цикл уроков по окружающему миру 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Рыбкина Татьяна Владимировна

               Методическая разработка адресована учителям начальных классов. Охватывает несколько уроков раздела «Земля и человечество» программы «Окружающий мир», 4 класс раскрывает опыт проведения уроков в рамках реализации  системно - деятельностного подхода в частности с использованием метода лепбука и других активизирующих техник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМЕНИ ВЛАДИМИРА СТУПАКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка серии

уроков окружающего мира

по разделу: «Земля и человечество»

4 классУМК Школа России

Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Е.А Крючкова ,Москва «Просвещение» 2022г.

Учитель начальных классов

первой категории

Рыбкина Т.В.

=

Аннотация

             Актуальность данной разработки определена необходимостью создать условия для развития и совершенствования ребёнка, исходя из его склонностей, интересов, и потребностей собственных жизненных целей.

               Методическая разработка адресована учителям начальных классов. Охватывает несколько уроков раздела «Земля и человечество» программы «Окружающий мир», 4 класс раскрывает опыт проведения уроков в рамках реализации  системно - деятельностного подхода в частности с использованием метода лепбука и других активизирующих техник.

              В своей работе отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, которые способствуют активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ.

            Системно – деятельностный я  реализую на различных этапах урока.
           На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности
 организую вхождение обучающихся в учебную деятельность.  На этапе актуализации знаний подготавливаю детей к изучению нового материала, высвечиваю  ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Постановка проблемного вопроса мотивирует к изучению новой темы.   На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем организую  формулировку  цели и темы урока..

             На этапе первичного закрепления дети  выполняют задания в группах.
            При проведении самостоятельной работы с самопроверкой
 использую индивидуальную форму работы, создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха

             Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. Здесь дети определяют границы применения нового знания, тренируют навыки его использования и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках.
            При подведении итога урока
 провожу рефлексию, что помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы. Таким образом, использование элементов исследовательской деятельности, приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.  Я  частично ухожу от практики работы  фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

            В практике моих уроков хорошо зарекомендовал себя метод лепбука, который представлен в конспектах уроков  по окружающему миру.

      Главными итогами своей работы в этом направлении считаю:

-Создание комфортного психологического микроклимата в классе. Положительное отношение учащихся к школе, обучению;

-У ребят повысилась заинтересованность в результатах своей учебной деятельности;

-Созданы благоприятные условия для включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе и с низким уровнем обучаемости;

-Высокие показатели абсолютной успеваемости (100%), стабильные показатели качественной успеваемости.

            Работая над  данной темой, я убедилась в эффективности применения инновационных педагогических технологий  и методов, что  способствует:

-формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;

-развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;

Учитель начальных классов ___________________________Рыбкина Т.В

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………….2

Содержание

Ведение ………………………………………………………………………..4-7

Основная часть:……………………………………………………………....8-24

Конспект урока «Мир глазами астронома»

Конспект урока «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока «Мир глазами географа»

Конспект  урока «Мир глазами историка»

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованных источников……………………………………………………………………....26

Приложение……………………………………………………………….....27-32 

 

 

                                             

Введение

Цель методической разработки:

- раскрытие опыта проведения серии уроков по разделу «Земля и человечество»  учебной программы предмета «Окружающий мир» с использованием системно-деятельностного подхода .

Задачи методической разработки:

- обобщить опыт работы с использованием технологий системно-деятельностного подхода.

- формировать новые знания, используя в своей работе технологию взаимодействия в парах и группах на разных этапах урока, метод создания лепбука.

- способствовать развитию навыков самооценки, используя игровые технологии;

- создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся и формирования компетенций.

               Начальная школа - первая и одна из важнейших ступенек в общеобразовательном процессе. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.
Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Необходимо учить
 детей творчеству, воспитывать в ребенке самодостаточную личность, способную  к  саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, уметь находить  нужную информацию.

           Основными результатами Стандартов второго поколения являются:
-формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-воспитание « умения учиться» - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Учитель
 на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать положительную мотивацию учения .

           Я убеждена, что добиться индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития  можно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий..
        В своей работе отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, которые способствуют активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ.

                   Системно - деятельностный реализую на различных этапах урока.
    На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности
 организую вхождение обучающихся в учебную деятельность.
    На этапе актуализации знаний подготавливаю детей к изучению нового материала, , высвечиваю  ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.Ставлю проблемный вопрос, который мотивирует к изучению новой темы.
           На этапе проблемного объяснения нового материала
 внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем организую  формулировку  цели и темы урока. Готовлю для обучающихся систему вопросов и заданий, которые подводят их к самостоятельному открытию нового.

             На этапе первичного закрепления дети  выполняют задания в группах. .
              При проведении самостоятельной работы с самопроверкой
 использую индивидуальную форму работы, создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха

       Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. Здесь дети определяют границы примениния нового знания, тренируют навыки его использования и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках..
        При подведении итога урока
 провожу рефлексию.

             Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
Таким образом, использование элементов исследовательской деятельности, приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Я  частично ухожу от практики работы  фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

       В практике моих уроков хорошо зарекомендовал себя метод лепбука, который представлен в конспектах уроков окружающего мира. Этот метод я использую и на этапе изучения нового материала и как первичное зкрепление , и при повторении изученного материала.

           Понятие «лэпбук» и его значение Что такое лэпбук? По сути лэпбук представляет собой портфолио или коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую обчающийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях обучающегося.  В лэпбуках систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие, так и узкие. В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. 

В зависимости от формы лэпбуки могут выглядеть:

стандартная книжка с двумя разворотами;

папка с 3 – 5 разворотами;

книжка-гармошка;

фигурная папка.

Организация материала внутри лэпбука:

стандартные кармашки;

обычные и фигурные конверты;

кармашки-гармошки;

кармашки-книжки;

окошки и дверцы;

вращающиеся детали;

высовывающиеся детали;

карточки;

стрелки;

пазлы;

чистые листы для заметок и т.д.

схемы, таблицы,

упражнения для развития связной речи и усвоения грамматических    

конструкций

 картотеки пословиц, поговорок, загадок,

опорные знаки-символы

 Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Важной формой работы является взаимодействие в малой группе. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата.

        Одним из минусов лепбука является время его изготовления. Я решила эту проблему путем подготовки  шаблонов и заготовок.

   

Основная часть

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Тема :"Мир глазами астронома. "

Цель урока:

 -познакомить учащихся с наукой  астрономией.

Задачи:

-формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;

-развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

        Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.

II. Сообщение темы и целей урока.

Предлагаю вам самостоятельно определить тему урока

На доске две карточки со словами . «астрон» - звезда и «номос» - закон.

-Как вы думаете  название какой науки можно составить из этих слов?

-Правильно! Астрономия.

Тема нашего урока : «Мир глазами астронома»

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов.

-Опираясь на значение слов«астрон» и«номос» ответьте на вопрос , что же такое астрономия?

-У вас на столах толковые словари С.И. Ожегова, найдите значение этого слова.

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

- Кто такие астрономы?

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

2. Знакомство учащихся с историей.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

3Вселенная или Космос

- С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

4. Солнце.

- Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/

- Что Вы можете сказать о Солнце?..

- Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

А как же произошло рождение Солнечной системы?

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

- Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6.

Работа в группах .

Прочитайте текст учебника на с.6  и используя  полученные знания и материалы которые лежат у вас на партах заполните страницы лепбука  о солнце.

( На партах заготовки лепбука, стихи , загадки , научные факты о Солнце и других планетах солнечной системы, вырезки из газет, фотографии.) (Приложение 1)

Учащимся необходимо выбрать необходимую информацию соответственно теме.

Каждая группа презентует свою работу.

Молодцы, ребята!

5Планеты Солнечной системы. Просмотр небольшого видео о планетах Солнечной системы.

- Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Рассмотрим планеты Солнечной системы, но сначала  подготовим для этого свои глазки

III. Гимнастика для глаз

(Гимнастика для глаз проводится в виде игры, например, закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть  вдаль и не моргать)

IV.  Продолжение работы над темой урока

Продолжаем работу в группах.

Каждая группа получает карточки с текстом о планетах солнечной системы .

За отведенное время подготовьте рассказ и иллюстрацию о планетах солнечной системы ,  и познакомьте с информацией одноклассников. Ребята готовятся и выступают перед классом.

Карточки:

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

Венера - вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней»  «утренней» звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

Земля - из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

Луна - ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли , не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс - четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.

Сатурн - вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура - 170°С. У планеты 18 спутников.

Уран - в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

Нептун - носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом , это цвет метана , напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

Плутон - так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

V. Физкультминутка

Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)

VI. Закрепление изученного материала

-Кто изучает  планеты Солнечной системы ?

- Вокруг Солнца вращаются планеты, сколько их?

- Есть ли у Земли естественные спутники?

-Какая планета носит имя богини красоты?

-Назовите звезду вокруг которой вращается Земля.

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

V. Итог урока.

Над чем вас заставил задуматься урок?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

VI. Д/з: изготовить модели Солнечной системы.

Конспект урока по окружающему миру

Программа: Школа России

Класс: 4

Тема урока: «Планеты Солнечной системы»

Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечной системы

Задачи: 

Дидактические: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них.

Развивающие:

1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;  

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности  

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества      

Планируемые результаты:    

Личностные:

−        осознание целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе-планеты.

Метапредметные:

Познавательные:

−        развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать;

−        понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

Коммуникативные:

−        умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;  

−        умение оказывать взаимопомощь.

Регулятивные:

−        организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

−        умение работать сообща.

Предметные:

− сформировать представления о планетах и их расположение в Солнечной системе.

 Ход урока

I.Организационный момент

Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы -

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами.

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

II. Актуализация знаний

-Посмотрите на доску.

Решите примеры на  умножение и деление и узнаете тему урока.

Дети выходят и переворачивают карточку с решенным примером.

Появляется надпись Планеты.

III. Постановка учебной задачи

-Кто догадался, какая тема нашего путешествия? (планеты)

Тема нашего урока «Планеты Солнечной системы».

-Вот мы и справились с первой задачей .

-Что мы должны узнать сегодня на уроке, если тема урока «Планеты Солнечной системы»?

 (узнать как называется каждая планета, особенности строения каждой планеты)-

 -Что для этого нужно сделать?

-Чему мы должны научиться? (различать планеты)

-Что для этого нужно сделать? (хорошо знать строение каждой планеты и ее отличительные особенности)

 

-Как мы должны применить эти знания? (в жизни, чтобы стать образование)

-Что нам для этого нужно сделать? (как можно больше узнавать о планетах)

IV.Открытие новых знаний

Нам предстоит выполнить задание.

-Посмотрите, у вас на партах карточки с изображением планет и именами богов. По ходу моего рассказа вам нужно будет соединить стрелками планеты и богов в честь которых они названы.

          Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

             Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.

Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Цвет планеты серый. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней.

Венера. Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Цвет планеты характерен бледно-желтый окрас атмосферы и коричнево-красная поверхность.

Земля. Следующая планета Земля. Единственная планета, названная не в честь бога. Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле.

           Наша планета из космоса кажется голубой. Океаны и атмосфера придают нашей планете характерный оттенок. Однако, если смотреть на континенты, то вы увидите коричневые, желтые и зеленые цвета.

Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.

—  Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)

-Молодцы!

Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красно-оранжевый цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны).

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Цвет планеты оранжевый с белыми элементами. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера.

Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по величине после Юпитера. Планета имеет бледно-желтый цвет с тонкими оранжевыми полосами в экваториальной области. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

-Откройте учебник на странице 10. Посмотрите на картинки и скажите, чем отличаются эти планеты? (цветом; у одной планеты есть кольца, а у другой нет)

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Цвет ее зеленовато-голубой из-за наличия в его воздухе метана и других простых углеводородов. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Цвет планеты сине-голубой, более насыщенный, чем оттенок его соседа Урана, с темно-синими пятнами гигантских атмосферных вихрей. Температура на поверхности Нептуна составляет —200 "С.

Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

Работа в группах .

Ребята предлагаю вам заполнить страницы лепбука  , который мы начали составлять на прошлом уроке. Заполните страницы посвященные планетам солнечной системы.(у учеников на партах подготовлены изображения, описания, загадки ,научные факты о планетах Солнечной системы )

Презентация лепбуков.

—  Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

-Молодцы!

Физминутка

Упражнения на межполушарное взаимодействие «Легзгинка», «Заяц-лиса»

2) А теперь я предлагаю вам высказать предположение отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года?

Высказывания детей.

Попробуйте провести самостоятельный эксперемент и доказать свою гипотезу. У каждой группы на партах модель Солнечной системы.

Каждая группа обосновывает свою версию.

А теперь проверьте себя по тексту  учебника на странице 12-14.

V. Итог. Самооценка

Что вы узнали сегодня на уроке? 

Чему научились?

Для чего нам нужны эти знания?

- Давайте подведем итоги вашего личного участия в открытиях .На партах лежат  листы самооценки .Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку.

  • Я все задания выполнил быстро и без ошибок;
  • Я могу объяснить тему урока другому;
  • Я своими ответами приносил пользу всему классу;
  • Я был активным в течении всего путешествия;
  • Я достиг целей, поставленных в начале урока.

-Используйте критерии оценки. Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».

- Мы молодцы.

. Спасибо за урок, урок окончен.

Конспект урока по окружающему миру

Программа: Школа России

Класс: 4

Тема: «Мир глазами географа».

Цель:  Познакомить учащихся с наукой географией.

Задачи:

. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой

3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, искать информацию.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта; карта полушарий, заготовки  для лепбуков.

Ход урока

I. Организационный момент.

     Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Учитель Сегодня мы узнаем много нового и интересного.

II. Проверка домашнего задания

Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.

Сообщения детей о новых научных исследованиях планет солнечной системы.

III. Работа над новой темой

Учитель. Это слово образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу.

Кто догадался глазами каких ученых мы посмотрим на мир?

-Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Что же изучает наука «география»?

Прочитайте первые три абзаца на с.16 учебника и ответьте на этот вопрос..

- Верно. Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Интересно, что «гео» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню Земли.

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

Ученики. Географ – это специалист по географии.

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

Дети находят информацию в словарях.

География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

- Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)

-Вы  получаете конверты в которых находится ответ на вопрос, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.

  Два ребенка получают конверты с загадками  и читают их классу.

Шар не велик,

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет.

                                (Глобус.)

Моря есть –

плавать нельзя,

дороги есть –

ехать нельзя,

земля есть –

пахать нельзя.

Что это?

                (Географическая карта.)

Ученики. Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.

Учитель. Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.

– Какую форму имеет глобус?

Оказывается, что латинское слово «глобус» означает шар. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.

- Какую он имеет окраску? И почему?

Ученики. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.

Учитель. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

Ученики. Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

- Молодцы! Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса.

Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 17 вашего учебника.

IV. Работа по учебнику.

Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.

-Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

-Как назвал он свое изобретение?

Ученики. Свою модель он назвал «земное яблоко».

-Чем глобус Бехайма отличается от современного?

Ученики. На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.

-. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.

Пауза психологической разгрузки.

«Австралийский дождь».

V. Работа над темой «Географическая карта».

-Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. -Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

Ученики высказывают свои предположения.

- Значит, нужен другой помощник. Что это?

Ученики. Это географическая карта.

- А что же такое «географическая карта»?

Ученики. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.

- Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

- С какими видами географических карт вы уже знакомы?

Ученики. Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.

- Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

Учитель предлагает детям мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

Ученики. Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. (Демонстрация карты полушарий.)

-. Совсем не случайно такое изображение называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) и на доске.

- Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

Ученики. Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.

Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.

-Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны.

VII. Закрепление. Самостоятельная работа в группах.

-Напомните правила работы в группах.

Распределите кто какую часть работы выполняет и приступайте.

На отдельном столе лежат различные материалы для оформления лепбука по изучаемой теме и не относящиеся к теме(стихи, научные факты рисунки, фотографии , исторические справки, загадки) Дети выбирают необходимые материалы и оформляют заготовку лепбука.

Каждая группа презентует работу.

VIII. Итог урока.

Выставление оценок.

Рефлексия .

Давайте подведем итоги вашего личного участия в открытиях .На партах лежат  листы самооценки .Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку.

  • Я все задания выполнил быстро и без ошибок;
  • Я могу объяснить тему урока другому;
  • Я своими ответами приносил пользу всему классу;
  • Я был активным в течении всего путешествия;
  • Я достиг целей, поставленных в начале урока.

Используйте критерии оценки. Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».

Домашнее задание

1.  подготовить сообщение о 2-3 географических объектах разных стран.

Конспект урока по окружающему миру

Программа: Школа России

Класс: 4

Тема:  Мир глазами историка

Цели: сформировать представление об окружающем мире с точки зрения историков и представление об истории как науке, изучающей длинный путь развития человечества; познакомить  с летосчислением.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I Организационный момент

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

II. Актуализация опорных знаний

I.Проверка домашнего задания

•   Кто  был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)

•   Когда это было? И как ученый назвал свое творение? (К 1492 г. Свою модель он назвал «земное яблоко».)

•   Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америки, в то время они еще не были открыты.)

•   О чем идет речь?

Глобус делит ровная

Линия условная:

Выше — север, ниже — юг.

Назови границу, друг. (Экватор.)

Знает всякий: стар и молод,

Что на карте точка — ... (город).

I. Сообщения учащихся

III. Самоопределение к деятельности

Решите уравнение и соотнесите ответ с  буквой.

В результате появляется надпись (История.)(Приложение 1)

Что вам известно об этой науке?

Как называют ученых, которые занимаются данной наукой? (Историки.)

Нa уроке представим себя учеными-историками.

—  Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир глазами историка».)

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: «я расскажу вам интересную историю...» или «со мной приключилась занятная история...». Что же такое история, предстоит сегодня выяснить.

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, делать выводы, рассуждать, высказывать свою точку зрения и т. д.)

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

-Первая группа изучает с.20 учебника и готовит лепбук и  выступление на тему «Что такое история»

- Вторая группа изучает что такое исторические источники.с.21-23 и готовит свое выступление.

-Третья группа изучает и представляем рассказ и лепбук о Кунсткамере.

На партах лежат заготовки лепбуков и необходимая информация .

Заслушать выступления представителей групп.)

В жизни каждого человека происходит множество событий, одно за другим, они и составляют биографию (жизнеописание) любого из нас. Мы, живущие сегодня, те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после нас, — все вместе мы составляем человечество. У него тоже есть биография — это история, о которой мы сегодня начнем разговор.

История — очень древнее слово. В переводе с греческого оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».

—  Какое определение этого слова дано в словаре С.И. Ожегова? (История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.)

Часто историю называют памятью народа. Изучая историю, мы узнаем, как жили наши предки, чем мы похожи на них и чем отличаемся, какие происходили события в прошлом. Ученые-историки работают в архивах, музеях, библиотеках, изучают документы, оставшиеся от минувших эпох.

Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней оседает слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, села, города. Учёные сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки — извлекают из земли вещи древних людей, все, на чем сохранились следы их деятельности. Этих ученых называют археологами, а науку о древности — археологией. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Все, что может рассказать о прошлом: рукописи, монеты, сказания, пословицы, — называют историческими источниками.

Дошедшие до нас памятники ценны, и многие предметы старины хранятся в музеях.

Итак, вот основные определения, которые нам следует запомнить.

История — наука, изучающая прошлое человеческого общества.

Летопись — подробный рассказ о событиях.

Архив — хранилище документов.

Исторические источники — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Археология - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

—  Представьте, что мы перенеслись в далекое будущее с помощью машины времени. Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живем?

—  Что такое история?

—  Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? (Археологию.)

VIII. Рефлексия

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли?

—  Где можно применить новые знания?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 19-24 учебника. Задание №3.

Заключение

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

  Главными итогами своей работы в этом направлении считаю:

  • Создание комфортного психологического микроклимата в классе. Положительное отношение учащихся к школе, обучению;
  • У ребят повысилась заинтересованность в результатах своей учебной деятельности .
  • Созданы благоприятные условия для включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе и с низким уровнем обучаемости.
  • Высокие показатели абсолютной успеваемости (100%), стабильные показатели качественной успеваемости;

       Работая по данной темой, я убедилась в эффективности применения инновационных педагогических технологий .

Применение  инновационных педагогических технологий способствует:

-формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;

-развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;

-раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;

-развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

-становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;

-усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;

-развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

Список использованных источников

  1. Дичковская, И.М. Инновационные педагогические технологии [Текст]/ И.М. Дичковская.- К.: Академвидав, 2004. – 127 с.
  2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015: постановление Правительства Российской Федерации №543 от 23 декабря 2008 [Текст]// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – 2006. - №1.
  3. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Переиздание [Текст]/ Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011 – 88 с.
  4. Ксенозова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ Г.Ю. Ксенозова. – М., 2010. - 224

           5. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.

            6.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

            7.Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков Е.А.Крючкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарно- эстетического цикла в изучении окружающего мира.

Содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегративно, междисциплинарно и для изучения природных явлений необходимо задействовать всю систему учебных предметов в начальной школе...

Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру

Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2.      Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3.       Орган...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Цикл уроков по окружающему миру для 2 класса.

Данный цикл может быть использован при проведении внеурочной деятельности в рамках учебного предмета "Окружающий мир". Цикл представлен 6 уроками, которые  носят практический характер....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....