

Кто из героев вам понравился? Почему?

Оцените свою работу на уроке:

Красный круг – было трудно.

Жёлтый круг – получалось, но не всегда.

Зелёный круг – испытал радость от работы на уроке, получилось всё.

1.Выполнить задания в тетради.

2.Краткий пересказ р.н.с. «Белые пёрышки» (памятка 4)

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос и пр.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Литературное чтение на тему: «Произведения о животных. Русская народная сказка «Белые пёрышки». ( урок с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХ I века».Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна, учитель начальных классов МБОУ  «Яксатовская СОШ» Приволжского района Аст...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока математики по теме "Оси симметрии фигуры" 1 класс программа "Начальная школа XXI века".

В материале содержатся интересные виды работ с интерактивной доской.  Урок проводится в игровой форме, что так увлекает учеников 1 класса. На уроке используется работа с раздаточным материалом, ч...

Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка "Белые пёрышки"

Кроссворд по  литературному чтению  Русская народная сказка "Белые пёрышки" 2 класс УМК  "Школа 21 века"...

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...

Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).

Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывае...