Главные вкладки

    Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
    методическая разработка (2 класс) по теме

    Гончарова Ольга Сергеевна

     

    Цели:

    1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;

    2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;

    3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении материалов по истории Кубани, написании творческих работ;

    4.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

    ЗАДАЧИ:

    Продолжить знакомство с прикладным искусством и народными ремеслами Кубани;

    Развивать творческие качества личности и эстетический вкус;

    Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям казачества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл goncharnoe_remeslo.docx37.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждекние основная общеобразовательная школа № 24 х. Соколихина Лабинского района.

    Гончарное ремесло Кубани

    (из цикла уроков «Ремесла Кубани»)

    Конспект урока во 2 классе

    Подготовила: учитель кубановедения

    МОБУООШ №24 х. Соколихина

    Гончарова Ольга Сергевна

    х. Соколихин

    2011 – 2012 учебный год

    Цели:

    1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;

    2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;

    3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении материалов по истории Кубани, написании творческих работ;

    4.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

    ЗАДАЧИ:

    Продолжить знакомство с прикладным искусством и народными ремеслами Кубани;

    Развивать творческие качества личности и эстетический вкус;

    Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям казачества.

    Наглядность и оборудованиеиллюстрации, изображающие тружеников Кубани, предметы быта ( гончарные изделия),опорные карточки со словами, карта Краснодарского края.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.

    2. Введение в тему урока.

    Ребята, знаете ли вы кубанские пословицы о труде?

    А хотите узнать?

    У вас на партах лежат карточки, прочитайте и отметьте те пословицы, которые посвящены труду.

    1. «Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся»
    2. «Матэрь почитайтэ, як на цэркви главу»
    3. «Очи бояться, а руки робят»
    4. «Петух скажет курице, а она – всей улице»
    5. «Не была б дивчина гарна, была б работяща»
    6. «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
    7. «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»

    (Чтение пословиц о труде)

    Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.

    -Отгадайте загадки:

    1. В земле скрывается,

    В руках преображается,

    Огнем закаляется,

    В посуду превращается (глина)

    1. На топтале был,
      На кружале был,
      На пожаре был, домой пришёл –
      Семью кормил. (горшок, глэчик)

            Глина – очень прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой. Ее можно найти повсюду: в карьерах, по берегам рек.

          Глина бывает разная: кирпичная, гончарная, белая, фаянсовая, бесцветная и очень ценная – каолин. По своему составу глина бывает тощая и жирная.

          Жирные глины используют для скульптурных работ, которые не подлежат обжигу, так как дают трещины. Тощие глины применяют в строительстве.

          Из глины делали домашнюю утварь: крынки, вазы, кувшины, макитры, чашки, так же делали разные сувениры, игрушки, бусы.

    - Мы каждый день пользуемся посудой из глины. Интерьеры наших квартир и зданий украшают декоративные изделия из этого материала. Вследствие этического разнообразия населения трудно выделить характерные только для Кубани черты керамики. Экспонаты музеев позволяют предположить, что наиболее была распространена керамика в русской и украинской традициях. Потомки русских переселенцев изготавливали простую глиняную посуду. Сосуды, выполненные в украинских стилях, отличались от русских яркой многоцветной росписью или лепными украшениями: букетами цветов, листьями, ветвями. Сверху они обычно покрывались прозрачной поливной глазурью.

    Круглый год в доме мастеров месили глину, крутили гончарный круг, во дворе дымились печи-горны, в которых обжигали готовое изделие из глины. В глиняную массу добавляли немного песка, чтобы она не трескалась при обжиге. Одной из популярных на Кубани форм был глечик - горшок с широки высоким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану, заготовленное впрок топленое масло.

    Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.

     

    В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей . Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.

    3.Словарная  работа / слова: глэчик, макитра /

    - Ребята, давайте еще раз хором прочитаем диалектные слова.

    - Что такое «глэчик»?

    - Что такое «макитра?

    Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки».
    - Подумайте где гончар мог брать глину для своего ремесла?

    Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.

    Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.

          «Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон»]. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.

          Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».

           Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

    Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

    На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

    Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. Среди глиняной посуды есть и макитры – для варений и солений.  Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать ее разными красками. Гончарное производство развивалось во многих станицах, но особенно славилась станица Пашковская. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках.

    Особой областью применения глины явилось производство черепицы, плитки, кирпича.

           Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной сушке изделия подлежат обжигу.

         Наряду с терракотовыми, были еще черно - лощеные горшки. Они имеют неповторимый черный металлический отблеск. Это свойство обжига. Он не намного сложнее обычного, но его часто "имитируют" - затирают глину чем-нибудь темным, или просто коптят.

         Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор.

    Историческая литература, материалы экспедиций выделяют такие станицы, как Пашковская, Темижбекская, Надежная, Губская и другие. В каждой семье была необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры - горшки для хранения и приго товления хлеба; миски, ситечки, кувшины для вина. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы».  В основном выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры, глину так же использовали для изготовления кирпичей, керамической плитки, черепицы.

         Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками. Некоторые бытовые традиции казаки переняли у адыгов. Так, например, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашних животных; ставили плетеные изгороди; использовали плетеные обмазанные глиной ульи для пчел; заимствовали элементы и формы керамической посуды.

          В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района).

          Строительство уникального этнографического комплекса по изготовлению кубанской керамики ручной работы начнут в поселке Ильском Северского района. 
    Как сообщает районная газета "Зори", в центре будут вести обучение народным ремеслам по традиционным и инновационным технологиям. Здесь можно будет получить профессиональное образование непосредственно у художников, мастеров и ремесленников, владеющих традиционными, старыми и инновационными технологиями производства. 
        Учебный центр будет состоять из трех основных аудиторий - гипсомодельного цеха, цеха по работе с глиной и цеха декорирования. В этом же здании разместится офисный и выставочный центры керамической продукции. 
        Сам центр будет состоять из двух производственных цехов для работы с белой и красной глиной. Кроме того, комплекс будет включать отдельную территорию для размещения печей обжига, цех по росписи керамических изделий и складские помещения. На близлежащей территории устроят площадку для приготовления глиняных масс. 
         Строительство этнографического комплекса предполагается в форме исторической реконструкции казачьего поселения 16-18 веков. Проект ставит целью воссоздание культурно-исторической среды той эпохи, включая традиционную казачью архитектуру, кухню, ремесла, обычаи.

    4. Работа в парах детских мастерских.

    - Я предлагаю вам сегодня стать мастерами гончарных изделий.

    - Какие предметы домашней утвари знаете?

    ПОЭТАПНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

    1.   Дно изделия выполняется отдельно. Для этого катаем шарик и сплющиваем его, сжав между ладонями.

    2.  Катаем колбаски сначала в руках между ладонями, более тонкими и ровными делаем их на дощечке.

    3.  На донышко по кругу накладываем эти колбаски, приминая их друг к другу.

    4.  Для верхней части кувшина колбаски делаем короче.

    5.  Выглаживаем стенки кувшина пальцами.

    6.   Стежкой выдавливаемый орнаментный рисунок.

    Покрытие водоэмульсионной краской.

    После просушки кувшина, украсить его орнаментом  своего эскиза.

    ЗАПОЛНИТЕ КРОССВОРД.

    1.   Мелкая тарелка.

    2.   Сосуд для воды с длинной ручкой.                              

    3.   Сосуд для молока или вина.

    4.   Посуда для квашения овощей.                              

    5.  Сосуд для сметаны или топленого масла.

    5. ИТОГ УРОКА

    - С какими декоративно-прикладным промыслом Кубани вы познакомились?

    - Что выузнали о гончарном ремесле?

    - На какие 2 вида делится керамика?

    - Кто занимался гончарным ремеслом на Кубани?

    - Назовите основные виды гончарной посуды на Кубани.

    - Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

    Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

    Победитель муниципального конкурса ЦИКЛА УРОКОВ КАЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ «Путешествие в страну Качества или дорогами здоровья и благополучия»

        Особое место в воспитании ребенка, будущего гражданина, отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять ...

    Победитель муниципального конкурса ЦИКЛА УРОКОВ КАЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ «Путешествие в страну Качества или дорогами здоровья и благополучия»

        Особое место в воспитании ребенка, будущего гражданина, отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять ...

    Презентация к уроку кубановедения "Кубань-здравница России" 3 класс

    презентация поможет учителю наглядно рассказать о курортных городах Краснодарского края: Сочи, Анапа, Горячий Ключ...

    Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)

    .          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...

    Цикл уроков "Качество Кубани"

    Данный материал можно использовать на уроках кубановедения в начальной школе. Вместе с символами Сочинской олимпиады ребята узнают о том, какие продукты обладают знаком "Качество Кубани"...

    Цикл уроков по окружающему миру для 2 класса.

    Данный цикл может быть использован при проведении внеурочной деятельности в рамках учебного предмета "Окружающий мир". Цикл представлен 6 уроками, которые  носят практический характер....