Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Алимбаева Елена Владимировна

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

 Конспект урока литературного чтения

       4 класс

       Тема: Народные промыслы в литературе. «В Дымковской слободе»

       Цели урока: 

Знакомство с особенностями народных промыслов: дымковской и богородской игрушками.

Расширение кругозора в области народных промыслов.

Развитие навыков беглого и выразительного чтения.

Развитие умений:

  1. определять стиль литературного произведения;
  2. сравнивать, анализировать, делать выводы;
  3. ранжировать информацию по степени новизны;
  4. работать в группе.

       Материалы к уроку: учебник Романовской, иллюстрации народных промыслов, статьи из энциклопедий «Чудо всюду»

Ход урока

  1. Организационный момент.

                        Я рада этой новой встрече,

                        Мне с вами интересно, друзья!

                        Интересные ваши ответы

                        С удовольствием слушаю я.

                        Мы сегодня снова будем читать,

                        Выводы делать и рассуждать,

                        А чтобы урок пошел каждому впрок,

                        Активно в работу включайся, дружок.

  1. Сообщение темы урока. Стадия вызова.

               - Прочитайте тему сегодняшнего урока с доски.
                                «Народные промыслы в литературе»

  1. Где вы уже встречались с этим понятием? (на уроках ИЗО, ДПИ и т.д.)
  2. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
  3. Что вспоминается, когда слышите «народные промыслы»?

(составление кластера:

Хохлома                Гжель                Жостово                Городец

Богородская игрушка        Народные промыслы                        Палех

                        Дымковская                Матрешки                Павловопосадские                                Игрушка                                                        платки

  1. В какие группы можно объединить? (посуда, игрушки, одежда и т. д.)
  2. Какой из промыслов ближе детскому возрасту? (игрушки)
  1. Стадия осмысления. Работа с текстом.
  1. Давайте подробнее остановимся на дымковской и богородской игрушках. Для этого вам предстоит познакомиться с двумя текстами – статьями из энциклопедии «Чудо всюду», расположенными у вас на столах. (Дети читают вслух по очереди несколько человек)

Заполнение сравнительной таблицы.

                -Найдите на ваших столах таблицы. Сейчас мы будем сравнивать эти два промысла и результаты сравнения помещать в  таблицы. Выберите в группе человека, который будет делать записи.

                -По каким критериям предлагаете сравнивать? (Выбор критериев совместно с детьми)

Дымковская игрушка

Линии сравнения

Богородская игрушка

1. Материал

2. Оформление

3.Подвижность

4.Образы (мотивы)

5. Цель использования

Работа в группах по заполнению таблицы.

Проверка: каждая группа называет по одной линии сравнения

Вывод. Вот какие разные промыслы, сколько отличий мы нашли, хотя их и объединяет  общее понятие «игрушка»

  1. Физминутка.

Под народную музыку дети эмитируют лепку дымковской игрушки и ее роспись, использую основные элементы данной росписи:

большой и малый овалы – движения туловищем и головой;

точки – топ ногой;

волнистые линии – движения руками.

5.Продолжение стадии осмысления. 

  1. О каких же промыслах мы ведем речь на уроке?
  2. Вы многое уже  назвали о данных промыслах, но еще наверно интересно было бы узнать, как живут люди, занимающиеся данными промыслами. В учебнике есть произведение, которое называется «В Дымковской слободе. На берегах Вятки». Автор В. Крупин Откройте учебники на странице 118,найдите текст.

Словарная работа.

  1. Что обозначает слово «слобода»? (выслушиваются мнения детей)
  2. Еще вам встретятся при чтении незнакомые слова

«корчага», «Венеция», «гондольер» (чтение сносок в учебнике, показ иллюстраций)

  1. Сейчас вы будете читать текст, и делать пометки карандашом:

+

Знакомая информация

!

Новая информация

?

Хочу узнать подробнее

Чтение про себя с пометками.

Обсуждение.

  1. Что нового

из жизни людей,

в особенностях местности,

в технологии изготовления игрушки вы узнали, прочитав текст?(названия инструментов, подгонка тона по цветкам мать-и-мачехи, сливки + мел=для побелки игрушки и т. д.)

  1. Похожи ли по своему стилю тексты из начала урока на текст из учебника? Чем?

6.Рефлексия.

  1. Подведем итог работы. Чему учился каждый из вас на уроке? Какие умения приобретали, которые могут пригодиться на других уроках, вообще в жизни?
  2. О каких промыслах говорили? Был ли полезен урок? В этом нам поможет представительница одного и народных промыслов – Матрешка. Внутри у нее задания:
  1. Сравни по материалу и оформлению дымковскую и богородскую игрушки.
  2. Проанализируй дымковскую и богородскую игрушки по цели использования и подвижности.
  3. Узнай по описанию: « Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигурки кузнеца и медведя. Привлекают не только занимательный сюжет, тёплый юмор, но и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки»

7. Оценивание.

8. Домашнее задание.

Сравнить два любых промысла, результат занести в сравнительную таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по кубановедению "Промыслы и ремесла Кубани"

Сценарий урока поможет научить отличать понятия "промыслы" и "ремесла", соотносить вид ремесла  с  материалами, которые ему подходят.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"783407...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи».

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи»...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."

Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему: Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

       Тема: Обобщение по разделу «Зарубежная литература».Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Развивать память, внимание, мы...

Конспект урока литературного чтения. Тема"Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» Цели деятельности учителя: знакомство с...

Конспект урока литературного чтения "Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

Конспект урока литературного чтения "Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Великие русские писатели»...