Цикл уроков по окружающему миру для 2 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Алина Ивановна Подточилина

Данный цикл может быть использован при проведении внеурочной деятельности в рамках учебного предмета "Окружающий мир". Цикл представлен 6 уроками, которые  носят практический характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_urokov_po_okruzhayushchemu_miru_._2_klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

...И ПРО ВОДУ

Цели: рассказать о значении воды для живой природы, об основных путях загрязнения природной воды и о последствиях такого загрязнения; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: карта полушарий, рисунки животных, растений, человека, завода, трактора, многоэтажного дома.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение Г. Ладонщикова.

РЕКА ЖИВЁТ

Смотришь на реку,

Кажется, в ней

Нет ни малявок, ни окуней.

Только бежит голубая вода,

Петляя по лугу незнамо куда.

Но если поглубже в неё заглянуть,

С маской и трубкой тихонько нырнуть,

Сразу увидишь, что это не так.

Вот под корягою прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А это огромная щука плывёт, как ракета;

У кручи подмытой

На дне хрящеватом

Ходят лещи шириною с лопату;

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камыш,

Мелькают густёрки, уклейки, ерши...

Река ведь не просто течёт и течёт,

Она интересною жизнью живёт.

Вопросы  и задания кучащимся.

  • Что вам понравилось в описании речной жизни?
  • Рассмотрите фотографии речных берегов.
  • Чем они вас привлекают?

И. Изучение нового.

Беседа с использованием карты и схемы в учебнике.

  • Рассмотрите карту. Каким цветом отмечены водные запасы планеты?
  • Чего больше на планете: суши или воды?

Вода в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твёрдом состоянии. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. (При объяснении учитель показывает объекты на карте.)

  • Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных. (Вывесить рисунки растений и эюивотных на доску.)
  • Подумайте, какую роль играет вода в вашей жизни. (Рисунок человека.)

• Для учителя.

Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10.

Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды - всего лишь несколько дней.

Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьём и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 – 6 литров в сутки.

Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.

Вопросы  и задания к учащимся.

-        На уроке Серёжа нарисовал вот такую схему.

На доске появляются рисунки двумя вертикальными рядами: слева рисунки завода, трактора, многоэтажного дома, справа - животного, растения, человека. Проводятся стрелки.

  • Расскажите, что показывает эта схема. (Загрязнение природы промышленными отходами, сельскохозяйственной деятельностью человека и сточными водами.)
  • Что вы можете предложить, чтобы изменить это положение?
  • Почему необходима очистка воды?
  • Может ли вода очищаться под воздействием природных факторов? (Природа имеет способность к самоочищению.)

• Для учителя.

Реки и озёра живут благодаря своей способности самоочищаться. Так, например, за 12 дней в реке вся вода обновляется, а в озере моллюски и прочие мельчайшие существа за год 6-8 раз пропускают через себя весь объём воды, тем самым очищая её. Но и здесь есть предел, за которым живая система теряет способность самовосстанавливаться.

А вот некоторые факты загрязнения очень крупных водоёмов и их последствия.

  1. Термическое загрязнение характерно для крупных рек, на берегах которых построены сталеплавильные или машиностроительные заводы, тепло- и электростанции. Эти предприятия используют холодную речную воду для охлаждения промышленных установок. Обратно в реку они сливают воду изрядно нагретую, почти горячую. Тем самым нарушается температурный баланс водоёма, развиваются тропические вирусные заболевания, гибнет ценная рыба -лосось, форель, осётр. В мутной, пахнущей зеленью воде выживают только некоторые виды рыб - голавль, плотва. Волга (показать на карте) - одна из рек, подверженных термическому загрязнению.
  2. На берегах Балтики (показать на карте) живут 150 миллионов человек. Для их нужд работают тысячи промышленных предприятий. Свои отходы они, как повелось, сбрасывают в море. В итоге из-за загрязнения уже невозможно различить, где здесь пресные воды, а где солёные, - все они стали ядовитыми. Балтийским рыбакам часто попадают в сети цилиндры с ядовитым газом. Они плавают в море ещё со времён второй мировой войны, многие из них повреждены, значит, смертоносный газ растворился в морской воде и оказал своё разрушающее действие на окружающую среду. В Балтике уже сейчас можно поймать рыбу с изуродованным хребтом, двумя головами или хвостами, с опухолями на теле.
  1. Средиземное море (показать на карте) раскинулось между Африкой и Европой. Ещё недавно прибрежные страны не знали отбоя от туристов. Теперь ситуация изменилась. Сточные воды так загрязнили Средиземное море, что вместо полноценного отдыха люди стали здесь болеть желудочно-кишечными заболеваниями.
  2. Разрушительная деятельность человека не обошла и Чёрное море (показать на карте). Из-за аварий на судах доля нефтепродуктов в нём в районе Туапсе (показать на карте) и Новороссийска (показать на карте) в 9 раз превышает допустимую норму.

III. Итог урока.

  • Какой вывод мы можем сделать?

Занятие 2. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?

Цели: ознакомить с древесными и травянистыми жизненными формами растений, классификацией травянистых растений; научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам, распознавать растения края.

Оборудование: иллюстрации древесных, кустарниковых и травянистых растений, таблица с изображением смешанного леса, раздаточный гербарий.

Ход  урока

I. Введение в тему.

Учитель загадывает загадки. Каждая отгадка подтверждается иллюстрацией, которая вручается отгадавшему ученику для дальнейшей работы.

  1. Что летом и зимой в рубашке одной? (Сосна, ель.)
  2. Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)
  3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
  4. Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)
  5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Чёрная и красная смородина.)
  6. Не огонь, а жжётся. (Крапива.)

7. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.)

Учитель просит выйти тех детей, которые получили иллюстрации растений. Выстраивает их в ряд перед классом. Учитель обращается к классу.

-        Рассмотрите рисунки растений и подумайте, как распределить их на 3 группы.

Учащиеся выходят и распределяют «растения» по группам. В итоге должны получится «деревья», «кустарники», «травы».

-        Почему именно так вы объединили растения?
II. Изучение нового.

Задания для учащихся.

  • Рассмотрите таблицу с изображением леса.
  • Расскажите, что видите.
  • Назовите и покажите растения группы «деревья».
  • Как вы их узнали?

Ученик показывает ствол, крону дерева, аналогично определяются кустарники и травы.

Для учителя.

Одна из самых обычных классификаций включает обиходные представления о внешнем облике растений. Вот категории этой классификации:

  1. Древесные растения, подразделяемые на деревья, кустарники, кустарнички.
  2. Травянистые растения, подразделяемые на многолетние и однолетние травы.

Типичное дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол - биологически главная, «лидерная» ось, растущая и в длину, и в толщину интенсивнее других осей - сучьев и ветвей, составляющих крону. Основная (но не единственная) форма дерева - прямостоячая. Деревья достигают наибольших для высших растений размеров. В тропических лесах-в среднем 50-80 м, нередко до 100 м; максимальная высота деревьев - у эвкалиптов и секвой - около 150 м.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни особи формируется не один-единственный ствол, а несколько или

много, существующих бок о бок и постепенно сменяющих друг друга. Первый стволик, с небольшой кроной (похожий на деревце) скоро даёт из спящих почек у основания ряд дочерних стволиков, нередко обгоняющих первоначальный и усиливающихся из поколения в поколение.

Общая длительность жизни кустарника может быть очень большой, несколько сотен лет, однако каждый стволик со своей кроной живёт ограниченное время, в среднем 20-40 лет (но у малины - всего 2 года, а у сирени - до 60 лет.)

Кустарники встречаются почти во всех областях Земли и в разнообразных типах растительности, но в лесах в виде второго яруса -подлеска, то есть в затенении, которое может быть одним из факторов угнетения роста отдельных стволиков.

Кустарнички - миниатюрные кустарники высотой не более 50 см, в среднем 10-30 см. Длительность жизни отдельных скелетных осей меньше, чем у кустарников, в среднем порядка 5-10 лет. В лесах кустарнички образуют низкий кустарничковый ярус, иногда вместе с травами (черника, брусника).

Вопросы кучащимся.

  • Если представить лес в виде лестниц, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)
  • А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники, деревья.)

Физкультминутка

Учитель называет различные растения (например, дуб, осина, ромашка, сирень, подорожник, боярышник, берёза, шиповник, полынь, одуванчик, ель, орешник, сосна и т. д.). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприсед - кустарники, стоят в полный рост - дерево.

III. Работа по учебнику.

Задания учащимся.

  • Рассмотрите гербарий на парте.

-        Назовите растения, относящиеся к деревьям, кустарникам, травам.

-        Вы их узнали? Назовите.

  • Назовите известные вам.
  • В какую группу их отнесёте?
  • Какие растения вам неизвестны?
  • Найдите ответы, проверьте себя.

IV. Итог урока.

-        Что нового открыли для себя на уроке?

Занятие 3.  КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?

Цели: объяснить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам.

Оборудование: карточки с надписями (для схемы).

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа по рисунку учебника.

  • Рассмотрите это странное существо, которое, по словам папы Серёжи и Нади, живёт в лесу.
  • Как вы думаете, может ли такое быть?
  • Части тела каких животных объединил папа на рисунке?
  • К каким из известных нам групп относятся эти животные?

П. Определение групп животных.

На доске выстраивается схема. Задания  учащимся.

-        Какие отличительные особенности имеют животные каждой
группы?
(Насекомые - 6 ног, рыбы - чешуя, птицы - перья, звери -
шерсть.)

  • Правы вы были?

♦ Знаете ли вы, что?..

На нашей планете живёт 2 млн видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они оби-

тают в почве, на земле, в воде, в воздухе - везде. Самое большое насекомое - бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30 см. Длина жука-голиафа более 20 см (рассмотреть по линейке). Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука-трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полёта насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км в час; шмель - 3,5; муха - 2; златоглазка - всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки-бражницы - около 60 км.

Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.

♦        Знаете ли вы, что?..

Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

Ещё более необычная рыба - это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

♦        Знаете ли вы, что?..

Какая из летающих птиц самая большая? Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжёлая работа - поднять в воздух такую птицу.

Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор (желательно проиллюстрировать). Взрослые птицы весят около 13 кг.

Скорость полёта у разных птиц очень различается. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из

В природных сообществах выделяются следующие типы взаимоотношений:

  1. Поедание растений животными.
  2. Поедание животных животными.
  3. Использование в пищу отмерших растений и животных.
  4. Опыление растений насекомыми.
  5. Распространение семян растений животными.

Существует такое понятие - «цепи разложения».

Чтобы выяснить, что они собой представляют, давайте заглянем в почву! И тут кипит работа: дождевые черви, личинки насекомых, кроты, микробы, жуки-могильщики, жуки-навозники! Проследим за поведением жука-могилыцика и ответим на вопрос: почему в лесу и на лугу не встретим мёртвых зверьков и птиц? (Жуки-навозники закапывают их в почву.)

-        Для чего они это делают?

Возможно, для того, чтобы в лесу было чисто, не зря их называют насекомыми-санитарами? (Нет, им просто, как и всем живым организмам, нужна пища, но пища особая.)

Таким образом, дождевые черви, жуки-могильщики и жуки-навозники перерабатывают погибшие растения, животных и их выделения, образуя цепи разложения и обогащая почву перегноем. Многочисленные микробы, находящиеся в почве, перерабатывают не только остатки растений, но и остатки животных, занимая важнейшее место в цепях разложения.

Подобная картина наблюдается и в водоёме. Когда растения и животные водоёма умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мёртвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

III. Экологический прогноз.

Задания учащимся.

-        Вы уже знаете, что такое прогноз погоды. (Это научное пред
положение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологический.

  • Подумайте, что произойдёт на лугу, если погибнут насекомые.
  • Что может случиться, если в реке выловить всех раков?
  • Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека?
  • О каких невидимых нитях говорится в рассказе?
  • Озаглавим этот рассказ.

IV. Итог урока.

-        Итог всему сказанному на уроке вы найдёте в стихотворении
Б. Заходера.

Занятие 4.  ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

Цели: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.

Оборудование: мяч, две палочки разного цвета (или два цветных карандаша).

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа.

-        Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)

  • Как вы думаете, давно появились растения на Земле?
  • Давайте совершим короткую экскурсию в глубокое прошлое растений.
  • Расскажите, как выглядела наша молодая планета Земля миллиарды лет назад? (Если у детей не хватает знаний, то помогает учитель.)

-3,8 миллиарда лет назад тёплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара. Суша в те времена была совсем иной, чем сейчас: бесплодные скалы и пустыни, на которых не было видно не только ни травинки, но отсутствовала даже почва, если не считать рассеянной то здесь, то там пыли.

Но простейшие растения уже были в то время.

Где же они жили? (В морях.)

Долгие сотни миллионов лет жизнь была сосредоточена только в морских водах. Но около 400 миллионов лет назад шагнули на сушу и ухитрились выжить в непривычных условиях «бесстрашные первопроходцы» - водоросли. Так появились первые наземные растения.

II. Изучение нового материала.

Беседа с опорой на знания учащихся.

а) Дикорастущие растения.

-        Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат:
более 300 тысяч видов растений населяет Землю. И они приспособились практически ко всем климатическим условиям: могут жить в пустыне, где почти не бывает дождей, а могут и в арктической зоне, где даже хорошо одетого человека пронизывает холод.

Кто поливает эти растения, рыхлит почву, подкармливает удобрением, - кто ухаживает за ними?

Это дикорастущие растения.

Вы уже много видели таких растений и знаете некоторые названия.

Приведите пример дикорастущих растений.

На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые.)

Назовите все растения.

Назовите дикорастущие растения.

б) Культурные растения.

-        Как вкусна и душиста булочка с хрустящей корочкой, с румяным бочком!

Где растут такие булочки?

Из чего делают муку?

Как долго приходится людям искать пшеницу, чтобы намолоть много муки и испечь много булочек? (Пшеницу не ищут - её выращивают специально на полях.)

Что значит выращивают? (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя убирают.)

То есть человек заботится о том, чтобы получить богатый урожай пшеницы, и делает для этого всё возможное.

Такие растения называют культурными.

Приведите пример культурных растений.

Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.

Физкультминутка

Игра с мячом

Игра выполняется стоя. Учитель бросает в руки учащегося мяч и просит назвать дикорастущее или культурное растение. Садится тот, кто ответил правильно. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не ответят правильно.

III.        Классификация культурных растений.

Вопросы к учащимся.

  • Где растут яблоки, крыжовник, помидоры?
  • Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?
  • Рассмотрите схемы  и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.

IV.        Игра «Определи растение» (используются палочки).

Оговаривается условие игры: красный цвет - культурное растение, зелёный цвет - дикорастущее.

Учитель называет разные растения, дети палочкой соответствующего цвета показывают, к какой группе оно относится.

V. Итог урока.

- Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали?

Дополнительный  материал.

Пшеница. Её выращивают очень давно, раньше многих других видов растений. Цвет зёрен её различный. Есть пшеница с фиолетовыми, зеленоватыми, красноватыми зёрнами. Зерно русской пшеницы золотистого оттенка. Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высеивают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую - осенью, лучше в сентябре.

Овощи. Тысячу лет назад вошли в пищу человека овощи - травянистые растения. Овощи выращивают во всех странах мира. Они не только вкусны, но и полезны. Овощи не только сохраняют людям здоровье, но и помогают вернуть его тем, кто заболел. На земном шаре известно более ста видов овощных растений.

Яблоня. Одно из самых распространённых плодовых растений.

По величине, форме, вкусу и особенно окраске плоды яблони очень различны. Люди вывели более 20 тысяч сортов яблок. Яблоня - морозостойкое, светолюбивое дерево высотой обычно 4-10 м.

Занятие 5.  ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цели: охарактеризовать отличительные особенности в устройстве жизни диких и домашних животных, их разнообразие, значение для человека; формировать умения группировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных.

Ход урока

I. Введение в тему.

На учительском столе вперемешку лежат картинки с изображением диких и домашних животных. Учитель загадывает загадки. Ученик, который отгадал правильно, выходит к столу, находит нужную картинку и крепит её на доске. Уч итель.

1. Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это ...        (Лось.)

2.        Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан.

Очень грозен был ...        (Кабан.)

3.        Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая ...        (Лисица.)

4.        Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок

От собак матёрый ...        (Волк.)

5.        Он, как ёлка,
Весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей.

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады забавный ...        (Ёж.)

-        Про каких животных не было загадок, прикрепите эти картинки на доску отдельно.

II. Изучение нового.

Задания учащимся.

  • Внимательно рассмотрите 2 группы животных
  • Какое название им можно дать? (Дикие и домашние.)
  • Почему вы их так назвали?

-        Рассмотрите рисунки в учебнике, определите диких и домашних животных.

-        Почему человек ухаживает за домашними животными?
-Расскажите, чем полезны человеку коровы, овцы, куры, пчёлы.

Для учителя.

Достоверно никто не знает, когда были приручены те или иные животные. Единственное что можно сказать: было это в древнейшие времена. После собаки шёл крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи. Эти животные так же, как и вьючные, такие, как верблюд, як, осёл, были первоначально приручены не в Европе, а, вероятно, в Центральной Азии.

Значение быка и коровы для древнего человека было так велико, что многие их обожествляли. О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу - молоко, люди узнали около 2800 лет назад.

Корова и сейчас оправдывает своё старинное название - кормилица. Ведь она даёт молоко, а молоко - это и масло, и сливки, и творог, и сметана, и простокваша.

Сколько родственников у нашего петуха среди домашних птиц! Это и индюки, и цесарки, и самые разные породы домашних кур. Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты - мясо и яйца, из которых можно приготовить много самых разнообразных блюд. Кроме того, от них получают перо и пух. Курица-несушка даёт в год 200-220 яиц.

Овца - домашнее животное. Живёт она рядом с человеком уже 3 тысячи лет. Только собака и свинья были приручены раньше.

Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр - брынзу. Из овечьих шкур шьют тёплые шубы и тулупы, шапки и воротники. А из кожи изготовляют обувь. Особо ценится овечья шерсть. Из неё делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, шапочки, рукавички, изготовляют ткани.

Все знают, что мёд берут из пчелиных ульев, где он находится в восковых ячейках - сотах. А в ульях мёд делают пчёлы. Сколько может сделать мёда маленькая пчёлка? Ведь из одного улья достают десятки килограммов мёда! Чтобы собрать с цветков нектар, который превратится в килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), посетив при этом 19 миллионов цветков. А несколько килограммов мёда - это уже миллионы километров!

Конечно, одна пчела не сделает такую работу за всю свою жизнь. Она живёт всего 30-35 дней. Но недаром трудолюбие пчёл вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 км в час, одна пчела за рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

Мёд - это зимняя еда пчёл. Трудятся пчёлы всё лето, да так, что запасов получается гораздо больше, чем требуется: хватает им самим и людям. Люди очень давно оценили замечательные качества пчелиного мёда. Уже давно пчёлы «приручены» людьми, живут в ульях на пасеках. Это почти домашние животные.

III. Итог урока.

  • Каких ещё домашних животных вы знаете?
  • Расскажите о них.
  • Чем образ жизни диких животных отличается от образа жизни домашних животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру

Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2.      Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3.       Орган...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

цикл уроков по окружающему миру 4 класс

             Методическая разработка адресована учителям начальных классов. Охватывает несколько уроков раздела «Земля и человечество» программы ...