Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Лим Наталья Викторовна

Разработка  урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

им. М.В.Ломоносова

Урок чтения

Тема: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка».

Разработала:

  учитель начальных классов

        1 категории

Лим Наталья Викторовна

Г.Елизово

2014 г.

I). Организационный момент.

-Здравствуйте, мои дорогие! Доброго вам начала дня. Улыбнитесь друг другу пошире.

Итак, друзья, внимание –

     Ведь прозвенел звонок.

     Садитесь поудобнее –

     Начнём скорей урок.

II). Подготовительная работа

На доске:

врать

обманывать

лгать

фантазировать

клеветать


        - Прочитайте. Что общего в этих словах?

- Какое из слов лишнее? Почему?

- В своих сочинениях  почти все написали, что ваш друг любит фантазировать, что-то сочинять.

- Ребята, а в каком жанре литературы особенно много фантазии, выдумки?

(Сказка)

- Докажите. (фантастические герои, предметы, сила, умения).

- Сегодня прочитаем русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Обратите внимание на имена: Алёнушка, Иванушка. Почему так народ назвал героев сказки.  а не Алёна и Иван?

III). Чтение сказки.  (Читает учитель вместе с детьми).

- Начинаем читать. Эта сказка хоть и не имеет рифмы, а сказывается, словно песня поётся.

IV). Работа в процессе чтения

 Словарная работа:

Стожок

Купец (в старое время богатый торговец)

Не распознал (не узнал)

Ведомо (всё знал)

- Почему никто ведьму не распознал, только одному Иванушке всё было ведомо? Объясните, но не забывайте, что у сказки свои законы. (Не детектив).

- Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира.

Теперь он обладает как бы двойным зрением:

1). видит и то, что делается в земном мире;

2). но видит и другую, волшебную сторону событий.

Ножи булатные (Нож из старинной твёрдой, упругой, узорчатой стали).

Шелкова (Мягкая, шелковистая, как шёлк).

Шелковые сети

Ключевая (вода из ключа, родника).

- Очень грустная, но очень красивая сказка.

- А вы хотите сказать своё мнение о прочитанном?

- Докажите, что мы прочитали именно сказку.

( магическое число 3 : просил напиться, выплыть на бережок, 3 раза перекувыркнулся через голову.)

- А в других сказках какие волшебные числа встретились? Перелистайте учебник, просмотрите несколько сказок. ( 3 сына у мельника, 3 месяца подряд кот приносил королю подарки, 30 витязей прекрасных, 30 лет и 3 года).

V). Работа по картине Виктора Васнецова «Алёнушка» и выборочное чтение текста.

     

- Рассмотрите картину.

- Подумайте, какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет.

   Перечитайте его.    (Залилась Алёнушка слезами…)

- Плачет ли Алёнушка у Васнецова?

- Почему вы так решили? (сидит пригорюнившись, опустила голову на поджатые колени, волосы распущены, смотрит на тёмную воду).

- А почему всё-таки Васнецов изобразил Алёнушку у воды? Кто самый догадливый?  (именно с водой связаны все грустные события сказки, у воды разговаривали сестра и братец).

- Перечитайте эти фрагменты ещё раз.

- Вода – волшебный предмет в этой сказке. Докажите. (Вода из копытца способна превратить человека в животное, ключевая вода оживляет Алёнушку).

VI) Итог урока.

- Так что же роднит сказку и картину?  

- Спасибо за работу на уроке.

- Дома выполните 3 задание. Для этого вам нужно будет перечитать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Русские народные песни" 3 класс

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен....

Урок литературного чтения. "Русские народные сказки" 1 класс

В процессе урока ребята знакомятся с определением слва "сказка", а также узнают какие сказки относятся к народным, а какие к авторским....

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.

На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как  урок проводится в 1 классе, то детей  нужно снач...

Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...