Главные вкладки

    Викторина "Традиции жителей Кубани"
    методическая разработка по теме

    Рязанцева Варсеник Грачовна

    Цель: 

    -Развивать  интерес  к  глубинному  нравственному  наследию,  эстетическому        богатству   культуры  Кубани.

     

    Задачи:

     - Развивать  речевую  культуру  учащихся,  любознательность,  познавательный  интерес  к  изучению  истории  Кубани.

    -Познакомить  с  обычаями  кубанского  народа.

    -Воспитать  любовь  к  родному  краю,  желание  соблюдать  традиции  предков.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл viktorina_tradicii_zhiteley_kubani.docx21.48 КБ

    Предварительный просмотр:

           

                                           

                                                                                      викторина

                                         

                                                              ГБС(О)У  школа-интернат  ст.  Калининская

                                                              Воспитатель:   Рязанцева  В. Г.

    Цель:  

    -Развивать  интерес  к  глубинному  нравственному  наследию,  эстетическому        богатству   культуры  Кубани.

    Задачи:

     - Развивать  речевую  культуру  учащихся,  любознательность,  познавательный  интерес  к  изучению  истории  Кубани.

    -Познакомить  с  обычаями  кубанского  народа.

    -Воспитать  любовь  к  родному  краю,  желание  соблюдать  традиции  предков.

    Методическое  обеспечение:

    -Презентация;  

    -Бытовые  утвари  казачьей  хаты;

     --Аудио  запись  « Церковные  колокола  России»;

    -Фрагмент  из  музыкальных  произведении: «Жизнь  за  царя»  М.И.Годунова,

    «Псковитянка»  Римский -Корсаково,  «Борис  Годунов»  М.П. Мусоргского.

    Ход  занятия.

     Воспитатель- Здравствуйте,  гости  дорогие!  Здравствуйте  ребята!

    Ух,  устала,  уморилась. Небось,  думаете,  что  это  она  хлопочет?

    А  знаете  первый  закон  кубанской  гостеприимства?

    -  От  души  накормить  гостей!  То-то,  ко  мне  пришли  ребята  бывалые,  умелые,  а  главное,  старину  любят.

    -Сейчас  гости  думают: кто  такие?  А  мы  сейчас  узнаем!

     Это  те,  кто  препятствия  одолеют,  все  загадки  отгадают.

    Загадки:  (слайд  1)

         

         Черный  конь,  скачет  в  огонь.  (кочерга)

         Не  бык,  а  бодается,  не  ест,  а  хватает,

         Что  схватит- отдаёт- снова  в  угол  отдает.  (ухват)

         Искупались,  вышли,  на  третьем  повисли.  (вёдра  и  коромысло)

         Водогрейный,  для  чаю,  сосуд  медный,  с  трубою  и  жаровнею  внутри.

                                                                                             (самовар)

    Воспитатель:  Да,  загадки  не  сложные,  и  вы  их  отгадали.  Я,  конечно,  всех  вас  в  свою  горницу  приглашаю  и  всех  рада  хлебом-солью  встретить,  да  путь  сюда  

    замысловат.  Не  знаю,  дойдете  ли?  

      Ладно,  я  вам  путь  укажу,  да  с  умом  надо  думать,  на  соседа   не  полагайтесь!

    Итак,  вперед.

    -  Ох  и  много  в  старину  про  хлеб  поговорок  сложили.

    Их  и  сейчас  все  знают. (слайд  2)

    «Хлеб  всему  голова».

    «Худ  обед,  коли  хлеба  нет»

    «Ешь  щи  с  мясом. А  нет  -  так  хлеб  с  квасом». И.т.д.

    - А  вот  скажите –ка  теперь,  что  в  старину  «вторим  хлебом  называли?  Если  точнее:  какой  овощ?  (слайд  3)

     Свекла,  репка(+),  капуста.

    «Кругла,  а  не  месяц,  желта,  а  не  масло,  с  хвостом,  а  не  мышь:  (ответ  уч-ся)

      Кстати,  крестьяне  этот  свой  «второй  хлеб»  бережно  хранили   в  своем  виде  чуть  ли  не  всю  зиму.  Кто  расскажет  как?

     Ученик-  Через  2-3  недели  после  снятия  урожая  обрывали  с  репы  зелень. Плоды  укладывали  в  кадку  из-под  солёных  огурцов  или  капусты.  Прежде  насыпали  песок,  потом  аккуратно  слой  репы  и.т.д.

    Воспитатель-  Про  какие  щи  крестьяне,  как  бы сердясь,  говорили:  «Щи -хоть  кнутом  хлещи»?    

       Уч-ик:  крапивные,  на  рыбном  отваре,  пустые-  т.е.  без  мясо.

      Воспитатель-  И  верно.  Коли  пост – то  хлебай  себе  на  здоровье,  а  коли  по  бедности  весь  год:  то  как  тут  на  щи  не  осерчать?  

     -  Сколько  видов  каш  знали  русские  крестьянки  в  17-ом  веке.  (слайд  4)

        При  царе  батюшке  Алексее  Михайловиче  Тишайшем

           Не  менее  -10,  не  менее – 20 (+),  не  менее-50.

    Воспитатель-  Что  же  это  за  каши  такие?  Были  каши  царские,  а  были  и  простые,  крестьянские.  Наверное  слышали  про  тюрю,  самая  крестьянская  пища.

    А  как  её  готовить?  (слайд  5)

    Учащийся-  Взять  квас,  можно  молочную  сыворотку.  Покрошить  туда  зачерствевший  хлеб,  добавить  соли,  луковицу..

    Воспитатель-    и  такая  еда  была  просто  незаменима  в  сенокосную  пору.  Настоящая  государственная  каш

     

    Воспитатель-  Представьте:  праздник  кончился,  хозяева  устали,  а  гости  шумят,  не  уходят.  Как  тут  быть? Как  намекнуть,  что-де  пора  честь  знать?  Только  помните  мы  в  Древней  Руси).

    Ответ:-  Культурно  раскрыть  двери  настежь,  спеть  песню  что-то  вроде  «Колыбельной»,  выдать  на  прощанье  пряник  «разгоняй».

    Воспитатель-А  правда,  хороший  обычай!  Обидеть  гостя  считали  за  верх  неприличия.  Тут  свой  чин,  своя  культура.  О  гостеприимстве  говорилось  еще  в  Ветхом  Завете.  Старец  Авраам  со  своей  женой  принял  в  свой  шатер  трёх  путников.  Упокоил  их.  И  получил  за  это  благословение.    Ведь  под  видом  путников  принял  самого  Бога.

    -  Какой  праздник  Православный  Церковь  справляет  в  15  февраля?

      Ответ-  Этот  праздник  называется  -Сретенье.

      Вопрос-  Что  означает  слово  Сретенье?

      Ответ-  Слова  Сретенье –встреча.  Зима  с  весной  встречается.

      Вопрос-  какие  приметы  и  поверий  существуют?

       

       Солнце  на  лето,   зима  на  мороз. (слайд  6)

       Какова  погода  на  Сретенье,  такова  и  весна  будет.

       На  Сретенье  день  снежок-  весною  дожжок.

       В  сретенье  начинали  закармливать  племенных  птиц  и  кормить  кур  овсом  утверждая:  «Корми  кур  овсом-  весной  и  летом  будешь  яйцом.

    Воспитатель- Ребята,  я  говорила,  что  это  церковный  праздник.   Сретенье  посвящен  воспоминание  о  том,  Дева  Мария    на  сороковой  день  после  рождения  Иисуса  пошла  с  младенцам  в  Иерусалимский  храм  и  была  встреча  Симеоном  Богоприимцем,  узнавшим   в  Иисусе  Сына  Божьего  и  Спасителя.  

      А  теперь  я  хочу  представить  иллюстрацию  библейского  сюжета. (слайд  7)

    Воспитатель- Скажите  ребята-  какой  головной  убор  у  казака?

    Ответ-  У  казака  головной  убор- папаха.(слайд  8)

     Воспитатель_  а  что  вы  можете  рассказать  о  папахе?

     Ответы:

    -Папаха  продолжение  головы.  У  казаков  папаха  играла  огромную  роль  в  обычаях  и  символике.  На  кругу  казаки  находились  в  папахах.  Они  ими  голосовали.

    - Папаху  кидали  во  двор,  предупреждали,  что  придут  свататься.  

    - При  возвращение  со  службы  казаки  приносили  папаху  в  дар  Родовым  рекам,  бросая  их  в  воду.

    - За  отворот  папахи  казаки  клали  особо  ценные  бумаги  и  приказы.  Надёжнее  место  не  было-  потерять  папаху  казак  мог  только  головой.

    Воспитатель- Спасибо ,  ребята,  вы  много  интересного  нам  рассказали.  А  теперь  давайте  поиграем  игру:  «Папаха»  и  посмотрим,  кто  сумеет  хранить  честь  папахи.  Не  уронить  папаху  и  передавать  по  кругу.  

     Игры:  « «Маргушечки»-не  промаргать  свою   подругу..

    -  Отдохнули  ребята, давайте  продолжим  путь.

     Вопрос-  Какой    из  русских  праздников  получил  в  народных  поговорках  такие  яркие  названия: «честная»,  «широкая»,  « весёлая»?

      Троица,  Пасха,  Масленица(+)   (слайд  9)

     

       Масленица  один  из  самых  веселых  народных  праздников.  Это  к  ней  лучше  всего  такая  поговорка:  «Красна  изба  не  углами, (продолжают  дети)   а  порогами.

    И  верно,  даже  бедный  гулял  на  широкую  ногу.  Не  даром  по  сей  день,  как  услышим:»Живёт,  что  сыр  в  масле  катается» или  «Не  житьё,  а  масленица»,  сразу  понимаем,  о  чём  идёт  речь.  По  народному  так  и  выходило,  «ели  до  икоты,  пили  до  перхоты,  плясали  до  упаду».

     Вопрос-  Как  называется  в  народе  последний  день  сырной  недели?

        Наигрыш,  золовкини  посиделки,  прощеный  день (+).

      В  этот  день  все  просили    друг  друга  прощение  и  посещали  могилы  родных.

    Вопрос -  Какой  из  широко  известных  древнейших  музыкальных  инструментов  чуть  было  не  перекочевал  на    русскую  оперную  сцену  XlX-XX  веках?

      Колокол (+),  пастушья  дудка,  гусли.

    Хоть  и  тяжёл  храмовый  колокол,  но  всегда  интересен.  У  каждого  свой  яркий  и  неповторимый  голос.  Знатоки  даже  утверждают,  что  колокола  не  просто  мелодичны,    они говорливы.  Их  надо    только  уметь  слушать.  (прослушивание  звон  колоколов).

    Сегодня  колокольный  звон  можно  слышать  на  оперной  сцене,  в  таких  музыкальных  произведения  как:»Жизнь  за  царя»  М.И.Глинки,  «Псковитянка»  Римский- Корсаково,  «Борис  Годунов» М.П.Мусоргского. (прослушивание  фрагмента)

    Воспитатель-  ну,  вот,  мои  милые  друзья.  Мы  с  вами  на  самом  пороге  заветной  горницы.  Как  хочется  воскликнуть;  «Милости  прошу  к  нашему  шалашу!»

    Да  не  тут-то  было.  Войти  можно,  ответив  на  последний  вопрос:  Что  означает  это  старинное  выражение,  что  я  только  что  произнёс.

    «Милости  просим  к  нашему  шалашу».

    Ответ -  в  старинной  книге  Адама  Олсария  «Путешествие  в  Московию»  можно  видеть  «Лавка  башмачника»,  башмачник  протягивает  руку  к  народу,  и  подпись  под  рисунком  яснее  ясного:  «Милости  прошу   к  нашему  шалашу». (слайд 9)

      Наша  викторина  подошла  к  концу.  И  я  с  радость  вам  говарю6милость  прошу  к  нашему  шалашу.      (Угощение  детям)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

    Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

    Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

    Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

    Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края      «...

    Классный час «За здоровый образ жизни жителей Кубани» в начальных классах

    Классный час«За здоровый образ жизни жителей Кубани»в начальных классах...

    #кубановедение#Конспект урока на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"

    Технологическая карта урока содержит сведения о костюмах казаков и котюмах других народов, населявших территорию Кубани в прошлом инастоящем...