Конспект урока по кубановедению "Промыслы и ремесла Кубани"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Шепова Елена Викторовна

Сценарий урока поможет научить отличать понятия "промыслы" и "ремесла", соотносить вид ремесла  с  материалами, которые ему подходят.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promysly_i_remesla_kubani_2010g_moya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ НА КУБАНИ

урок кубановедения в начальной школе

Тип урока: комбинированный

Вид урока: деловая игра

Цель урока: актуализировать знания учащихся основных видов ремёсел и промыслов на Кубани.

Показать связь особенностей кубанской местности с промыслами и ремёслами.

Задачи урока:

обучающие: научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами,

дать понятие некоторым словам, относящимся к кубанскому говору;

научить выполнять простое изделие из соломки.

развивающие: способствовать развитию критического мышления, аналитических способностей и словарного запаса;

воспитывающие: - прививать учащимся любовь к родному краю, к традиционному народному искусству.

Оборудование: вышивки, изделия из дерева, аппликации и поделки из соломки, презентация, карточки с заданиями для групп, заготовки из соломки.

ХОД УРОКА

Организационный момент (слайд 1)

Хочу рассказать о правилах нашего урока. Правильный ответ – хорошо, неправильный – тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто не думает. Я надеюсь, что мы проведем этот урок в хорошем настроении.

Новая тема.

     Наша Кубань всегда славилась своими мастерами. Сегодня мы с вами познакомимся с промыслами и ремёслами жителей Кубани. Узнаем, чем занимались наши предки, познакомимся с некоторыми видами ремёсел, попробуем овладеть одним из них. А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»? (Ответы детей).

Слайд № 2.  Определение ремёсел и промыслов

Ремесло — это изготовление каких-либо изделий ручным способом.

Промысел — это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.

Задание группам: распределить карточки с названиями промыслов и ремесел по группам.

Карточки: вышивка, плетение из лозы, гончарное дело, кузнечное дело, бортничество (добыча меда), охота, рыболовство, сбор лесных ягод и орехов.

Проверка. Слайд №3

Ремёсла

Промыслы

Вышивка

Бортничество (добыча мёда)

                       Кузнечное дело

Охота

Плетение из лозы

Рыболовство

Гончарное дело

Сбор лесных ягод и орехов

Давайте представим, что мы с вами оказались в лесу?( слайд 4)  Какие промыслы вы там можете обнаружить? ( сбор лесных ягод, орехов, охота, добыча мёда (бортничество). А можно собирать сколько угодно ягод, орехов? Почему?

А теперь мы с вами отправляемся к берегу моря.(слайд 5). Какие там промыслы? (рыболовство). А можно ловить рыбы сколько угодно?

Вот об этом есть кубанская притча: «В семье одного дедушки было 4 человека. Один раз он впервые взял своего внука на рыбалку. Дед поймал 2 леща, а внук  - 4. Три настоящих, а четвертый – оплеуху (про которую  говорят так: «Получить леща»). Сказал ему дед: «Не бери у природы больше, чем надо».

Казаки никогда не брали у природы больше того, чем им нужно. Никогда не забивали двух кабанов, ведь даже всей родней их не съесть.

А теперь поговорим о ремёслах.

Отгадайте загадку.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

 (глина)  (слайд 6)
А зачем казакам нужна была глина? А много ли её у нас на Кубани? (на Таманском полуострове есть грязевые вулканы).

Потрогайте, помните глину. Какая она? Как вы считаете, трудно ли из неё делать посуду? Глина – натуральный продукт, хорош для здоровья.

В каждой семье была необходимая глиняная посуда.

(слайд 7) Посмотрите, эта посуда называется макитра. Как вы думаете для чего ее использовали? (большие макитры – горшки с широким горлом для варений и солений, для хранения и приготовления хлеба, а так же для разминания мака).

(слайд 8). Этот горшок -  глэчик . Для чего он нужен был казакам? (горшок с широким высоким горлом для хранения молочных продуктов)

(слайд 9) А кувшин для чего использовали казаки? ( для вина).

Мастера гончарного ремесла ставили клеймо(печать) на своих изделиях. У хорошего мастера работы славились.

Горшки украшали различными орнаментами, в основном использовали рисунки цветов.

Задание группам: Украсить 1 команде макитру, второй – глэчик, а третьей - миску  орнаментом за 3 минуты (звучит кубанская песня). (слайд 10)

Выставка полученных работ.

(слайд 11) Одним из наиболее почитаемых на Кубани ремесел было кузнечное дело. А какие самые главные предметы ковали казаки? (подковы). Лошади в такой неровной местности повреждали ноги, и, конечно же, казаки заботились о своих верных помощниках, поэтому ковали подковы, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, сабли, топоры, гвозди.

В кузнице  всегда темно. Как вы думаете, почему?

Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

Мастерство художественной ковки на Кубани называлась – «ковань».

Попьет казак молоко, а чем он усы утрет? (рушником)

Посмотрите на эту ткань. Какая она? (белая). Красивая? А теперь посмотрите, что может получиться, если сначала нарисовать, а потом вышить? (показ  рушника) . Кстати зачастую вышивали мужчины – князья, да ещё и левой рукой, что считалось высшим мастерством.

(слайд 12 )Детей тоже приучали к ремёслам. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Наиболее древнее сочетание цветов – белый и красный. (слайд 13)

А вот еще одно из самых древних ремесел – плетение из лозы.  (слайд 14)

Одному ребенку. Подставь ладошку (налить воды). Вода просочилась. Соедини две ладошки одну под другой. Вода проходит меньше. Вот так и казаки брали прутики ивы, лозу, и плели очень плотно корзины, сети, сосуды.

Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.

В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

Мы с вами сегодня сделаем подвеску из соломки. У вас есть соломенная заготовка, на которую прикреплена лента.

Задание: сделать подвеску, повторяя за мной.

Закрепление:

Задание группам: Соедини ремесло с материалом, из которого его производят. (слайд 15)

Лоза        кузнечное дело

Нитки        лозоплетение

Глина        вышивка

     Железо                                    гончарное дело

Итог урока. Мы сегодня смогли поговорить только о некоторых ремёслах. Как вы думаете, каждый казак умел выполнять только одно ремесло? (казаки владели разными ремёслами, в разное время года он занимался определенным видом ремесел. Надо было в определенное время плести сети или лапти, работать в кузнице. И делал он все, не причиняя вреда природе, бережно.

Рефлексия: (слайд 16)

Как вы считаете, удалась ли ваша работа в группах?  Посовещайтесь: Если вы считаете, что работа прошла отлично, поднимите улыбающегося человечка, если хорошо – 2, если плохо – 3. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

План-конспект урока "Добрые соседи" из цикла "Кубань многонациональная"

План-конспект урока кубановедения "Добрые соседи". Основная  цель данного урока: познакомить с особенностями быта и культуры жителей Адыгеи, с исто- рией возникновения русско-адыгской дружбы....

Конспект урока кубановедения : " Герб, флаг, гимн Кубани"

Подробная разработка урока кубановедения для 1 класса знакомство с символикой края....

Конспект урока по тем "Ремесла на Кубани"

Цели:Воспитательная. Воспитывать эстетические чувства,   любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной  Кубани .Развивающая....

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Промыслы и ремесла на Кубани"

1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....

Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"

Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"...

#кубановедение#Конспект урока на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"

Технологическая карта урока содержит сведения о костюмах казаков и котюмах других народов, населявших территорию Кубани в прошлом инастоящем...