Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Мазыева Анна Валериевна

Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  открытого урока

Учитель:      Мазыева Анна Валериевна                                             Дата:         05.02.2015

Класс:  2

Предмет:   КУБАНОВЕДЕНИЕ

Тема урока:  «Быт и традиции родной Кубани»

Тип урока:  открытие нового знания

Цель педагогической деятельности: познакомить детей с бытом кубанских казаков, с обстановкой хаты, утварью, воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, уважение к её традициям.

Предметные результаты: обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о  быте  казаков; отвечать на вопросы учителя по содержанию беседы; видеть разницу в современном быте и быте кубанских Казаков; обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение;

Метапредметные результаты

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Познавательные УУД: общеучебные – владеют методом познания окружающего мира – наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические –устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока

1.Организайионный момент урока.

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, забудем все неприятности и обиды, сядем поудобнее и начнем урок.

2.Мотивация учебной деятельности.

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают…

- Сегодня на уроке  мы  поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края. А для этого мы совершим путешествие в историческое прошлое.  

3. Актуализация знаний, сообщение темы и постановка цели урока.

Но в какой именно уголок истории мы совершим путешествие сегодня?  

Для того,  чтобы нам не заблудиться, мы должны четко спланировать свою деятельность и понять, что же сегодня мы хотим узнать о нашем крае, на какие вопросы мы  хотели бы получить ответы.

Давайте посмотрим на доску,  может быть, там мы найдём подсказку?

 (Слайд 1)

Верно, мы будем говорить об особенностях труда, быта и традициях родного края.

Тема нашего урока: «Быт и традиции родной Кубани».

Цель нашего урока: познакомиться с традициями и бытом кубанских казаков.

4. Первичное усвоение новых знаний

Кто знает, что такое быт и традиция? Давайте посмотрим в толковом словаре.

(Слайд 2)

Быт -  уклад жизни, повседневная жизнь.

Традиция – множество обрядов, обычаев, привычек и навыков передаваемых из поколения в поколение.

Прежде чем мы познакомимся с бытом на Кубани, давайте вспомним, как же все начиналось?

 (Слайд 3)

- Царица Екатерина II издала Указ о пожаловании земель за их добросовестную службу. И тогда потянулись обозы с нехитрыми казачьими скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки – казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, устанавливали сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. 

Обживая земли, казаки строили себе жильё: хаты, мазанки. Давайте посмотрим, как раньше строили хаты.

(Слайд 4)

- Вот мы и попали в казачью станицу, обратите внимание, что дома стоят в ряд, они ограждены странной изгородью, как она называется? (плетень, его сплели сами казаки) во дворе вы видите различную хозяйственную утварь, телеги, хозяйственные постройки, это о чем говорит?

(Слайд 5)

-Хаты строили из самана, саман тоже делали сами из глины и соломы, потом выстроенные хаты обмазывали глиной с обеих сторон. Внутри и снаружи они обязательно хаты белили. Пол обмазывали глиной, а крышу делали под камышом и соломой. Огораживали хату невысоким плетнём. Этот плетень заготавливали вместе со взрослыми и дети.

- Дети, а как вы думаете, для чего хаты обязательно белились? (Ответы детей)

- Дети, а ещё белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Ребята, у нас в хуторе ещё такие хаты остались и мы их с удовольствием, я думаю, посетим. Как выглядела хата снаружи, мы узнали, а вот как она выглядела изнутри, мы сейчас узнаем и увидим.

(Слайд 6)

-В каждой хате была русская печь, она являлась вместилищем пищи, домашним очагом.  Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла. 

(Слайд 7)

- Главным украшением хаты была в красном углу – икона с рушником (полотенце).  Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный на  икону, убранную вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески. Я думаю, у ваших бабушек сохранились такие изделия.

 

(Слайд 8)

-  Самым традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был деревянный стол; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.

(Слайд 9)

-  Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. Как вы думаете почему?

- А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Какие вкусные блины, пирожки с кабаком, с фасолью, пироги с капустой пекли жены – казачки. А пампушки с чесноком, просто объеденье.

(Слайд 10)

-Чего только не было в казачьей хате – и ухват, и кочерга, и чугун. И каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Человек во все времена стремился украсить свой быт. Народ творил из простого материала, но ценность изделия измерялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

 

Физминутка

(Слайд 11)

5. Первичное закрепление

 Работа в группах  

Заполнение  карточек.

(Слайд 12)

6. Рефлексия  

- что вам понравилось на уроке больше всего?

- какова была тема нашего урока?

- достигли ли мы поставленной цели?

- ответили ли мы на интересующие нас вопросы?

- оцените сою работу с помощью сигнальных карточек.

- спасибо вам за работу, мне очень приятно было с вами работать!

7. Итог урока

 - Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

 

8.  Информация о домашнем задании.

Нарисуйте всё, что вам запомнилось на уроке.

(Слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности труда и быта, традиции родного края»

Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....

Родная Кубань «Навстречу 75-летию образования Краснодарского края».

     С чего начинается Родина? Такой вопрос задаёт каждый из нас. С родного города, станицы, посёлка. Пройдёт совсем не много времени, и вы с гордостью скажите: «я- граждан...

Викторина "Традиции жителей Кубани"

Цель: -Развивать  интерес  к  глубинному  нравственному  наследию,  эстетическому        богатству   культуры  Куба...

Родная Кубань

В данной презентации вы  увидите фотографии и краткое описание мест станицы Усть - Лабинского района...

Красота спасет мир-родная Кубань

Интеллектуальная игра...

Овеяна славой родная КУБАНЬ!

Овеяна славой родная КУБАНЬ!Цель: Рассказать учащимся об исторических событиях освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиковЗадачи:- приобщение учащихся к великим историческим событиям наш...

Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Овеяна славой родная Кубань!»

Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего нар...