Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Третьякова Наталья Юрьевна

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где учащиеся сами добывают информацию из предложенных источников - кейсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys-urok_po_okruzhayushchemu_miru_u_chyornogo_morya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-урок по окружающему миру

1. УМК «Школа России».

2. Класс: 4

3. Тема урока и номер урока в разделе: «У Чёрного моря» (урок № 19)

4. Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

5. Планируемые результаты:

Личностные:  поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Метапредметные:  

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;

коммуникативные:  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Предметные: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

          6. Учебные пособия: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

          8. Техническое оборудование: электоронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточка «Исправь ошибки в тексте».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

1.Работа с картой

В ней песков большие груды –

Называются «барханы»,

И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.

‒ О чём загадка?  (о пустыне)

Прощаться с пустыней не будем спешить –
О ней мы будем сейчас говорить.
Пустынь в России немного у нас,
О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ.

(отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополнения остальных учащихся.)

         Игра «Узнай меня»

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,        

Голова торчит да ноги. (черепаха)

Вьётся верёвка,

На конце – головка. (змея)

Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (лисичка корсак)

Я священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (скарабей)

Я – глинистый участок пустыни, называюсь … (такыр)

Я – травянистое растение, моя задача – удерживать пески. (колосняк)

Я – песчаный холм, и зовут меня … (бархан)

2. Тест (Тесты по окружающему миру, тема «Пустыни»)

3. Индивидуальное задание на карточке

‒ Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров ( отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называются джузгунами ( барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак ( колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики ( сайгаки) , они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка ( тушканчик) передвигается прыжками.

4.Конкурс рисунков

(Проверка выполнения задания 7 на с.59 рабочей тетради)

‒ Чей рисунок вам понравился? Почему?

5. Сообщение учащихся

‒ Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню?

(проверка выполнения задания 8 на с. 60 рабочей тетради. Ученики зачитывают свои рассказы.)

‒ Чей рассказ вам понравился? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

‒ Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, тайга, степь, пустыня, субтропики)

‒ О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках)

Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.

‒ Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

‒ Что мы будем делать для достижения этой цели?

‒ Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(записываю вопросы на доске)

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать!

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.

(Высказывания детей.)

- Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, лишь маленький её кусочек.

2. Организация работы с кейсами.

‒ Продолжим изучать природную зону группами: экологи, ботаники, зоологи. Каждая группа подготовит своё сообщение, связанное с нашей темой.

Ботаники – отличительная особенность растений субтропиков.

Зоологи – обитатели суши, обитатели суши, добывающие пищу в море. Обитатели моря.

Экологи – Черноморское побережье – место отдыха человека, растения и животные, занесённые в Красную книгу.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность выступления

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

3. Кейсы.

Кейс№1

Источник №1

 Учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. стр. 127 – 130.

Источник №2

Растительный мир Черноморского побережья Кавказа насчитывает более 6000 видов, которые здесь произрастают, благодаря мягкому субтропическому климату. Есть много реликтовых растений: можжевельник высокий, лавровишня, падуб колхидский, рододендрон и другие.

Древесная растительность, покрывшая горы, представлена такими видами как, граб, дуб и хвойные породы деревьев. Зато в южной части местности растут вечнозеленые кустарники, лианы, магнолии и пальмы. Климат способствует выращиванию винограда, цитрусовых, чая и других культур.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/rasteniya-i-zhivotnye-chernomorskogo-poberezhya-kavkaza-opisanie-s-foto-i-video-prirody-kavkaza.html

Источник №3

Рассмотрим главнейшие растения субтропических кавказских лесов. Одно из наиболее распространенных здесь деревьев — бук восточный. Это дерево сразу обращает на себя внимание гладкой пепельно-серой корой и мощным стволом. Крона бука очень густая, создающая сильное затенение. Плотные эллиптические листья заострены у основания и на верхушке, край их совершенно ровный. На ветвях бука осенью можно видеть небольшие шарики размером с крупную вишню, покрытые снаружи множеством коротких тонких отростков. Внутри такого шарика — один-два трехгранных светло-бурых орешка, похожих на сильно увеличенные зерна гречихи. Когда оболочка шарика растрескивается, орешки высыпаются на землю. Эти орешки — плоды растения. Орешки бука съедобны.

http://www.botansad.com.ua/images/phocagallery/1dendro/Fagus_sylvatica_orientalis.jpg

Бук — поставщик высококачественной древесины, которая находит широкое применение. Она используется как строительный материал, из нее делают мебель, бочки для хранения сливочного масла, паркет, некоторые части музыкальных инструментов. Буковые дрова — хорошее топливо, они дают много тепла.

Другое распространенное дерево — граб кавказский. По внешнему облику и форме листьев он немного похож на бук, но имеет меньшие размеры. Отличается граб еще и тем, что его листья по краю зазубренные, пильчатые.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Carpinus_betulus_01_by_Line1.jpg

Граб можно сразу узнать по рыхлым сережкам с плодами, которые осенью свисают с ветвей вниз как гирлянды. Древесина граба менее ценная, чем у бука. Используют ее главным образом на рукоятки для инструментов и топорищ, сапожные колодки, паркет и т. д. Дрова из граба очень хорошие.

Еще одно дерево субтропических лесов Кавказа — настоящий каштан. Листья настоящего каштана длинно-эллиптические, по форме как у черемухи, но раза в два-три больше, цветки очень мелкие, невзрачные. Летом на ветвях дерева среди листвы можно увидеть колючие зеленые шары величиной с небольшое яблоко. Внутри такого шара осенью созревают коричневые блестящие плоды-каштаны округлой формы.

http://sadonline.ru/d/91525/d/%D0%BA%D0%B0%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BD.jpg

Мякоть их съедобна даже в сыром виде и довольно приятна на вкус. Но обычно каштаны едят жареными или вареными.

Древесина настоящего каштана твердая и очень устойчивая против гниения. Это незаменимый материал для постройки деревянных домов в условиях теплого и влажного субтропического климата. Она находит применение также в столярном, мебельном и токарном производствах.

В субтропических лесах черноморского побережья Кавказа помимо перечисленных листопадных деревьев встречаются и другие: некоторые виды дуба и клена, липа кавказская, дикая хурма и т. д.

http://www.rastitelnyj.ru/subtropiki6.htm

Кейс №2

Источник №1

Учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. стр.128 – 130

Источник №2

Животный мир Черноморского побережья представляют 60 видов обитателей. Из хищников можно выделить рысь, кавказского медведя, шакала и барса. Здесь также живут косули, олени, кабаны, выдры, серны и туры. Есть много летучих мышей.

В этих местах большое количество интересных птиц, кроме привычных видов, тут обитают еще и такие необычные птицы: большой канюк, орел-ягнятник, оляпка, желна, кавказский тетерев, витютень.

Кого здесь мало, так это земноводных и пресмыкающихся, иногда можно увидеть черепаху, есть ящерицы, ужи, крупные жабы и тритоны. А из редких видов - красные гадюки и удавы.

На Черноморском побережье Кавказа обитает много прекрасных и удивительных насекомых. Стрекотание цикад можно услышать издалека, иногда встречаются невероятно красивые бабочки, к примеру, редкий олеандровый бражник. Также тут живут светлячки, большие жуки, под названием жужелицы, моллюски и многоножки. Есть и насекомые-вредители: плодовая моль, виноградный долгоносик, черви, которые разрушают деревянные строения.

Из морских животных в этих местах встречаются дельфины, морские коньки, морские иглы, разные диковинные рыбки, крабы и медузы.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/rasteniya-i-zhivotnye-chernomorskogo-poberezhya-kavkaza-opisanie-s-foto-i-video-prirody-kavkaza.html

Источник №3

Отдыхая на побережье, человек чаще проводит свое время на море и поэтому значительно чаще видит дельфинов и чаек, чем лесных зверей и птиц. Однако стоит отойти на несколько километров в горы, и встреча с обитателями субтропического леса становится неизбежной.

«Хозяином леса» является кавказский медведь. По росту и силе он уступает бурому медведю средней полосы России. Летом его можно увидеть на лесных полянах и на лугах.

 http://arhiv.biznesars.ru/wp-content/uploads/2013/09/bear-family.jpg

Осенью, когда созревают каштаны, дикие груши, буковые орешки, косолапый питается ими. Встреча с кавказским медведем для человека не опасна. Косолапый очень труслив, и его легко обратить в паническое бегство неожиданным криком, свистом, выстрелом.

https://images.rapgenius.com/ce5553e86fc4783a790d9a53b1e6d878.1000x611x1.jpg

Широко распространены в лесной зоне и дикие свиньи. В отличие от домашних, они короче по длине корпуса, но зато выше на ногах. Тело их покрыто густой щетиной темно-бурого цвета. Уже при первом взгляде на них поражают непомерно крупная, но узкая и длинная голова и несоразмерное с ней узкое туловище. Самцы вооружены длинными и острыми, как кинжал, клыками, достигающими в длину 12 сантиметров. На кормежку дикие свиньи обыкновенно выходят ночью. Питаются различными фруктами, желудями, орехами, каштанами. Основное местообитание — хвойные и буковые заросли.

http://animal.memozee.com/ArchOLD-2/1105516041.jpg

Одним из представителей хищников является дикий кот. Он крупнее и сильнее домашней кошки. Окраска шерсти - темная. Его излюбленное местопребывание — густые лиственные леса, низины, долины рек, расщелины камней, пещеры, дупла и норы. Основная пища - мелкие грызуны. Мех диких кошек отличается особой прочностью.

http://player.myshared.ru/419973/data/images/img20.jpg

Свирепым, но редко встречающимся хищником является рысь. Она, как и дикий кот, ютится в дуплах, пещерах, расщелинах скал. Посещая места водопоев, рысь устраивает засады, притаившись обычно на дереве или скале, откуда ловко нападает на косуль, серн, оленей, туров и других крупных четвероногих.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/100/dortmund-zoo-img_5518-a.jpg

Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное поистине украшает леса Западного Кавказа. Особенно красив самец, голова которого увенчана ветвистыми рогами. Самки рогов не имеют. Рога самцов в начале весны отпадают, и вскоре после этого начинается рост новых.

http://www.naturfoto-cz.de/bilder/andere/reh-5511.jpg

По красоте своей оленю не уступает косуля. Она так же стройна, горделива и изящна. У этих животных рога имеются только у самцов. Они маловетвисты, но чрезвычайно красивы. Самцы сбрасывают их осенью, а в феврале у них вырастают новые. Бегают эти животные с неимоверной быстротой, легко преодолевая барьеры, совершая прыжки до 8 метров в длину.

http://www.idisuda.ru/article.php?s=7

Кейс №3

Источник №1

Учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. стр. 132 – 133.

Источник №2

Побережье Чёрного моря и реки, впадающие в него, ещё с античных времён плотно заселены людьми. Состояние экологии Чёрного моря в целом благоприятное, несмотря на огромное количество факторов, нарушающих экологическое равновесие в море. Следует отметить загрязнение впадающих в море рек, особенно с полей, удобренных минеральными удобрениями: нитратами и фосфатами. Это влечёт за собой эвтрофикацию (переудобрение) моря и, как следствие — цветение моря, рост фитопланктона, гибель многоклеточных водорослей, уменьшение прозрачности вод. В итоге это приводит к гибели морских животных. Вылов рыбы, уменьшение ее количества и мутация водного мира под воздействием антропогенных факторов, неблагоприятно сказывается на экологии моря. По мнению специалистов, состояние Чёрного моря за последнее десятилетие изменилось не в лучшую сторону.

http://westa-hotel.ru/?p=geography 

Источник №3

В Красную книгу России внесены редкие растения этого региона, такие как, иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный.

Для сохранения редких видов растений и животных, характерных для этого края, в регионе создано заказники и заповедники. Самый известный из них - Сочинский национальный парк. В нем сохраняется неповторимая природа Черноморского побережья Кавказа.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/rasteniya-i-zhivotnye-chernomorskogo-poberezhya-kavkaza-opisanie-s-foto-i-video-prirody-kavkaza.html

Источник № 4

Еще сто — двести лет назад территория Черноморского побережья изобиловала дикими животными, среди которых было много видов — встречавшихся только здесь. К таким животным относятся, например, тур западно-кавказский (тур Северцова), прометеева мышь, кавказский улар (горная индейка), кавказский тетерев, кавказская гадюка (змея Кознакова) и другие. Наличие таких видов объясняется тем, что в далеком прошлом Кавказ в течение длительного времени существовал в виде острова, окруженного морем. 

В конце XIX - начале XX века происходит развитие региона, и, естественно, животный мир начинает испытывать все растущее давление со стороны человека. Адыгейские племена, жившие в гармонии с природой, покинули берега Кавказа, а новые поселенцы стали постепенно истреблять редчайшие виды. Вскоре были истреблены многие ценные звери. В числе истребленных или поставленных на грань исчезновения оказались зубры, олени, туры. В 1924 году был создан Кавказский государственный биосферный заповедник. К моменту его организации в лесах оставалось всего 230 оленей и несколько сотен туров и всего несколько зубров. Последний кавказский зубр был убит браконьерами в 1927 году. Теперь в заповеднике живет 7000 оленей, 4000 туров. Сложнее с зубрами. К 1927 году зубров в мире оставалось всего около 50 голов.

Стадо зубров восстановили, сейчас оно насчитывает 1200 голов. Но это, к сожалению, уже совсем другие зубры. Прошлого вернуть нельзя. 

На Черноморском побережье создана целая цепь государственных заказников. В Таманско-Запорожском охраняют водоплавающую дичь — гусей, лебедей, уток, цапель. Головинский и Туапсинский созданы для того, чтобы олени, кабаны, куницы, норки, лисы и другие обитатели горных лесов могли спокойно жить и размножаться.

Появились на Кавказе и новые обитатели. В 1937-1940 годах в леса Северо-Западного Кавказа были выпушены алтайская белка и енотовидная собака, а позже — североамериканский енот, ондатра, нутрия, которых раньше здесь не было. Уже в 80-е годы в край были завезены олень пятнистый, лань европейская, каменная и серая куропатки.

http://www.idisuda.ru/article.php?s=7

3. Работа в группах

(учитель выполняет роль консультанта)

ФИЗМИНУТКА.

Аудиозапись шума волн.

http://muzofon.com/search/%D1%88%D1%83%D0%BC%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох — выдох, вдох  –  выдох, вдох — выдох.

Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря... Тепло и свет ласкают тело.  

Расслабься  и  послушай   тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

 Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь  глаза   откройте, проснитесь

4. Презентация выступлений

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

5. Подведение итогов. Оценивание

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

V. Подведение итогов урока

– Какова была цель урока? Достигли её?

– Какие знания мы открыли?

– Где могут пригодиться в жизни новые знания?

(высказывания детей)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр. 134 учебника)

– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы)

VI.  Рефлексия

– С каким настроением вы уходите с урока?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем ещё надо поработать?

– Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

Стр. 126-134 (учебник), стр. 60-63 (рабочая тетрадь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "У Чёрного моря" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучени...

Конспект + презентация урока окружающего мира. У Чёрного моря; 4 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9191184","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Тема: У Чёрного моря.Цель урока: сформировать представлен...

Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...

Проверочная работа по окружающему миру "У Чёрного моря" для учащихся 4 класса

Проверочная работа по окружающему миру «У Чёрного моря» составлена по программе Школа России. Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс

Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира "У Черного моря" 4 класс

Коспект урока по предмету окружающий мир по теме "К Черного моря"  поможет учителю в подготовке к уроку. Данное занятие предназначено для учащихся 4 класса по программе "Школа Росс...

Урок окружающего мира "У Чёрного моря"

Урок окружающего мира в 4 классе "У Чёрного моря" (формирование у обучающихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа)...