Главные вкладки

    Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"
    план-конспект урока (2 класс) по теме

    Мазыева Анна Валериевна

    Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  открытого урока

    Учитель:      Мазыева Анна Валериевна                                             Дата:         05.02.2015

    Класс:  2

    Предмет:   КУБАНОВЕДЕНИЕ

    Тема урока:  «Быт и традиции родной Кубани»

    Тип урока:  открытие нового знания

    Цель педагогической деятельности: познакомить детей с бытом кубанских казаков, с обстановкой хаты, утварью, воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, уважение к её традициям.

    Предметные результаты: обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о  быте  казаков; отвечать на вопросы учителя по содержанию беседы; видеть разницу в современном быте и быте кубанских Казаков; обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение;

    Метапредметные результаты

    Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

    Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

    Познавательные УУД: общеучебные – владеют методом познания окружающего мира – наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические –устанавливают причинно-следственные связи.

    Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.

    Оборудование: презентация, карточки.

    Ход урока

    1.Организайионный момент урока.

    -Ребята, давайте улыбнемся друг другу, забудем все неприятности и обиды, сядем поудобнее и начнем урок.

    2.Мотивация учебной деятельности.

    Ты был на Кубани? А ты побывай:

    Отличные люди, прославленный край.
    Там примут тебя как хорошего друга.
    Покажут, как землю ворочают плугом,
    Как хлеб убирают, как стол накрывают,
    Как в горнице гостя у нас угощают…

    - Сегодня на уроке  мы  поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края. А для этого мы совершим путешествие в историческое прошлое.  

    3. Актуализация знаний, сообщение темы и постановка цели урока.

    Но в какой именно уголок истории мы совершим путешествие сегодня?  

    Для того,  чтобы нам не заблудиться, мы должны четко спланировать свою деятельность и понять, что же сегодня мы хотим узнать о нашем крае, на какие вопросы мы  хотели бы получить ответы.

    Давайте посмотрим на доску,  может быть, там мы найдём подсказку?

     (Слайд 1)

    Верно, мы будем говорить об особенностях труда, быта и традициях родного края.

    Тема нашего урока: «Быт и традиции родной Кубани».

    Цель нашего урока: познакомиться с традициями и бытом кубанских казаков.

    4. Первичное усвоение новых знаний

    Кто знает, что такое быт и традиция? Давайте посмотрим в толковом словаре.

    (Слайд 2)

    Быт -  уклад жизни, повседневная жизнь.

    Традиция – множество обрядов, обычаев, привычек и навыков передаваемых из поколения в поколение.

    Прежде чем мы познакомимся с бытом на Кубани, давайте вспомним, как же все начиналось?

     (Слайд 3)

    - Царица Екатерина II издала Указ о пожаловании земель за их добросовестную службу. И тогда потянулись обозы с нехитрыми казачьими скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки – казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, устанавливали сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. 

    Обживая земли, казаки строили себе жильё: хаты, мазанки. Давайте посмотрим, как раньше строили хаты.

    (Слайд 4)

    - Вот мы и попали в казачью станицу, обратите внимание, что дома стоят в ряд, они ограждены странной изгородью, как она называется? (плетень, его сплели сами казаки) во дворе вы видите различную хозяйственную утварь, телеги, хозяйственные постройки, это о чем говорит?

    (Слайд 5)

    -Хаты строили из самана, саман тоже делали сами из глины и соломы, потом выстроенные хаты обмазывали глиной с обеих сторон. Внутри и снаружи они обязательно хаты белили. Пол обмазывали глиной, а крышу делали под камышом и соломой. Огораживали хату невысоким плетнём. Этот плетень заготавливали вместе со взрослыми и дети.

    - Дети, а как вы думаете, для чего хаты обязательно белились? (Ответы детей)

    - Дети, а ещё белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Ребята, у нас в хуторе ещё такие хаты остались и мы их с удовольствием, я думаю, посетим. Как выглядела хата снаружи, мы узнали, а вот как она выглядела изнутри, мы сейчас узнаем и увидим.

    (Слайд 6)

    -В каждой хате была русская печь, она являлась вместилищем пищи, домашним очагом.  Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла. 

    (Слайд 7)

    - Главным украшением хаты была в красном углу – икона с рушником (полотенце).  Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный на  икону, убранную вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески. Я думаю, у ваших бабушек сохранились такие изделия.

     

    (Слайд 8)

    -  Самым традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был деревянный стол; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.

    (Слайд 9)

    -  Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. Как вы думаете почему?

    - А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Какие вкусные блины, пирожки с кабаком, с фасолью, пироги с капустой пекли жены – казачки. А пампушки с чесноком, просто объеденье.

    (Слайд 10)

    -Чего только не было в казачьей хате – и ухват, и кочерга, и чугун. И каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    Человек во все времена стремился украсить свой быт. Народ творил из простого материала, но ценность изделия измерялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

     

    Физминутка

    (Слайд 11)

    5. Первичное закрепление

     Работа в группах  

    Заполнение  карточек.

    (Слайд 12)

    6. Рефлексия  

    - что вам понравилось на уроке больше всего?

    - какова была тема нашего урока?

    - достигли ли мы поставленной цели?

    - ответили ли мы на интересующие нас вопросы?

    - оцените сою работу с помощью сигнальных карточек.

    - спасибо вам за работу, мне очень приятно было с вами работать!

    7. Итог урока

     - Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

     

    8.  Информация о домашнем задании.

    Нарисуйте всё, что вам запомнилось на уроке.

    (Слайд 13)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Особенности труда и быта, традиции родного края»

    Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....

    Родная Кубань «Навстречу 75-летию образования Краснодарского края».

         С чего начинается Родина? Такой вопрос задаёт каждый из нас. С родного города, станицы, посёлка. Пройдёт совсем не много времени, и вы с гордостью скажите: «я- граждан...

    Викторина "Традиции жителей Кубани"

    Цель: -Развивать  интерес  к  глубинному  нравственному  наследию,  эстетическому        богатству   культуры  Куба...

    Конспект открытого урока "Традиции дела. Ремесленники."

    Конспект открытого урока экспериментальной программы "Истоки"...

    Родная Кубань

    В данной презентации вы  увидите фотографии и краткое описание мест станицы Усть - Лабинского района...

    Красота спасет мир-родная Кубань

    Интеллектуальная игра...

    Овеяна славой родная КУБАНЬ!

    Овеяна славой родная КУБАНЬ!Цель: Рассказать учащимся об исторических событиях освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиковЗадачи:- приобщение учащихся к великим историческим событиям наш...