Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания о сказках. Ученики рассматривают сказку, как систему отношений, учатся умению проникать в эмоциональный настрой всего произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie.docx18.62 КБ
Office presentation icon skazka_sestritsa_alyon.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Тема  Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

ЗАДАЧИ:обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;рассматривать сказку как систему отношений; формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;использовать картины, воссоздающие воображение детей;воспитывать бережное отношение друг к другу.

Микроумения:-самостоятельно находить отрывки из текста;- ориентироваться в смысловом содержании текста;- формировать умение видеть заголовок и понимать его роль.

Оборудование: мультимедийная презентация; музыкальный фрагмент; репродукция В.Васнецова “Аленушка”;

Ход урока

1. ОРГ. МОМЕНТ.

2. Работа над артикуляцией.

– Cлово “Здравствуйте” проговорите медленно, четко проговаривая по слогам; быстро; нараспев.

Какие приветствия вы еще знаете? Я приготовила для вас загадки и задания

ЗАГАДКА 1.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества я спрашиваю вас (Сказка)

– Чем этот жанр отличается от других?

– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

3. Проверка домашнего задания.

К сегодняшнему уроку дома вы перечитывали свою любимую сказку.

Дайте характеристику своей любимой сказке по этим признакам и обоснуйте свой ответ.

4. Отгадывание сказок.

ЗАГАДКА 2.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.

5. Работа над названием сказки.

– Чтение названия сказки с доски.

– По названию определите главных героев.

Что заметили в названии?

Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?

Какие отношения между героями?

6. Чтение сказки по учебнику.

Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли?

Чтение сказки учителем и детьми.

7. Первичный анализ. Словарная работа (на доске)

  Купец                                             Водицы испить

  Проведал                                       Поди замуж

  Хоромы                                         Наряжу в злато-серебро

  Оборотилась                                 Все было ведомо

  Ключевая вода                              Не распознал

- Почему эти слова так необычно звучат? ( Устаревшие )

-Да, вы так сейчас уже не говорите, но почему-то многие ребятишки объяснили значение непонятных слов. ( Это наш родной русский язык). Работа с текстом.

– Слушал ли Иванушка свою сестру?  – К чему это привело? – Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком? – Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как? – Почему “ведьму” никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?    Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.

– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

Вывод: отношения, близкие и в радости и в горе.

8.Работа над картиной.

Следующее задание Бабушки– Загадушки.

ЗАГАДКА 3

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.

– Что роднит сказку и картину?

– Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте)

– Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)

– А почему В.Васнецов изобразил Аленушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.)

Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

Итог урока. Ре флексия                  

- С чем познакомились?

- Почему сказка?

- Какую бы роль вы хотели сыграть?

(Алёнушки - больше всех она мне понравилась.

Иванушки - мне его больше жалко, даже больше, чем Алёнушку. Он маленький и беззащитный.

Ведьмы - хочу показать, какая она скверная. Думаю, у меня это получится.

Купца - он добрый, большой и похож на моего папу.)

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (А.С.Пушкин). 8 слайд

- Какой урок извлекли?- Какую оценку за урок каждый поставит себе? Обоснуйте, кто хочет, свой ответ. -  А теперь я оценю вашу работу на уроке. Домашнее задание:

Изобразите своё настроение в своей иллюстрации к сказке, самую интересную часть подготовьте на пересказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Слайд 2

Сказка- ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок

Слайд 3

Сказка 1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки

Слайд 5

Герои волшебной сказки Заступник Злодей Страдалец Чудесные помощники Чудесные предметы

Слайд 6

Композиция сказки Зачин Основная часть Концовка

Слайд 7

Сказочные премудрости Постоянные эпитеты Троекратные повторы Повторы слов в разных частях сказки «Формулы»

Слайд 8

Сказка будет прозаическая, напевная, печальная

Слайд 9

Вопросы: 1.Особенности русской народной сказки. 2. Определить к какой группе относится эта сказка.

Слайд 10

Сказка волшебная 1. Иванушка превратился в козленочка и снова в человека

Слайд 11

2. Аленушка, утонув, осталась живой

Слайд 12

3. Ведьма оборачивается Аленушкой

Слайд 13

4. Магия числа три

Слайд 14

5. Уход из дома

Слайд 15

6. Испытания

Слайд 16

Вывод Особенности волшебной сказки 1. Зачин и счастливая концовка 2. Повторы слов и ситуаций 3. Уход из дома 4. Испытание 5. Превращения 6. Магия числа 3 7. Особая народная лексика

Слайд 17

В. Васнецов «Аленушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс

Разработка  урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...

русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Кроссворд к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Кроссворд  к сказке«Сестрица  Алёнушка  и  братец Иванушка» (+ответы)УМК "Школа России"...

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Задачи:- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;- способствовать развитию умения анализ...