Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Винокурова Елена Георгиевна

.          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.yaponiya._4_klass.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Винокурова Елена Георгиевна, учитель изо ГБОУ СОШ № 234

Адмиралтейского района

 Санкт-Петербурга

Методическая разработка

цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе

по теме

«Образ художественной культуры  Японии»  (на основе программы Б.М. Неменского)

II.          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков.

А также возможно использование учителями начальной школы, владеющими навыками изобразительной деятельности, на уроках изобразительного искусства, на уроках технологии (открытки, аппликация, веер). Или же для занятий с учащимися во внеурочной сфере педагогами дополнительного образования

III.          Общие цели: Оказать посильную помощь учителям в продолжении работы по расширению кругозора учащихся, продолжению формирования навыков работы с красками, ножницами, бумагой;  содействию воспитания у учащихся уважительного отношения к представителям других культур, любви к живой природе, развитию художественного вкуса, аккуратности, содействию в формировании коммуникативной культуры, эмоциональной сферы.

« Главное - воспитывать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений».

                                                                                                           Б.М. Неменский

IV.          Задачи: В программе предлагается раскрыть отличительные признаки искусства Японии, его связь с природой, понимание красоты человека.

Целесообразно посвятить уроки представлению японцев о красоте человека (главным образом женской), природы, их умению любоваться каждым ее фрагментом; например: изломом  ветки старого  дерева, сиянием росы на цветке, мягким изгибом травинки, стремительным полетом птиц, порханием бабочек, тенью стрекозы, скользящей по ручью и т.д.  Рассказать о связи природы с жильем, о создании построек, учитывающих потребность человека находиться в постоянном контакте с природой.

И, вместе с тем, мне представляется необходимым затронуть и некоторые аспекты современной жизни японцев, знакомых учащимся по телевизионным передачам (достижения современных  высоких технологий), а также по мультипликационным фильмам. Интересно, что при высочайшем уровне современной технологии, использовании самых разнообразных приборов в повседневной жизни, японцы, одни из немногих народов современного мира, следуют во многом традиционным представлениям  о порядке вещей. Это и различные праздники, уходящие корнями в  древнейшую историю, религия, обожествляющая силы природы; национальные виды спорта, бережное отношение к традиционному народному костюму…

  Учитывая, что сейчас каждому ребенку в современном мире знакомы слова: «кимоно», «карате», «икебана», «оригами», «суши» и т.д., следует уделить несколько минут этому необыкновенному смешению современности и традиций  в представлениях современных японцев.

Исходя из вышесказанного, возможно некоторое расширение количества уроков по теме или же замены, устоявшихся тем на менее традиционные, исходя из общей эрудиции, возможностей и пристрастий каждого учителя.

Например:  1. Вводный урок. Общее знакомство с традициями, представлениями японцев,

                        восточной архитектурой, современными достижениями.

                    2. Знакомство с традиционной живописью и поэзией.

                    3. Искусство икебаны

                    4. Открытка с использованием оригами/ веер

V.            Предполагается, что внедрение методической разработки будет способствовать расширению кругозора,  развитию возможностей, как учителей, так и их подопечных.

Хотелось бы надеется, что жизнь от этого станет немного ярче и интереснее.

  1. В связи с обострением в современном мире  межнациональных, межэтнических разногласий, ростом ксенофобии  и варварского отношения к культурному наследию, убеждена, что любая, пусть даже крохотная возможность, способствующая  сглаживанию конфликтов, воспитанию уважительного отношения  к культуре самых разных народов, должна быть использована.  И общая тема учебного года в 4 классе: «Каждый народ - художник», и небольшие блоки уроков, знакомящие учащихся с их художественным наследием, должны способствовать этому.

VII             Автор не претендует на особую новизну данной разработки , а лишь использует возможность поделиться опытом  многолетней работы.

  1. Содержание разработки.

  1. Вводный урок по теме «Образ художественной культуры Японии»

является наиболее трудным по подготовке. Необходимо тщательно отобрать материал из всего того разнообразия, которое предлагают журналы, книги и телевизионные программы. Необходимо прочитать и узнать значительно больше, чем собираетесь рассказать, т.к. вопросы - неизбежны.

           Следует остановиться, прежде всего, на вещах, составляющих принципиальное       отличие восточной культуры от европейской. И в то же самое время  учесть  незначительную осведомленность учеников, подавая материал в  доступной и занимательной форме.

Эмоциональная окраска урока также очень важна.

На что следует обратить внимание:

  1. Образ самого человека, отличительные признаки и идеалы красоты. Можно воспользоваться иллюстрациями с ксилографий Утамаро.
  2. Национальная одежда- кимоно. Имеется в гардеробе каждого японца, хотя в повседневной жизни они предпочитают европейский стиль одежды. Шьется без учета размеров и подгоняется по фигуре (если привести пример в различиях фигур знакомых людей – очень получается эмоционально). Кимоно бывает повседневным и праздничным - шелковым с вышивкой, неизменным поясом  и соответствующей обувью. Различие женского и мужского кимоно. Следует упомянуть и о спортивном кимоно (многим детям оно знакомо, а потому вопрос последует непременно).
  3. Национальный характер. «Не потерять лицо» - главное. Быть верными однажды данному слову, причем цена не имеет значения.
  4. Традиции, праздники. Праздники девочек и мальчиков, праздник цветения сакуры. Чайная церемония.
  5. Устройство  и внешний облик жилого дома.  Легкая конструкция из бумаги и реек, учитываются  частые ветры и землетрясения. Измеряется татами (размерами циновок), имеет раздвижные стены, ранее выходившие сад. Внутренний аскетизм помещения, отсутствие мебели в нашем понимании. Украшения дома - свитки, икебаны.

  1. Сады.  Необычны, прежде всего, сады камней (тайна устройства,  когда один из камней всегда остается невидимым).  В современном мире, за неимением места широко используется бонсаи (карликовые деревья, выращивание которых требует необыкновенного терпения и заботы). Хотя и городские сады крупных городов необычайно живописны.
  2. Отдельно стоит сказать о религиозности японцев, о смешении самых разных вероисповеданий.  Более интересен - синтоизм- обожествление сил природы. Его храмы красного цвета.  Храмы часто окружены большими садами.

Хотя пагоды, с их   взлетающими вверх крышами, тоже интересны и необычны для глаза европейца.

     8.    Упомянуть немного о достижениях в области компьютерных технологий,                              

            автомобилестроения, мультипликации.

И, конечно, надо быть готовым к вопросам о самураях и харакири, о ниндзя.

На сегодняшний день учителем используется  видеофильм на 35 мин, самостоятельно смонтированный из передач петербургского телевидения.

Во время просмотра учащиеся записывают слова, их значение, а дома составляют и оформляют небольшой кроссворд на 7-15 слов. Слова, разумеется, выписываются на доску учителем.

Смотрите приложение.

  1. Урок – знакомство с икебаной

В качестве визуального ряда можно использовать календари с цветочными композициями и/или сделать несколько распечаток из Интернета.

«Икебана» в дословном переводе, как «помочь цветку выразить себя». И японцы вкладывают в это понятие больше, чем принято  у нас.  Существуют разные школы икебаны.  Некоторые композиции  должны включать противоположные компоненты - изящные бутоны и грубые ветки, например. Или  одновременно прозвучать знаки рождения  и смерти. Надо обратить внимание на форму вазы – она может быть любой.

Нельзя рассмотреть красоту цветка, если у вас их охапка, но с каким вниманием и восторгом мы разглядываем  повороты лепестков, строение, цвет, если их индивидуальность подчеркнута.

Существует рассказ о старом садовнике, к которому пожаловал сам император для любования красотой  нового сорта хризантем (национальный цветок Японии). Но когда он пришел, то увидел, что все цветы в саду срезаны. Императора пригласили в дом, и каково было его удивление, когда он увидел только одинокий цветок в старой вазе. И тогда он понял, что старик пожертвовал всеми цветами своего сада, чтобы император мог насладиться красотой одного единственного цветка и понять его душу.

Работу  модно выполнять как традиционно, так и поэкспериментировать.

Предлагается два варианта.

  1. Вырезать из твердого картона силуэты цветов и вазы. Затем забрызгать краской при помощи старой зубной щетки или жесткой кисти.  Сам процесс захватывающий, но получается не у всех и грязи предостаточно.
  2. Вырезать цветы из старых открыток (одни головки и цветы желательно одного сорта, хотя можно и разного цвета). Подвигать по листу, найдя оптимальное расположение. Приклеить, а затем фломастерами, карандашами, ручками дорисовать вазу, листья, стебли  и другие элементы.

К всеобщему восторгу - пятерки у всех.

Смотрите приложение.

  1. Урок - знакомство с традиционной живописью и поэзией Японии.

Оборудование урока:  

              для учителя  - набор иллюстраций «Живопись Японии»

                                       творческие работы учителя

                                       краски, кисти, бумага

                                       подборка стихотворений хокку (хайку)

           для учащихся -  бумага, краски, кисти

 Ход урока:  

I.  Японцы называют свою страну Ямато, что переводится как «путь гор». Ее быстрые горные речки мчатся с вершин к морю. Они распадаются множеством ручейков, пробивающих себе дорогу среди камней и цепких корней сосен.

Там нет препятствий свободным ветрам, и деревьям на склонах часто приходится с ними бороться. Их стволы, ветви и корни причудливо извиваются, подчиняясь силе ветра, но при этом становятся необычайно красивыми. И там часто бывают туманы.

Вот ты выйдешь ранним утром или после дождя в сад, а кругом удивительная красота; то, что близко - ветка или цветок, с повисшими на них светящимися каплями, видно крупно, ясно; а то, что вдали,- размыто, растворяется в серебристой дымке. Вот именно так часто видят свой пейзаж  японцы и именно так любят его изображать. Подробно рисуют детали первого плана – ветки, цветы, насекомых, а сзади изображают светлые, расплывчатые силуэты гор... Ямато - путь великой гармонии. (Демонстрация иллюстраций с произведениями японских художников).

Еще в далекой древности у японцев сложилось умение видеть удивительную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Так сложилось искусство  любования. Теперь этому учат всех японских детей. Учат:

             Всматриваться в привычное -

                              и видеть неожиданное;

             Всмотреться в простое -

                             и увидеть сложное;

            Всмотреться в некрасивое –

                              и найти прекрасное;

            Всматриваться в малое –

                               и видеть – великое!

Поклонение природы в Японии возникло в древние времена, к её созерцанию относились как к молитве. И произведения японских художников очень поэтичны, похожи на традиционные  стихотворения – хокку (трехстишья). Каждое стихотворение – маленькая картинка.

                                        Ива склонилась и спит.

                                        Кажется, что соловей на ветке –

                                        Это ее душа.

Гляжу -  опавший лист                                       Неумелый рисунок.

Опять взлетел на ветку.                                      И все же прекрасны они -

То бабочка была.                                                 Эти цветы вьюнка.

 

Над ручьем весь день.                                         По ветру прилетел.

Ловит – ловит  стрекоза                                      Трепещет на сосульке

Собственную тень.                                              Кленовый красный лист.

На голой ветке                                                      Старый пруд…

Ворон сидит одиноко.                                         Прыгнула в воду лягушка.

Осенний вечер.                                                     Всплеск в тишине.

Немногими словами намечено то, что мы должны домыслить, дорисовать в воображении. Если получится, то все стихотворение  сразу оживет, наполнится глубоким смыслом.

Очень часто такие стихи писали  на свитках (свернутой в рулон ткани), объединяя его с рисунком. Такие свитки, иногда очень древние, есть в каждом японском доме. Они занимают почетное место – в нише, которая называется «таконома».

 Попробуй и ты создать свой такой свиток…

II.  Далее показ учителем приема работы акварелью без предварительного рисунка карандашом.

III.   Показ детских работ из методического фонда.

        Лист сгибается пополам по вертикали, создавая удлиненный формат, похожий на                   свиток.

IV. Самостоятельная работа учащихся. Для тех, кто работает быстро, создается возможность сделать одну работу «на черновик». Что способствует большей свободе при выполнении задания и приводит к лучшему результату.

Смотри приложения.

Можно предложить и иные варианты для творчества по теме.

Урок  можно сделать интегрированным  с уроками литературы, уделить больше внимания именно поэзии. Возможно раздать учащимся заранее распечатанные хокку и попросить проиллюстрировать их. Или написать свои стихотворения и подобрать к ним иллюстрации в виде фотографий и  рисунков. Сделать книжку из творческих работ.

  1. Открытка с использованием оригами.

Оригами – складывание из бумаги, древнее и традиционное искусство в Японии. Здесь можно рассказать довольно широко известную историю о складывании журавликов японской девочкой после атомной бомбардировки Хиросимы, как  путем спасения, целью.

Открытка с использованием оригами, как основного украшающего элемента, обычно является очень привлекательной своей простотой и изяществом. Получается, как правило, аккуратно, и очень нравится учащимся самого разного возраста. Можно подгадать выполнение этой работы к празднику Весны.

Методические рекомендации:

 Чаще всего дети уже имеют определенный навык  работы с бумагой, а потому сложность урока состоит, прежде всего, в возможности проконтролировать выполнения работы всеми учениками в классе. Главными элементами украшения являются  птичка и три цветка. При нехватке времени, работа может быть собрана учащимися на следующем уроке или дома. Самый сложный элемент- птицу, конечно, необходимо сделать в классе. Если у некоторых учащихся работа не получается, то необходимо, чтобы ему была оказана помощь учителем.

Порядок сложения птички:

 Квадрат бумаги складывается по диагонали цветной стороной вовнутрь.

  Передний верхний угол отгибается  вниз, как показано на  рисунке. Далее сгибается пополам по вертикальной линии (предварительный сгиб не распрямляется).

На передней поверхности получается карман, который

растягивается влево (или вправо при выполнении работы в другую сторону) до тех пор,

пока не образуется  «галочка» (см. рисунок)

Затем работа  разгибается  за левый угол направо.

 При этом важно не потерять сгибание «хвостика», получающегося на задней поверхности работы.

Боковые стороны сгибаются к средней линии (по принципу  сгибания  самолетика).

Боковые (тупые) углы соединяются друг с другом, накладываясь.

Работа поворачивается и птичка уже почти готова. Если бумага двухсторонняя, то можно на этом остановиться. Остаётся только загнуть  острый угол, создавая голову с клювом.

Если бумага цветная с одной стороны, то необходимо избавиться от белого. Для этого осуществляется сгиб пополам  хвостовой части   с двух сторон работы.

Загибаем головку птички.

 И последнее.  Загнутая часть хвостика отгибается обратно, приподнимается крылышко и  хвост загибается в исходное положение (см. предыдущий рисунок). Крыло накрывает  его сверху. Аналогичное сгибание производится и с другой стороны. Птица закончена.

В качестве исходного материала берется квадрат бумаги размером 5x 5 см, лучше синего цвета. И три квадратика размером 3х3 см для складывания цветов (красного, желтого или оранжевого цвета).  Работа дополняется стебельками и листочками, выполненными из зеленой бумаги.

Учащиеся вырезают окошко в согнутом пополам альбомном листе (вычерчивая его по шаблону, подготовленному учителем, верхняя часть окна может быть округлой, треугольной или произвольной).

 Смотри пример выполнения работы и шаблон, выполненный в размере половины альбомного листа.

Приложения к уроку  «Знакомство с традиционной живописью и поэзией Японии»

Приложения к уроку «Икебана»

     

     

Приложение к вводному уроку.

Приложение к уроку «Открытка с использованием оригами»

 

Возможно использование на уроках, как изобразительного искусства, так и технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Одуванчик"

Презентация может быть использована учителем на уроке рисования не только в 3 классе. На слайдах поэтапная работа по теме....

Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Паучок"

Урок можно интегрировать с окружающим миром, с уроком технологии. Работа не сложная, поэтому дети 2 класса тоже вполне смогут справиться....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ПСИХОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЦВЕТОТЕРАПИИ

В материале раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предлагается разработка одного из таких ...

Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс на тему "Художественная культура Японии. Образ и костюм человека. Кимоно."

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о национальном японским костюме и национальном идеале красоты японцев.Планируемые результатыПредметные:-знать художественную к...

Методическая разработка: Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство

Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство2 классТема: Чтение рассказа «Жалко птичек».Цель: Формировать правильное чтение через знакомство с произведением.Задач...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству УМК "Школа России". Тема: "Образ и характер сказочного героя" (2 класс)

Цель урока: помочь детям раскрыть характер образа сказочного героя, используя художественные средства выразительности.Задачи урока: Дидактические:1)Учить выбирать цвет и мимику для сказочного героя;2)...