Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарно- эстетического цикла в изучении окружающего мира.
опыты и эксперименты на тему

Тимонькина Людмила Павловна

Содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегративно, междисциплинарно и для изучения природных явлений необходимо задействовать всю систему учебных предметов в начальной школе. Например, провели экскурсию. Знакомство с первоцветами, которая ставит перед собой задачу создания настроения восхищения маленьким чудом природы. Дети получают возможность рассмотреть цветы и узнают некоторые сведения об их строении и жизнедеятельности. Уже одно перечисление наблюдаемых детьми растений (мать - и - мачеха, хохлатка, первоцвет, береза, осина, орешник) показывает, насколько детям будет трудно поддерживать во время экскурсии активное внимание, а тем более запомнить предлагаемый на экскурсии материал. Поэтому после экскурсии принято проводить урок обобщения полученных знаний. Как показывает опыт, одного урока обычно бывает мало, тем более что в материал экскурсии не вошли первоцветы, которые стали редкими именно по причине своей красоты (печеночница, сон - трава, пролески).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_predmetov_estestvennonauchnogo.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция предметов естественнонаучного

и

гуманитарно- эстетического

цикла

в изучении окружающего мира.

Выступление на МО начальных классов.

Учитель: Тимонькина Л.П.

Содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегративно, междисциплинарно и для изучения природных явлений необходимо задействовать всю систему учебных предметов в начальной школе. Например, провели экскурсию. Знакомство с первоцветами, которая ставит перед собой задачу создания настроения восхищения маленьким чудом природы. Дети получают возможность рассмотреть цветы и узнают некоторые сведения об их строении и жизнедеятельности. Уже одно перечисление наблюдаемых детьми растений (мать - и - мачеха, хохлатка, первоцвет, береза, осина, орешник) показывает, насколько детям будет трудно поддерживать во время экскурсии активное внимание, а тем более запомнить предлагаемый на экскурсии материал. Поэтому после экскурсии принято проводить урок обобщения полученных знаний. Как показывает опыт, одного урока обычно бывает мало, тем более что в материал экскурсии не вошли первоцветы, которые стали редкими именно по причине своей красоты (печеночница, сон - трава, пролески).

Поэтому можно провести три интегрированных урока за счет уроков естествознания, изобразительного искусства и русского языка. На уроке естествознания дети обобщат знания, полученные во время экскурсии, на уроке изобразительного искусства - нарисуют наиболее красивые раннецветущие растения, на уроке русского языка - напишут сочинение.

При разработке и проведении этих уроков перед учителем стоит довольно сложная задача. С одной стороны, он должен на основе эмоционального «заряда», полученного во время экскурсии, продолжать развивать у детей эстетическое отношение к природе, умение и желание видеть красоту окружающего мира. С другой стороны, учитель обязан изучать с учащимися природные явления, их свойства, то есть развивать у детей рационалистическое восприятие действительности. Каждый из учителей начальных классов знает, насколько трудно сочетать эти две стороны познания мира. Любой перекос в ту или иную сторону приводит к негативному влиянию на развитие ребенка. Поэтому учителя, активно используют при изучении природных явлений методы интегрированного обучения: включение в уроки стихотворных текстов, отрывков из художественной прозы, использование музыкальных произведений, произведений живописи. Такая методика соответствует психологическим особенностям младших школьников целостному воспитанию действительности, т.е. в этом возрасте ребенок воспринимает мир целостно, без деления на составные части. Звуки, краски, объемные формы, пространство и время у учеников начальных классов тесно связаны в сознании.

При разработке и проведении этих уроков перед учителем стоит довольно сложная задача. С одной стороны, он должен на основе эмоционального «заряда», полученного во время экскурсии, продолжать развивать у детей эстетическое отношение к природе, умение и желание видеть красоту окружающего мира. С другой стороны, учитель обязан изучать с учащимися природные явления, их свойства, то есть развивать у детей рационалистическое восприятие действительности. Каждый из учителей начальных классов знает, насколько трудно сочетать эти две стороны познания мира. Любой перекос в ту или иную сторону приводит к негативному влиянию на развитие ребенка. Поэтому учителя, активно используют при изучении природных явлений методы интегрированного обучения: включение в уроки стихотворных текстов, отрывков из художественной прозы, использование музыкальных произведений, произведений живописи. Такая методика соответствует психологическим особенностям младших школьников, целостному        восприятию

действительности, т.е. в этом возрасте ребенок воспринимает мир целостно, без деления на составные части. Звуки, краски, объемные формы, пространство и время у учеников начальных классов тесно связаны в сознании.

Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя - нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, которые в настоящее время зачастую являются единственными в семье, о воспитании у них чувства сопереживания, умение эмоционально отзываться на переживания других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии растений, открытки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям, неким эмоциональным фоном. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками и звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой, же благоговейный восторг, и точно такие, же чувства испытывают в настоящий момент и учитель, и его одноклассники. Любовь к родной природе, родителям, учителю - не с этого ли начинается воспитание патриотизма?

В этом плане не следует пренебрегать и таким мощным средством патриотического воспитания, как обращение к коллективному опыту народа, отраженному в слове. Анализ семантики и морфемного состава названий первоцветов (ветреница, калужница, чистяк, медуница, сон - трава, мать - и - мачеха) поможет детям не только понять, какие существенные признаки отличал народ в этих цветах, но и почувствовать красоту русского слова.

Так же важно дать понять детям, что первоцветы растут практически по всей территории Европы в зоне умеренного климата, и у каждого из народов для них имеются собственные названия, отражающие наблюдения и опыт этого народа, важно дать не только анализ русских наименований первоцветов, но и латинские, немецкие, польские их названия, не только стихи русских поэтов, но и стихи зарубежных.

Все это позволит затем подвести детей к выводу, что Земля - колыбель всего человечества, и любой человек, независимо от того, где он живет, - дитя матери - природы, и если не беречь растения, птиц, животных, реки, почву, то природа жестоко отомстит людям.

  1. Майков

Голубенький, чистый Подснежник - цветок!

И подле сквозистый Последний снежок.

Е. Серова

ФИАЛКА

Выглянул подснежник В полутьме ночной - Маленький разведчик,

Посланный весной.

На солнечной опушке Фиалка расцвела - Лиловенькие ушки Тихонько подняла.

  1. Мусатов

МЕДУНИЦА

Лиловый, красный, голубой - Цветет любимая пчелой В дубраве царь - девица.

Никто другой в стране лесной Не может, как она весной В три цвета нарядиться.

Роберт Браунинг (англ.) перевод С. Маршака И пусть еще хмурится поле седое,

В полдень проснутся от света и зноя Лютики - вешнего солнца подарки, Что перед нами юг этот яркий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру

Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2.      Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3.       Орган...

Использование ИКТ на уроках гуманитарно-эстетического цикла.

 Использование компьютеров в учебной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения современного ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индив...

Цикл уроков по окружающему миру для 2 класса.

Данный цикл может быть использован при проведении внеурочной деятельности в рамках учебного предмета "Окружающий мир". Цикл представлен 6 уроками, которые  носят практический характер....

Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Теоретические основы  проблемы формирования естественнонаучных понятий  у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...

цикл уроков по окружающему миру 4 класс

             Методическая разработка адресована учителям начальных классов. Охватывает несколько уроков раздела «Земля и человечество» программы ...