Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Алабина Светлана Вячеславовна

На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как  урок проводится в 1 классе, то детей  нужно сначала познакомить с типами вопросов.  При работе в группах, учащимся может понадобиться помощь. Учитель должен направлять и курировать работу детей. Урок проходит живо, эмоционально. Дети очень любят этот этап урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе.

Тема: русская народная сказка «Петух и собака»

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес  и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, главную мысль сказки; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно по слогам, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; задавать и отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Оборудование: выставка книг с русскими народными, авторскими сказками, карточки для кластера, иллюстрации к сказке.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка целей и определение темы.

4. Работа по теме урока.

- Первичное восприятие сказки.

- Вторичное восприятие сказки.

- Анализ произведения.

- Составление картинного плана. Выборочное чтение.

5. Итог урока.

- Работа с книжной полкой.

6. Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и определение темы.

IV. Работа по теме урока.

Первичное восприятие сказки

Вторичное восприятие сказки.

Анализ произведения

Составление картинного плана. Выборочное чтение.

V. Итог урока.

Работа с книжной полкой.

VI. Рефлексия.

Стихотворение «Доброе утро»

Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик и щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки. (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут),

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают).

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы, садитесь.

Сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь и поприветствуйте их.

(СЛАЙД 1)

-Ребята, какой раздел мы с вами изучаем?

_-Какие произведения вам особенно запомнились?

- Все эти произведения относятся к устному народному творчеству (СЛАЙД 2)

А теперь, посмотрите на экран. Я предлагаю вам малый жанр устного народного творчества, с помощью которого мы проведём речевую разминку (СЛАЙД 3)

Прочитайте про себя.

Что это?

Про пёст-рых птиц по-ёт пе-тух, про перь-я пыш-ны-е, про пух.

Сначала прочитаем по слогам.

Теперь поём только гласные.

Читаем медленно по слогам, далее плавно, нараспев. Увеличиваем темп.

А сейчас поиграем!

 « Я начну, а вы продолжите»

  1. В некотором царстве……

  1. Скоро сказка сказывается, да …..

  1. Стали они жить, поживать…..
  2. Жили-были….
  3. Я там был, мёд, пиво пил…..

- Ребята, как вы думаете, из каких произведений эти строки?

- А что вы знаете о сказках?

- Какие бывают сказки?

(составляется кластер на доске)

- Если героями сказки являются Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, есть волшебные предметы. То как называются эти сказки?

-Если сказки отражают мир и быт людей, то такие сказки называются….

- Если в сказке главные герои Заяц, Медведь, Лиса, Волк и другие животные, то такие сказки называются….

- А сейчас, откройте учебник на стр. 55.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Предположите, о ком, о чём будет это произведение.

- Прочитайте название произведения.

- Кто его автор?

- Почему?

- Сформулируйте учебную задачу на уроке.

-А для чего нам нужно читать сказки, как вы думаете?

-Пусть эпиграфом нашего урока будут слова из сказки А.С. Пушкина.

Прочитаем его.(СЛАЙД 4)

«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».  

А чтобы извлечь урок, мы должны выяснить главную мысль сказки, определить характер героев, обсудить их поступки.

И научиться правильно, выразительно читать сказку.

Послушайте сказку.

Сейчас я начну читать это произведение,  а ваша задача следить за моим чтением, продолжать чтение будете  и вы. (Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)

-Итак, ребята, докажите, что это сказка?

- Прочитайте зачин, концовку.

- Какое впечатление произвела на вас сказка?

Что понравилось? Что  не понравилось?

Так как сказка  была написана давно, то в тексте встретились слова, которые вам могут быть не понятны.

Словарная работа.

-Как вы понимаете значение этих слов?

-Давайте, прочитаем их объяснение.(СЛАЙД 5)

Занялась заря – рассвело.

Масленый праздник – праздник Масленицы.

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – появилось неожиданно.

Дупло – пустота в стволе дерева.

- А теперь прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами (СЛАЙД 6)

Техническая подготовка перед чтением текста

жи-во-тин-ки – животинки

про-да-дим – продадим

ис-пу-гал-ся – испугался

ус-лы-хал – услыхал

за-но-че-ва-ли – заночевали

раз-ли-ва-ет-ся – разливается

при-бе-жа-ла – прибежала

рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает

по-ла-ко-мить-ся- полакомиться

спра-ши-ва-ет – спрашивает

об-ра-до-ва-лась – обрадовалась

при-ва-ли-ло – привалило

Прочитайте сказку самостоятельно.

(Дети читают сказку.)

А теперь я предлагаю вам поработать с «Ромашкой вопросов и ответов»  (Ромашка Блума).

Работать будем в группе.

Вспомним правила работы в группе.

(Дети получают лепестки ромашки и придумывают вопросы в группах. Учитель курирует работу уч-ся).

Первый лепесток - вопросы простые, на них отвечаем односложно, т.е кратко, немногословно, лаконично.

Второй лепесток - вопросы уточняющие, они начинается словами: Объясни…

Если я правильно понял…

Далее – объясняющие вопросы:

Почему?

Теперьвопросы творческого характера. Попробуем сделать предположение, прогноз.

Пятый вопрос – оценочный

Что хорошо? Что плохо? Правильно ли?

Шестой лепесток-практический вопрос: свяжите теорию с практикой, дайте совет, рекомендацию. Начните со слов: Где или как можно использовать? Где в обычной жизни можно наблюдать?

- А сейчас, посмотрите на доску. Определите правильную последовательность событий по картинкам.

- Что происходило сначала, что потом?

- Давайте зачитаем отрывки, которые подходят к первой картинке (ко второй, к третьей и т.д.)

Найдите в тексте предложения и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?

- Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха.

-Какие слова она ему говорила, каким голосом! (чтение диалога, чтение по ролям)

- Чему обрадовалась Лиса?

-Как мы охарактеризуем героев сказки. Каким оказался Петух? Собака? Лиса?  (СЛАЙД 7)

- Прочитайте пословицы (СЛАЙД 8).

- Подумайте, кому из героев сказки они подходят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Не рой другому яму, сам в нее упадешь

- Объясните их смысл и обоснуйте свой выбор.

- С какой сказкой вы сегодня познакомились? Название? Автор?

(На доске выкладывается кластер)

- Чему учит сказка «Петух и Собака»?

-Ребята, а если вам летом захочется перечитать эту сказку, где вы будете её искать?

-Представьте, что вы пришли в библиотеку. Перед вами полка с книгами. Какую книгу вы возьмёте, чтобы найти эту сказку.

- Мы на примере сказок  рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера и я думаю, что вы, ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту.

А сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке.  На доске солнышко. Чтобы солнышко ярче засияло, у каждого на парте лежат лучики. Выберите свой лучик и приклейте его к солнышку. А как выбрать, послушайте. Если вам было всё понятно, вы решили задачу, которую ставили в начале урока, то выберите самый длинный лучик. Если вам на уроке было не всё понятно, и вы испытывали затруднения в работе, то возьмите средний. Если вам было очень трудно  на уроке, и вы ничего не поняли, то возьмите самый короткий лучик.

Уч-ся приветствуют друг друга и учителя, повторяя движения за учителем.

Сказки, загадки, небылицы.

Дети называют произведения.

Скороговорка.

1.(в некотором государстве жил-был царь)

2. не скоро дело делается)

3.(да добра наживать)

4.(старик со старухой)

5. (по усам текло, а в рот не попало)

Из сказок.

В сказках  обязательно есть вымысел, чудеса, есть зачин, концовка.

Авторские и народные.

Волшебные

Бытовые

Сказки о животных

О Петухе, собаке, лисе.

«Петух и собака»

Автора нет.

Это народная сказка.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петух и Собака»

Каждая сказка нас чему-то учит, о чём-то заставляет задуматься.

Животные думают и говорят, как люди. В жизни  этого быть не может.

Есть зачин и концовка.

- Кто герои сказки?

- Как жили старики?

-Куда убежали животные?

-Где ночевали петух и собака?

- Если я правильно понял, Петух испугался и предложил убежать Собаке от стариков.

- Я могу ошибаться, но по моему Собака не собиралась убегать из дома?

- Почему животные убежали из дома?

- Почему Лиса стала расхваливать Петуха?

- Что было бы, если животные не убежали из дома?

- Что было бы если бы Петух поверил Лисе?

- Что было бы если животные вернулись домой? и т. д.

Правильное ли решение  приняли старики?

Правильно ли, что собака убежала вместе с Петухом?

Как бы вы поступили на месте животных? Петуха, Собаки)

Могут ли в обычной жизни дружить петух с собакой?

«Петух и собака».

Русская народная сказка.

О животных.

Учит дружить, не бросать товарища в беде, не доверять незнакомым.

В библиотеке, в Интернете.

Русская народная сказка «Петух и собака»

Сборник «Русские народные сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.

Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка  ,,Сивка- б...

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...